Сегодняшняя напряженная ситуация в Афганистане лишний раз показывает важность укрепления военного потенциала и обороноспособности стран Центральной Азии. Нам нельзя полагаться только лишь на ОДКБ – необходимо развивать разные направления военного и военно-технического сотрудничества. Ведь, как известно, в целях обеспечения надежной (разносторонней) безопасности не следует опираться в основном только на одного внешнего «военного» партнера. Представляется, что одним из дополнительных союзников по укреплению нашей безопасности может стать Турция. Тем более что она проявляет к этому интерес.
Недавно в Кыргызстане и Таджикистане с визитом побывал министр обороны Турции Хулуси Акар, предложивший Бишкеку и Душанбе углубить взаимное военное сотрудничество, в том числе по борьбе с терроризмом. Турки также выразили готовность поделиться с Таджикистаном опытом в деле охраны границ и оказать Кыргызстану военную-техническую помощь. С остальными странами нашего региона Анкара уже развивает тесное военное и военно-техническое сотрудничество, особенно с Казахстаном. В прошлом году на такой уровень сотрудничества с Турцией вышел и Узбекистан.
В середине прошлого месяца стало известно, что Вашингтон и Анкара договорились, что турецкие военные будут охранять аэропорт в Кабуле после завершения миссии НАТО в Афганистане. Получается, что для США Турция станет одним из главных союзников-партнеров в Южной и Центральной Азии. (Напомню, что на днях Дж. Байден заявил, что США оставляют за собой возможность в случае необходимости наносить удары по Афганистану с больших дистанций. То есть Вашингтон не поставил крест на своих геополитических планах в регионе.)
Может быть, поэтому министр обороны Турции предложил Таджикистану сотрудничество в охране таджикско-афганской границы. Иначе говоря, нельзя исключать, что Анкара получила от Вашингтона карт-бланш по развитию влияния Турции на страны ЦА. Неслучайно после встречи с Эрдоганом Дж. Байден дал понять, что США с Турцией имеет разные взаимные интересы и проекты. Тем самым сотрудничество наших стран с Турцией может стать одним из механизмов обеспечения баланса сил держав в нашем регионе.
Да, Талибан недавно в Москве гарантировал, что не будет вмешиваться во внутренние дела стран ЦА и не собирается покушаться на их безопасность. Однако в самом Талибане нет единого командования, чтобы полностью выполнять такие обещания. К тому же, помимо Талибана, есть и другие группировки в Афганистане, которые имеют большие интересы в ЦА, к примеру, в виде создания исламского государства Хорасан. И вполне возможно, что некоторые геополитические игроки готовы затеять в нашем регионе большую «игру», чтобы половить в мутной воде крупную рыбу. В этой связи отметим, что, по данным ряда СМИ, некоторые силы из Пакистана активно поддерживают Талибан. В свою очередь Китай ведет какие-то переговоры с Талибаном о сотрудничестве, имея большое влияние на Исламабад. Таким образом, глубокое сотрудничество с Турцией по вопросам укрепления безопасности может весьма пригодиться странам ЦА.
В этом плане Турции есть чему научить нас, так как турецкая армия, военная промышленность сейчас является одной из самых мощных в мире. Следует отметить, что Турция в этом году возглавила силы быстрого реагирования НАТО, что говорит не только о прочности позиций Анкары в этой организации, а прежде всего – о высокой военной мощи турецкой армии. Как вы знаете, армия Турции в НАТО – вторая по мощи после военных сил США. Так, численность сухопутных сил Турции составляет 260 тысяч человек, в ВМФ - 45 тысяч, в ВВС - 50 тысяч. С подкреплениями и резервистами ВС Турции в военное время могут выставить свыше 900 тыс. человек. Общий мобилизационный потенциал вооруженных сил Турции равен 8 млн солдат и офицеров. Турция имеет на вооружении 270 многоцелевых истребителей F-16. А на авиабазе «Инджирлик» находятся ядерные бомбы B61, которые хоть и находятся под строгим военным контролем США, но в случае войны могут быть применены для защиты Турции. Короче говоря, обороноспособность Турции находится на высоком уровне.
В Турции налажено производство собственного высокоэффективного вооружения. Показательно, что несколько турецких ВПК компаний входят в 100 ведущих военных компаний мира. О качестве ряда турецких вооружений можно судить по растущему спросу на них, к примеру, на БПЛА Байрактар ТВ-2, «Анка-S», бронемашины «Кирпи» и «Вуран» с колесной формулой 4x4, бронетранспортеры «Эйдер Ялчин», системы радиоэлектронной борьбы и оптико-электронные системы и прочее. В Турции создается собственная легкая бронетехника, самоходная и зенитная артиллерия, другие виды высокотехнологичного вооружения. Турция опережает большинство членов НАТО, Россию, Японию и другие страны в производстве малогабаритных крылатых ракет для авиации. На вооружении турецкой армии стоит надежная тактическая ракета Bora с дальностью 280 километров и боевой частью массой 480 кг (разрабатываются ракеты с большей дальностью). В Турции также испытали крылатые ракеты корабельного базирования, а противокорабельные ракеты собственной разработки уже выпускаются.
Турция обладает большим потенциалом в военной электронике, морском подводном оружии, ракетах, лазерах и др. У Турции значительный опыт в авиастроении, поскольку турки участвовали в программе F-35, научились производить сборку F-16. В Турции строится легкий авианосец «Анадолу», который также будет носителем беспилотников. Вообще турецкая судостроительная промышленность имеет возможности строить и ремонтировать суды общим тоннажом в 50 тысяч тонн в год. Компания Baykar разрабатывает БПЛА TB-3 и поставит его флоту в 2022 году. Готовятся к серийному выпуску торпеды турецкой разработки «Акия», помимо противокорабельных ракет «Атмака».
Турция разрабатывает ЗРК ближнего, среднего и дальнего радиусов действия HISAR, некоторые из которых уже поступили на вооружение, а остальные прошли успешные испытания и готовятся к серийному производству. К слову, обозреватели Китайской оружейной промышленной корпорации высоко оценили боевые качества действующих ЗРК HISAR. Два месяца назад в Турции успешно испытали усовершенствованный ЗРК HISAR A+. Таким образом, вкупе с российскими С-400 турки будут иметь высокоэффективную систему ПВО. Между прочим, как сообщалось, в Турции после изучения С-400 начали разрабатывать противорадиолокационную ракету «АКВАВА», которая сможет обходить радары С-400.
Важной целью турецкого ВПК является ракетостроение, спутники и космические технологии. Р. Эрдоган заявил, что Турция собирается стать ядерной державой. Проведено испытание экспериментальных сверхлегких ракет-носителей для микроспутников (выше 100 км высоты), которые начнут полноценно работать в 2025 году. В феврале т. г. сообщалось, что в Турции создали гибридную ракету, с помощью которой в 2023 году турки доставят на Луну беспилотный аппарат. В Турции принята космическая программа, по которой будет построен собственный космодром, отправлен в космос турецкий космонавт, запущены новые «военные» и «гражданские» спутники.
Турция также собирается соорудить свою региональную спутниковую навигационную систему, которая станет хорошей альтернативой другим системам спутниковой связи. Сейчас на орбите Земли находятся 4 активных турецких спутника, большинство из которых являются почти 100% собственной разработкой. К ним вскоре присоединятся еще несколько спутников, полностью произведенных на основе турецкого оборудования. В Турции разрабатывается собственный высокоэффективный механизм в сфере кибербезопасности, что очень востребовано в эту цифровую эпоху. К столетию Турецкой Республики в 2023 году турки намерены запустить первый беспилотный военный самолëт полностью своего производства.
Турецкие военные первыми в мире в бою уничтожили вражеский беспилотник с помощью лазерного оружия, установленного на шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости. Данные оптико-электронные системы наведения (лазеры) производит турецкая компания Aselsan, с которой, кстати, в Казахстане реализуются совместные проекты. В Турции сейчас готовятся к серийному выпуску собственного беспилотного военного судна под названием ULAQ-1. Тем самым Турция станет третьей страной в мире, после США и Китая, имеющей такие корабли. Турецкая армия имеет на вооружении антиторпеды, которые в мире есть еще только у России.
После войны в Карабахе мир был, можно сказать, «взбудоражен» высокой эффективностью турецких БПЛА Байрактар-ТВ2. Пошли разговоры о том, что эти БПЛА изменили характер современной войны, турецкой геополитики. Много также говорится о том, что Байрактар-ТВ2 являются лишь сборкой, состоящей из разных иностранных деталей. На самом деле ключевая часть этих БПЛА является полностью турецкой разработкой, в частности, конструкция и программное обеспечение. Недаром Великобритания намерена закупать вместо американских БПЛА Protector турецкие Байрактар-TB2, которые в десять раз дешевле, да и не менее эффективны.
Таким образом, Турция может стать для нас одним из источников укрепления нашей безопасности практически по всему ее спектру, благо для этого у турецкой военной экономики есть большие возможности. Модернизация сделала из Турции одну из самых развитых стран мира. Собственно, после обретения нашими странами независимости, начиная с 1990-х годов турки уже привнесли в наши культуры, экономики некоторые хорошие образцы своей цивилизации. Так, опыт работы в нашем регионе турецких учебных заведений показал их высокую эффективность в деле получения довольно качественного образования, отрывающего «дороги» к обучению на Западе.
После того, как, видимо, с подачи турецких спецслужб похитили и вывезли из Кыргызстана О. Инанды, многие региональные эксперты, общественные деятели стали менее дружественнее относиться к Анкаре, политике Р. Эрдогана. Ведь О. Инанды был гражданином Кыргызстана. Словом, турецкие спецслужбы действовали, как у себя дома, выкрав его оттуда и продемонстрировав, что для Анкары, по крайней мере Кыргызстан, является, условно говоря, «младшим братом». В результате, очевидно, снизилась потенциальная роль команды Р. Эрдогана в интеграции тюркского мира. Тем не менее, полагаю, что этот инцидент не может негативно сказываться на взаимоотношениях наших народов, стран. Ведь политики уходят и приходят, а национальные интересы остаются навечно, даже если они иногда не поддерживаются политиками. Как ни крути, но Турция для большинства стран ЦА является достаточно близкой в историческом и этнокультурном плане, несмотря на то, что нас разделяет довольно большое расстояние…