Не нами замечено, что постулат о необходимости готовиться к следующим выборам сразу же, как закончились предыдущие, не работает в гражданском секторе и особенно среди тех, кто называет себя оппозицией — они даже сами это признают. Только действующая власть, похоже, двигается в этом ключе, хотя и не всегда осознанно. Однако каждое напоминание или намеки, данные ее представителями на тему выборов, вместо конструктива вызывают в казахстанском обществе домыслы о том, будто скоро грядут «очередные внеочередные». Так ли это на самом деле? Почему представители общества, в том числе и гражданского сектора, не проявляют инициативы, а порой и вовсе «включают игнор»? Попробуем разобраться.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Воспитание будущего: «Адал азамат» в действии
О новых акимах
Начнем еще с того, что многие почему-то не обратили внимание на слова Токаева по «электоральному поводу» на IV заседании Национального курултая в Бурабае. Во-первых, он подчеркнул, что органы местной власти прошли через серьезную трансформацию именно благодаря воплощенной в жизнь возможности не только избирать, но и быть избранными. Напомнив о том, что за последние три с лишним года корпус сельских акимов обновился на 72%, президент подчеркнул, что каждый третий новый аким ранее не работал на государственной службе.
Но некоторые СМИ и отдельная бригада блогеров почему-то зацепились за озвученное на Курултае предложение открыть «школу акимов», а не на том, что в систему местной исполнительной власти стали приходить новые люди.
Честно говоря, не понимаем сарказма по поводу инициативы обучать акимов, ранее не имевших опыта не только руководящей, но и хозяйственной деятельности. В то же время эти самые блогеры и часть «независимой» прессы периодически выводят на первые полосы новости о том, как попался на коррупции или административном правонарушении кто-то из них (акимов, а не блогеров-журналистов). Более того, наверное, в каждую редакцию попадают письма от сельчан, которые жалуются на непрофессионализм новых глав сельских округов, а если почитать местную прессу, то иногда задаешься вопросом — как люди могли проголосовать за такого?
Ответ на этот вопрос мы постараемся найти чуть ниже, а пока вспомним, что Касым-Жомарт Кемелевич, упомянув о 45 акимах районов и городов областного значения, избранных в пилотном режиме, сделал важное заявление: «С этого года все районные акимы будут избираться гражданами напрямую». Но оно, если и попало в новостные ленты, то вообще не было никак прокомментировано большинством — в первую очередь теми, кто ранее участвовал в избирательных кампаниях различного уровня.
Упустить возможность
А ведь прежняя оппозиция требовала прямых выборов акимов на протяжении десятилетий. Более того, она была готова к ним, имея широкую сеть региональных представительств и филиалов, понимая, что именно в регионах таится настоящая электоральная сила. Кроме того, некоторые независимые политологи и политтехнологи оппонентов прошлой власти откровенно говорили о необходимости поэтапного входа во власть, а также формирования культуры управления страной.
Впрочем, тогда тоже мало прислушивались к таким здравым мыслям, считая, что можно получить «все и сразу», делая акцент в своей агитационно-пропагандистской деятельности только на президентских или парламентских выборах. Да и то, только тогда, когда о них объявят власти, каждый раз забывая, что с населением надо работать постоянно, а не только в электоральный период. Но эта формула почему-то не действует. Напротив, создается устойчивое мнение, что только государство соблюдает эти принципы, причем не только потому, что это ее конституционные обязанности, но и по причине желания чиновников сохранить свои позиции — ведь надо исполнять предвыборные обещания, а также стремиться идти дальше и выше.
Вообще, президент (и не только он) не просто так каждый раз упоминает о проведенных и грядущих выборах на разных площадках. Это говорит не просто о готовности власти вступить в электоральную схватку и уж точно не ради какого-то бахвальства, а о том, что нынешняя власть сама стремится к самосовершенствованию и модернизации (в отличие от той же оппозиции). И это не красивые слова из пресс-релиза или цитаты из доклада, а реальность, продиктованная временем.
Тут надо признать, что в прежние времена и представители высшей власти особо не желали, чтобы им кто-то мешал или «ломал систему» изнутри. Поэтому поэтапно ограничивалось право быть избранным, делая особый упор на представительных и законодательных органах власти. Если сравнить тот период с изменениями, произошедшими в этом плане за последние три года, то, действительно, придется признать у нынешнего руководства Казахстана и намерений, и политической воли развивать и совершенствовать систему управления государством. Во всяком случае, глупо отрицать разницу между убегавшим от многодетных мамочек акимом Алматы Бауыржаном Байбеком и нынешним, исправно встречающимся с горожанами Ерболатом Досаевым. Не то, чтобы это ему особо хотелось, однако таковы новые правила работы госаппарата. И тут речь идет о назначенном главой государства чиновнике, чего уж говорить об избранных населением акимах — им ответ держать приходится просто в силу политических амбиций.
Лет десять назад даже подобной дискуссии о том, должен ли общаться с народом аким или даже акимчик, не возникло бы. Как говорится, вспомните то время и почувствуйте разницу.
Быть избранным
К сожалению, сравнивая модель поведения представителей гражданского общества тогда и сейчас, можно констатировать, что особого развития не наблюдается, даже если воспользоваться биноклем. Почему никто из медийных персон, с дивана критикующих власть, не пожелал, скажем, выдвинуться кандидатом в акимы Талгара? Вы что-то слышали о том, чтобы кто-то из ярких представителей гражданского сектора заявил о намерении участвовать в этих выборах? Мы тоже нет. А ведь это прогремевший на всю страну после резонансного убийства 16-летнего подростка город. На этой предвыборной кампании, даже без возможности выиграть, можно было попросту попиариться, чем обычно любят заниматься «активисты», но и этого не наблюдалось. В крайнем случае можно было поддержать кого-нибудь из уже зарегистрированных местных кандидатов — уже даже не ради пиара или победы, а для практики проведения выборов в новом формате.
Но, похоже, для них районные акимы — это мелочь, не говоря уже о сельских округах. Но, извините, а что, в селах граждане Казахстана не живут? Или у них какое-то другое право голоса? В этом плане всем (не только гражданским активистам, но и зарегистрированным партиям, а также сотням общественных организаций) надо понять необходимость отхода от «городского мышления». Понимаем, что вся политика делается в больших городах, и даже не в областных центрах. Но ведь инструмент этой политики живет по всей стране. Странно, но эти люди (к которым мы обращаемся) считают, что имеют право выступать от имени всего народа Казахстана. Напомнить норму Конституции РК по этому поводу? Ну, ту, что говорит о праве граждан РК в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, праве «избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме».
Впрочем, не станем больше критиковать тех, кто слишком много о себе возомнил, желая себя попробовать сразу в большой политике, но даже не пройдя через выборы в ОСИ (КСК). Еще раз — по нашему убеждению, участие в выборах сельских акимов и предстоящих в этом году выборах акимов районов и городов областного значения, является серьезной возможностью отточить свои политические навыки. А вообще, следует с горьким выводом признать, что нынешняя оппозиция (на этот раз без кавычек, хотя с ходу даже трудно сказать, кто ее представляет сегодня) и большая часть гражданского сектора проиграла бой за электорат по причине неявки на ринг. Тут, конечно, можно, а иногда нужно сослаться на инфантильного избирателя, но это, скажем так, не главная причина. Например, когда не продается тот или иной товар, никто не станет винить отсталого или жадного покупателя — все дело либо в плохой рекламе (и ее отсутствии), либо в некачественном товаре.
Очередные внеочередные?
А вот власти, между прочим, как раз-таки сейчас делают упор на регионы. Причем, в самых разных аспектах — экономическом, политическом, культурном, образовательном и всем другом, включая соблюдение прав человека и защиту детей. Примеров тому, как мы говорили выше, много, но мы сегодня не об этом.
Завершая сегодняшнюю тему, обратимся и к рядовым казахстанцам (хотя, признаться, не очень любим это словосочетание в силу какой-то его отстраненности). Но на этот раз не будем многословны. Во-первых, гражданин, по нашему мнению, это не только налогоплательщик (это другая тема для разговора), но и избиратель. Во-вторых, выбор, если это касается практически любой электоральной кампании, всегда есть, а неучастие в них кого-либо из тех, кто любит выступать от имени народа, это его, активиста-оппозиционера, проблемы, а не ваши. В-третьих, попробуйте хотя бы чисто теоретически представить себя в роли акима своего села или района — пошли бы на это?
Ах да, мы хотели поразмышлять об очередных внеочередных выборах. Будут ли таковые в обозримом будущем? Эта тема является одной из «попсовых» и одновременно «конспирологических». При этом замечено, что спикеры и ведущие начинают с видом глубоких аналитиков подбирать кандидатов в преемники действующего президента или же его оппонентов, которые в основном якобы должны представлять «старый Казахстан». Но, во-первых, сам Токаев еще в начале года дал понять, что уходить раньше срока не собирается, равно как каким-либо образом продлять его. Во-вторых, практически никоим образом не упомянуты те, кто мог бы представлять то самое гражданское общество, конструктивную (подчеркнем, именно такую) оппозицию или просто в виде спарринг-партнера.
То есть, опять извините, тут либо нет достойных кандидатов, либо все это является латентным подтверждением того, что конкурировать с действующей верховной властью не имеет смысла. Просто реально представить нечего — даже какие-то заоблачные обещания, не говоря о действенной предвыборной программе. Похоже, то же самое можно сказать и про «мелкие» для кого-то выборы райакимов. А вот власть, и это следует признать, хотим мы того или нет, не просто всегда готова к выборам всех уровней, но и сама постоянно выступает за них.
В общем, мы в эту самую конспирологию вдаваться не собираемся, а констатируем факт — никаких особых поводов и причин для проведения внеочередных президентских и даже парламентских выборов нет. Придется сконцентрироваться на выборах акимов районов и городов областного значения. Причем, это будет важно не только для жителей этих самых районов, но и для всей страны в целом, для всего общества и, конечно же, самой власти.
Фото из открытых источников