Начнем с хорошего. Наверное, мы не станем перечислять все направления, по которым были достигнуты двусторонние договоренности, подписаны соглашения и приняты меморандумы. Хотя бы потому, что простое их перечисление займет добрую половину этого материала. Да и любой интересующийся может легко найти их – визит широко освещался в прессе и получил неплохую поддержку в социальных сетях.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Турция как фактор безопасности Центральной Азии
В первую очередь, конечно, это касалось заявления президента Турции о намерении поддержать «братский казахстанский народ» в случае опасности. Отметим, что на прошлогоднем саммите Тюркского совета в Стамбуле, кроме преобразования «Тюрксоя» в Организацию Тюркских государств, была принята «Стамбульская декларация». Среди нескольких десятков ее пунктов значилась и поддержка суверенитета и территориальной целостности стран-участниц. Что же касается договора между нашими оборонными ведомствами, то пока известно о двух немаловажных деталях. Это сотрудничество в области военной разведки и производство в Казахстане ударно-разведывательных беспилотников ANKA.
Тут, хочешь или не хочешь, вспоминаешь о нашем северном соседе и союзнике. Не секрет, что казахстанское небо фактически закрывается российскими ПВО. Формально, это совместно, но де-факто многое находится в руках ВКС РФ. В немалой степени это относится и к военной разведке, которая входит в единую базу ОДКБ, а также – в рамках двустороннего договора. Поэтому, как показывает практика войны в Украине, беспилотники являются прекрасной альтернативой, когда ты не можешь контролировать свое (чужое нам не нужно) небо. К слову, по некоторым техническим характеристикам, «Анка» по многим тактико-техническим характеристиками превосходит «Байрактар» и немного дороже его. И еще. Это первый факт, когда Турция предоставляет возможность производства своих беспилотников в других странах. В конце прошлого года было объявлено о сборке «Байрактаров» в Украине (при этом собирались оснащать БПЛА украинскими двигателями), но российское вторжение, судя по всему, отодвинуло эти планы.
Небольшое отступление. Нужно обратить внимание на заблуждение некоторых наших коллег и даже именитых политологов, которые подчеркивают, что договор о военном сотрудничестве подписывался представителями армий из «фактически противостоящих друг другу блоков». Во-первых, это далеко не первое соглашение о сотрудничестве в области обороны между Казахстаном и Турцией – только в этом году уже были такие прецеденты. Кроме этого, пару месяцев назад руководство Министерства обороны РК пару месяцев назад встречалось с коллегами из Великобритании, а перед этим – с военным атташе Посольства США. Речь, кроме прочего, шла об обучении. Во-вторых, ОДКБ де-юре не является военным блоком – во всяком случаем, в той мере, каковым является НАТО. Да и противопоставление их походит либо на кремлевскую риторику, либо на старую советскую привычку.
Что-то похожее стало появляться в российских СМИ. Не так много, но стиль похожий. Например, в «Спутнике» (где Симоньян учредитель) вышло мнение некоего военного обозревателя, который заявил, что «Анка» – это «троянский конь», мол, казахи сами себя подставляют, и что надо российские беспилотники брать. Ну, и далее в духе «НАТО нас окружает» и что-то подобное. Другими словами, вполне ожидаемая реакция.
Однако, объективно говоря, предполагалось, что будет более жесткая информационная атака. Примерно такая же, как была после принятия «Стамбульской декларации» в ноябре 2021 года, когда буквально со всех щелей стали кричать о «неосманаизме», возрождении «Турецкой империи», потери суверенитета братскими азиатскими республиками и так далее. Но даже большинство кремлевских пропагандистов как-то проигнорировало и анонс визита Токаева в Анкару, и достигнутые там соглашения, и даже договора в военной сфере, и совместные заявления, по сути, делающие из России опасного соседа-агрессора.
Так почему Москва, как предсказывали аналитики и эксперты, не отреагировала должным образом? Сначала может показаться, что она слишком погрязла в войне и ей попросту не до этого. С другой стороны, она якобы решила смягчить риторику из опасения потерять союзника и партнера (на Минск особо рассчитывать не приходится). Также можно было подумать, что там решили взять паузу и сначала узнать обо всем из первых уст – от самого президента Токаева, которого пригласили на празднование 30-летия ОДКБ в Москву. Напомним, Касым-Жомарт Кемелевич приглашение с благодарностью принял, а вот его поездка еще не была анонсирована.
На самом деле, для Кремля «расширенное партнерство» Казахстана и Турции – это неплохой и во многом единственный шанс «прорубить окно в Европу» (через «железный занавес» санкций). А заодно – в Азию, Америку и Австралию. Ведь, кроме всего прочего, в Анкаре были достигнуты соглашения по развитию транспортной инфраструктуры, доставки грузов и нефтегазовой логистики.
Конечно, чтобы быть более конкретным, нужно будет внимательно изучить все подписанные договора и принятые меморандумы, но уже сейчас можно говорить, что Россия просто вынуждена умерить свой былой пыл и ждать. Это как когда тебя на свадьбу не пригласили (поругался и с женихом, и с невестой, и с их родственниками), а ты просишь более удачливого друга принести «сарқыт» в виде пирога и заранее смирился с тем, что друг этот придет поздно, сытым и довольным.
Впрочем, пока еще рано оптимистично думать, что мы в роли такого друга, который может что-то диктовать и «становиться в позу». Хотелось бы этого, конечно, но еще раз повторим – пока еще рано что-либо утверждать. Однако, судя по всему, ждать особо долго не придется. Полное понимание придет уже в течение ближайших нескольких месяцев. А может быть, и раньше…
Фото из открытых источников