Общество

Валюта Семиречья. Тайны опиумного рубля 

Константин Козлов

17.04.2025

Какие деньги сто лет назад имели хождение на территории Казахстана

Старшее поколение, конечно, помнит, как в 1993 году молодая казахстанская республика в судорожном порыве всего за считанные дни меняла советские рубли на новую валюту — тенге. Живы еще и те, кто застал деноминацию 1961 года, ну и конечно, совсем глубокие пенсионеры наверняка вспомнят денежную реформу 1947 года. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Оскал перестройки. Как Горбачев зачистил Кунаева

Концы в воду. Строительство ГЭС уничтожит памятники истории

Ламповый двигатель торговли

Однако все это лишь мелочи в сравнении с тем, какие выкрутасы творились с валютой во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Эта тема заслуживает не одной докторской диссертации. 

Революция февраля-марта 1917 года отправила на историческую свалку правление 300-летней династии Романовых. А накопившиеся за много лет царизма социальные и национальные противоречия привели к невиданному общественному расколу и к невероятно жестокой Гражданской войне. В разгар которой куски некогда единого государства раскололись на часто враждебные друг другу образования. Государства и территориальные анклавы времен «гражданки» — предмет особенного интереса историков и политологов. Ведь зачастую именно там черпают свою легитимность как полноценные страны, так и квазигосударства. Современная Грузия прямо провозглашает себя правопреемницей меньшевистской Грузии 1918–1921 годов, да и Казахстан всячески подчеркивает свою преемственность с Алаш-ордой. А с началом кризиса российско-украинских отношений историки не раз поминали и УНР, и повстанцев Нестора Махно, и Донецко-Криворожскую республику. Не говоря уже о прочих образованиях — Одесская, Донская и Кубанская, Горская республики. 

В условиях распавшейся страны разрушилась и финансовая система. И почти каждое из этих новообразований в течение всей без малого пятилетки Гражданской войны периодически выпускала в обращение собственные валюты. 

Причем, в ходу были и «керенки» — деньги Временного правительства, — и оставшиеся на руках царские рубли. А уж валюты воюющих в «гражданке» сторон и не перечислить. Тут и рубли ВСЮР, и советские ассигнации вплоть до рублей Горской республики и Олонецкой губернии. 

На территории современного Казахстана в те времена тоже имели хождения сразу несколько валют. 

На контролируемых «красными» территориях имели хождение так называемые «совзнаки». Деньгами советская власть их старалась не называть — ведь заявленной большевиками целью было построение коммунизма, к которому, помимо всего прочего, прилагалось еще и безденежное общество. 

Впрочем, на полноценные деньги «совзнаки» и впрямь не тянули. В течение своего трехлетнего существования они постоянно обесценивались и в конце концов превратились в ничего не стоящие бумажки. К концу существования этих «денег» номинальная стоимость их уже превышала миллиарды, хотя фактически они уже ничего не стоили. 

В Северном и Восточном Казахстане, контролируемом «белыми» и «Алаш-Ордой», имел хождение сибирский, так называемый, «колчаковский рубль». В 1918–1919 годах руководство «Алаша» выступало в союзе с белым движением.  

Для нужд денежного обращения подконтрольных территорий выпускаются казначейские знаки номиналом в один, пять и десять рублей. Осенью государственный орган переименовывается во Всероссийское Временное правительство, его состав меняется, выпускаются новые номиналы: 50 копеек, три и 300 рублей. В ноябре того же года к власти приходит Колчак, став единоличным правителем, столица переносится в Омск. При Колчаке в качестве денежных знаков стали использоваться специально выпущенные обязательства государственного казначейства номиналом от 25 до 5000 рублей. Долго эти деньги не выпускались. Уже к концу 1919 года власть Колчака на территории нынешнего Казахстана не имела силы. «Красные» заняли крупные города, а «Алаш-Орда» начала прямые переговоры с Владимиром Лениным, лидером большевиков. А сам Колчак эвакуировал свою столицу в Иркутск, где белочехи передали его большевикам, которые его и расстреляли. 

На юге Казахстана довольно быстро установилась советская власть. Здесь выпускался туркестанский рубль. В апреле 1918 года создается Туркестанская АССР в составе РСФСР, просуществовавшая до раздела ее между новообразованными республиками. На территории Туркестана в 1918–1920 годах успели выпустить несколько типов денег: разменные знаки Ташкентского отделения госбанка, не выпущенные денежные знаки номиналом 50 копеек Народного банка, временные кредитные билеты Туркестанского края и билеты ТССР.

Но особое историческое явление — это Семиреченский опиумный рубль. Здесь, как говорится, интересно все, начиная с названия. 

Всего было отпечатано этих опиумных рублей на сумму более чем в 26 миллионов. На дензнаке изображен герб Семиречья революционных лет. В гербе, использовавшемся в период 1878–1917 годов, была корона, которую после падения монархии заменил двуглавый орел, тоже связанный с имперским наследием.

Только с апреля по июнь 1919 года Государственный банк в Верном (бывшем тогда лишь центром Семиреченской области Туркестанской республики) выпустил два с половиной десятка миллионов рублей, обеспеченных опиумом.

В ноябре 1918 года в городе Верный стоимость пуда (примерно 16,38 кг) муки составляла 52 рубля, а такое же количество пшеницы — 45 рублей. Однако в условиях стремительной инфляции денежные средства быстро теряли свою ценность. В то время как в 1918 году обеспечение банкнот низкого номинала (в три и десять рублей) происходило за счет запасов опиума, уже в 1919 году началась эмиссия купюр значительно более высокого достоинства — в 250 и 500 рублей.

Во время Гражданской войны в Средней Азии экономические связи между Туркестаном и остальной частью России были серьезно нарушены. Значительные территории Казахстана контролировали антибольшевистские силы. А традиции выращивания опиума в здешних краях имели давнюю историю. 

С конца XIX столетия земли Семиречья стали важным центром выращивания опийного мака. Полученное здесь сырье переправлялось контрабандным путем в соседний Синьцзян, где пользовалось высоким спросом. Основную часть производства контролировали представители мусульманских общин — дунгане и таранчи (так в те времена именовали часть уйгуров), хотя и русские и украинские поселенцы также занимались культивацией мака. Перевозкой продукции через границу зачастую занимались кочевые казахи и киргизы.

На фоне разрухи, вызванной гражданской войной и упадком сельского хозяйства, опиум стал ключевым источником дохода для региона. Уже в 1918 году силы советской власти начали устанавливать контроль над этим прибыльным промыслом.

Новые власти устраняли прежних производителей — особенно представителей дунганского и таранчинского населения. Для сбора урожая стали привлекаться местные киргизы, а также выходцы из Китая. Опиум, собранный близ Каракола, Пишпека и Жаркента, централизованно отправлялся в Верный, где хранился в отделении Государственного банка.

Примечательно, что денежные знаки, применявшиеся в этих операциях, имели хождение исключительно в районах Семиречья, находившихся под контролем «красных». Так что можно смело считать, что опиумные рубли — ноу-хау местных большевиков. 

В 1920–1921 годах система хозяйствования была окончательно выведена из строя. Продразверстка на селе провела к голоду — денежному расчету (из-за того, что очень часто деньги попросту ничего не стоили) люди чаще предпочитали натуральный обмен продуктами. Местные деньги к тому времени были уже упразднены, а советские ассигнации окончательно обесценились. 

В 1921 году продразверстку заменили продналогом. Большевики пошли на уступки людям и ввели НЭП — новую экономическую политику. Тогда и встал вопрос о том, чтобы приводить в чувство и денежное обращение. 

Задачу поручили видному большевику-экономисту Григорию Сокольникову. Выучившийся в Париже, своим лозунгом Сокольников выбрал парафраз известной фразы Маркса о религии: «Эмиссия — опиум для народного хозяйства». Обесценившиеся совзнаки в 1922 году деноминируют в 10 тысяч раз, в 1923-м — в сто раз. Снова купюры обеспечиваются золотом, и с ноября 1922 года советский червонец содержит те же 7,74 грамма золота, что и царский. 

Разменная монета чеканится из серебра, позднее — из никеля. Так за два с половиной года возникает советский рубль, равный 50 миллиардам прежних.

Советский червонец котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, в Вене, Милане, Риге, Тегеране, Шанхае. В Лондоне и Берлине — с оговорками, но в целом продается и обменивается по всему миру. Для внешнеторговых операций и поддержки курса выпускают и золотые монеты — размером с царский червонец.

Успех этих мер будет недолгим. Все усилия по поднятию конвертации тогдашнего рубля вновь обнулятся после начала коллективизации. Начнется другая история советского рубля, который современники и потомки будут называть деревянным. Сам Сокольников увидит, как пойдут прахом все его усилия, перейдет в стан «правой оппозиции» в ВКП(б) и погибнет в заключении в 1939 году. 

Неконвертируемость и фиктивность курса во многом и станут причиной его краха в начале 1990-х. Ведь даже при распаде СССР предполагалось, что валюта останется единой. Однако в силу разных причин в 1992–93 годах все бывшие союзные республики поспешили перейти на собственные валюты. Впрочем, это — отдельный рассказ. 

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема