«Дроновый скандал» между Россией и НАТО стал видимой частью стратегического сближения Москвы и Пекина. Кремль получил гарантии от Поднебесной и стал резко задирать европейских участников североатлантического альянса. Попутно идут кадровые чистки и перестановки, потому что изменившиеся задачи и целеполагание требуют других людей.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Геополитический пазл ШОС в глобальном калейдоскопе
Кремлевская головоломка. О какой победе мечтает Россия?
Кремль прозевал запрос на репутацию
Точка разворота
После переговоров Владимира Путина с Си Цзиньпином в Тяньцзине на юбилейном саммите ШОС и в ходе Парада по случаю 80-летия победы над милитаристской Японией, российскую политическую линию прям не узнать. Самый яркий пример — это залет внушительной группы дронов «Гербера» на польскую территорию 10 сентября.
Беспилотники шли без боевой части (польская сторона это признает), но целенаправленно вглубь воздушного пространства в юрисдикции Варшавы. Поскольку Польша — член НАТО, премьер-министр Дональд Туск развернул активную деятельность по мобилизации структур самого большого в мире военного союза против России.
И тут выяснилось, что США в лице Дональда Трампа к военной эскалации с Москвой никакого задора не имеют. Франция послала символические три «Миража». Чехия помогла побольше, но Прага на военных весах тянет куда меньше того же Парижа.
После того, как Вашингтон «отморозился», польско-немецкая боевая риторика как-то быстро пошла на спад и вскоре перешла в недовольное бурчание. Войска к границе с Беларусью и анклавной Калининградской областью РФ натовцами перебрасываются, но без громких угроз и жажды схватки первых суток после инцидента.
Потом наблюдатели стали производить что-то вроде инвентаризации действий Кремля в сентябре, и выяснились показательные факты. Установки РЭБ на территории Калининградской области периодически включают помехи для Польши, стран Прибалтики и Швеции, что особенно мешает самолетам враждебных государств (в том числе боевым).
Суда российского «теневого флота» черед Датские проливы конвоируются боевыми кораблями военно-морского флота под Андреевским флагом, из-за чего датчане не рискуют танкеры задерживать и досматривать. Хотя Копенгаген совсем недавно обещал это делать под предлогом «угрозы экологии».
Россия собрала ударные группировки наземных войск против Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Когда началась война в Украине, все эти военные городки были оголены, а теперь вновь заполнены личным составом и средствами ведения войны. Дмитрий Медведев, экс-президент РФ, делает жесткие (скорее даже грубые и оскорбительные) высказывания в отношении Финляндии, находясь на границе с этой страной (тоже членом НАТО).
Европейские участники НАТО сами признают, что им нужно минимум 18 месяцев, чтобы подготовиться к войне с Россией. Но если раньше в Кремле предпочитали не замечать подобных высказываний, то в сентябре он уже сам целенаправленно эскалирует ситуацию. И, как показывает развитие событий, в европейских столицах явно опешили.
Анкара тем временем получила от Москвы взятку. АЭС «Аккую» будет строиться российской стороной из средств, получаемых от поставок российского же газа в Турцию. На этой почве Реджеп Эрдоган — союзник Европы по НАТО — никакой активности на антироссийском направлении не проявляет.
Предыстория
Реальный российский разворот на Восток произошел не вдруг. Ранний Путин, ссылаясь на то, что с коммунистическим проектом в Российской Федерации расстались и к власти пришли буржуины, официально просил принять Москву в Евросоюз и НАТО. Кремлю отказали, и в довольно непочтительной манере.
После Мюнхенской речи 2007 года Владимир Путин предлагал Западу вообще и Европе в частности договориться о принципах и формате нового взаимодействия, поскольку существующие порядки и практики в Кремле считают несправедливыми и неправильными. В ответ опять последовали насмешки.
В 2014 году Россия потеряла Украину, но Крым выступил выигранным очком в проигранной партии. Тем не менее, Москва предлагала снять конфликт и решить вопрос конструктивно. Отсюда упертое следованием «Минским соглашениям», которое можно трактовать в качестве открытой двери для диалога.
Но Запад отвечал санкциями, и на сентябрь 2016 года была назначена встреча Путина и Си Цзиньпина в Китае.
Однако президент России не является диктатором, что бы по этому поводу ни писала либеральная пропаганда. В российской правящей элите он выполняет роль суперарбитра между властно-финансовыми группировками. В данной связи слова и дела (прежде всего дела) Владимира Путина — это средняя результирующая раскладов внутри правящей элиты. Своего рода средняя температура по больнице.
В сентябре 2016-го более сильная часть российского правящего класса сказала тесному сближению с КНР «нет», и в Кремле побоялись бить все горшки с Западом. Встреча лидеров России и Поднебесной в Ханчжоу стала «отрицательно результативной», как принято говорить на новоязе.
Но время шло. Западное игнорирование российских требований по безопасности в какой-то момент перешло все «красные линии» и 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция. Поначалу война была почти как отечественная, но быстро выродилась в коммерческую.
Предложение (уже силовое) Москвы к Западу договориться на приемлемых условиях для двух сторон (в конце концов реальный компромисс — это когда все стороны одинаково недовольны) в очередной раз были отвергнуты.
Коллективный Запад заявил, что никакого договора не будет, а дешевые ресурсы России ему больше не нужны — они нужны ему даром. Техническим способом решения такого вопроса западными «партнерами» виделась победа на поле боя и расчленение Российской Федерации.
В ходе боев выяснилось, что хотя коллективный тимур иванов в российских вооруженных силах украл чрезвычайно много, но Москва может опереться на остатки Советской Атлантиды в виде уцелевших заводов и людей, которые были октябрятами, пионерами и комсомольцами. А вот Запад деградировал в промышленной сфере гораздо больше, чем сам о себе думал.
Ситуация перешла в стратегический пат. Россия и коллективный Запад могут не проиграть, но у них нет ресурсов (в самом широком смысле: интеллектуальных, организационных, волевых, военных, экономических, информационных, дипломатических, культурных) победить в формате «за явным преимуществом».
На Аляске президенты Путин и Трамп договорились по экономике, но не по геополитике. А вот в Китае хозяин Кремля и председатель КНР нашли взаимопонимание в чем-то фундаментальном. При этом Си Цзиньпин, в отличие от Дональда Трампа, не меняет своих решений в тот же день и его слово очень много стоит.
Процесс
На саммите ШОС Поднебесная через своего лидера озвучила пару кардинальных вещей. Во-первых, Пекин заявил, что у него есть глобальный проект, а значит и образ будущего. Во-вторых, искренне вступающим в союз с КНР обещаны гарантии.
Искренне — это синоним полноценно. Потому что дорога союзничества может быть только двусторонней. Даже если у союзников несопоставимые по размерам потенциалы, все равно понятно, честно они несут бремя обязательств и делят совместные успехи, или нет.
После распада СССР Российская Федерация превратилась в страну, которая продает за рубеж сырье и на вырученные деньги импортирует готовую продукцию. «Труба» в широком смысле была направлена в Европу (на Запад). Люди по ее обслуживанию (топ-менеджеры верхнего уровня) знали западные языки, были пропитаны западной культурой и владели навыками работы в среде западной элиты и ее финансовых институтов.
При развороте на Восток они оказались не нужны. На десятки идет счет одних топ-менеджеров компаний нефтегазовой отрасли, которые «вышли в окно» в физическом смысле этого слова. Потому что не все захотели передавать собственность и активы, либо слишком сильно проросли в озеро Комо, Куршавель, миланские дома мод и далее по списку.
Отдельный блок русскоязычного олигархата просто убежал на Запад и поменял гражданство. Из-за этого в том числе соотношение сил в российском правящем классе так принципиально поменялось к сентябрю 2025-го по сравнению с аналогичным месяцем в 2016-ом.
Следование в фарватере Китая требует определенного государственного дресс-кода. В Поднебесной категорически не приветствуется коррупция, особенно вызывающая. После того, как экс-губернатор Курской области был вынужден застрелиться, сейчас ее руководителем является Александр Хинштейн. Он человек из обоймы Путина (третьего примерно круга) и до недавнего времени считался «странным», поскольку не участвовал в коррупционных схемах. Но вот критерии поменялись, из-за чего Хинштейна поставили на очень коррумпированную область даже без должного управленческого опыта.
Война требует ресурсов. В современной России олигарх — это часто должность. То есть человека ставят на позицию, а он в ответ должен осуществлять определенные функциональные обязанности. Нерадивых олигархов сейчас меняют на «правильных». Плюс довольно заметная чистка в региональном кадровом корпусе — по уровню губернаторов, вице-губернаторов и мэров серьезных городов включительно. Генералы армии и МВД тоже стали частыми клиентами СИЗО.
Для России с реальным разворотом на Восток поменялся геополитический фон и неизбежно изменились процессы, которые происходят на таком фоне. Вопросы войны и мира, кадров и торговли требуют перемен под воздействием гравитации китайского вектора. Зато Кремль получил куда больше разнообразных возможностей на тех направлениях, где Пекин санкционирует его активность.
Фото из открытых источников