Прежде всего, надо отметить, что закон об иноагентах возник не на пустом месте. Об этом в социальных сетях писали многие пользователи интернета. А когда осенью 2023 года Минфин РК опубликовал список тех, кто получает иностранное финансирование, то всех упомянутых в СМИ мгновенно назвали иноагентами. Но власти и депутаты, прежде всего, которые должны были первыми откликнуться, хранили молчание на протяжении всего 2024 года. И лишь когда в США начали проверку USAID и других ведомств, через которые шло финансирование государств, НПО и медиа, народные избранники решили проявить инициативу и выступили с призывом о проверке всех структур, получавших иностранное финансирование, с указанием полученных сумм и на что они тратились.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
USAID и Казахстан: ревизия «мягкой силы»
Инструмент контроля: закон об иноагентах нужен был еще вчера
По стопам Трампа. Когда в РК разработают закон об иноагентах?
Тон задала фракция Народной партии Казахстана (НПК). Надо отдать должное, бывшие коммунисты, как никто другой, понимают важность идеологической составляющей, и к чему приводит ее отсутствие. В общем-то, все, что озвучивали в течение февраля сначала Магеррам Магеррамов, а затем Ирина Смирнова, стало ответом на то, что давно обсуждалось и в кулуарах государственных органов, и на кухнях простых казахстанцев. Своеобразный всплеск всех этих разговоров случился после публикации упомянутого выше списка министерства финансов в 2023 году. Однако новый импульс произошел после того, как Илон Маск, которому президент США Дональд Трамп поручил заняться оптимизацией, призвал проверить все ведомства, которые занимались финансированием иностранных государств, НПО и медиа. Первым под раздачу попало агентство USAID, причем его Илон Маск назвал преступной организацией, которой пора умереть.
И вот здесь-то первыми бой на себя решили принять члены депутатской фракции от НПК. Поэтому весьма логичным и последовательным выглядит намерение НПК заняться разработкой закона об иноагентах. Мировая практика показывает, что такой закон необходим, если мы хотим стабильности и мира в своей стране. Национальная безопасность Казахстана должна быть обеспечена со всех сторон, и в первую очередь на законодательном уровне.
Мажилисмен Ирина Смирнова заявила, что в парламенте будут разрабатываться сразу два законопроекта. Один об иногагентах, которым займется фракция от НПК, а второй законопроект будет посвящен регулированию деятельности НПО. Депутат упомянула, что законопроекты предназначаются для борьбы с дезинформацией и недопущения вмешательства различных фондов и НПО в политику страны. Под прикрытием демократической риторики различные организации на самом деле разворовали миллиардные бюджеты, отметила депутат.
В ответ на критику о том, что власти пытаются задушить свободу слова и разрабатываемые законопроекты тому подтверждение, представитель Народной партии ответила, что речь идет о борьбе с дезинформацией и недопущении посягательств на основы государства. Было подчеркнуто, что в реальности защита свободы слова и других демократических прав и свобод носила избирательный характер.
Надо полагать, одними из требований разрабатываемых законопроектов станут нормы об обязательных отчетах перед фискальными органами и обеспечении полной прозрачности деятельности всех НПО, медиа и фондов, действующих в стране.
По словам Ирины Смирновой, концепция законопроекта об иноагентах сейчас обсуждается депутатами. Когда парламент приступит к рассмотрению данного законопроекта, пока неизвестно.
Тем временем опубликован новый список получателей иностранного финансирования. Согласно обновленному реестру, число получателей снизилось. Если осенью 2023 года в списке было 240 физических и юридических лиц, то сейчас их 200. Но при этом сами полученные суммы практически не снизились.
В этой связи телеграмм-канал «Евразийский брифинг» отмечает: «Существенное снижение количества физических и юридических лиц в реестре, при фактически не изменившейся общей сумме иностранного финансирования, указывает на то, что ряд лиц в Казахстане пересмотрели целесообразность получения иностранной помощи после предыдущего обнародования данных. Таким образом, соответствующий реестр постепенно превращается в список убежденных получателей иностранного финансирования». Думается, с таким выводом можно только согласиться. Тем же, кто хочет знать, какие именно персоны остаются в числе постоянных получателей иностранного финансировании, советую обратиться к публикации данного Telegram-канала или же к реестру на сайте комитета госдоходов.
Ощущение дежавю от знакомых лиц будет точным отражением того, какие эмоции испытает человек, читая список. И на самом деле окажется, что почти все получатели иностранного финансирования известны. Например, журналисты Айнур Коскина и Сергей Дуванов, утверждающие, что они независимы и не получают иностранного финансирования, некая Бахытжан Торегожина, провозглашающая себя правозащитником, но при этом никто не знает, кого именно она защитила. И много других организаций и персон, часто мелькающих в СМИ и интернете, но не приносящих пользу.
Словом, список удивления не вызовет. Попадут ли упомянутые в нем лица под статус иногагентов, и как они станут это обстоятельство использовать? Очевидно, что некоторые даже будут стремиться попасть в список иноагентов и понятно почему. Такой статус позволит получать политические очки у западных покровителей вкупе с увеличением финансирования. Кроме того, появится возможность перемещения на Запад, используя этот статус.
Учтут ли все подобные нюансы при разработке новых законов? Привлекут ли общественность к выработке новых норм? Вот вопросы, на которые сегодня у парламентариев нет ответа. А ведь чем скорее появятся ответы, тем эффективнее окажется реализации такого закона.
Фото из открытых источников