В правительстве, наконец, обратили внимание на призывы депутатской фракции Народной партии Казахстана о проверке того, что и как финансировало агентство USAID в нашей стране.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
По стопам Трампа. Когда в РК разработают закон об иноагентах?
«Герои» января. В РК взялись за разжигателей
Первое заявление на эту тему прозвучало в феврале этого года от депутата Магеррама Магеррамова. Депутат напомнил, что направил запрос с просьбой выяснить, какие именно проекты финансировало агентство USAID в нашей стране. Очевидно, сделать такой запрос парламентария подвигли сообщения в СМИ о стычке между защитниками традиционных ценностей и представительниц ЛГБТ. Так или иначе, но, по мнению Магеррама Магеррамова, USAID мог финансировать ЛГБТ-инициативы, протестные движения и некоторые социальные программы, имеющие спорный характер. В своем запросе депутат настаивал на том, чтобы министерство национальной экономики и Минюст провели полную проверку, кому, сколько и на какие цели выделялось финансирование от USAID.
Вслед за товарищем и коллегой с заявлением от имени фракции НПК выступила Ирина Смирнова. Однако их призывы к проверке деятельности агентства почти месяц оставались без рассмотрения. И вот в канун Наурыза вице-премьер Серик Жумангарин ответил депутатам.
«Работа в данном направлении будет продолжена в части проведения детального анализа деятельности USAID по изучению финансируемых проектов и программ, их целей, соответствие заявленных целей фактическим результатам», — основное, что можно понять из ответа вице-премьера. Вероятно, месяц понадобился для изучения того, что было сделано, так как в своем ответе высокопоставленный госслужащий отметил, к примеру, и сотрудничество правительства с USAID в сфере цифровизации таможенных процедур. Он указал, что Комитету госдоходов «передано на безвозмездной основе серверное оборудование в количестве 12 единиц на сумму 385 818 400 тенге».
В то же время основная деятельность USAID была направлена не на сотрудничество с правительством Казахстана, а на поддержку НПО, медиа, гражданского общества. Под гражданским обществом, вероятно, следует понимать ЛГБТ-инициативы, о которых упоминали депутаты, отдельных активистов. Так, список тех, кто получал иностранное финансирование, в том числе и от USAID, можно найти на сайтах официальных органов. А всего на различные программы в Казахстане было направлено в период с 2001-го по 2024 год около 2,7 млрд долларов, судя по информации на сайте Госдепа США.
Как сообщалось в 2024 году, иностранное финансирование в нашей стране получали около 200 организаций. Большая часть получаемых средств шла из США через различные источники, включая USAID. Из открытых источников известно, что общественное объединение «Қадір қасиет» в 2021 году получило 460 тысяч долларов. Освоение этих средств было рассчитано на 2,5 года. Деньги предназначались для мероприятий, направленных на повышение роли женщин в государственном управлении. Иначе говоря, активисты данного объединения ломились в открытую дверь, так как власти приняли решение о квотировании женщин в депутатском корпусе и в органах управления.
Кого защищает Фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», который также получал финансирование? На этот вопрос некоторые с ходу дадут ответ: журналистов. А вот и нет. Потому что среди тех, кого защищал фонд, одни и те же лица, но нет, к примеру, журналистов, которых вызывают на допросы в правоохранительные органы, не дают заниматься журналистской деятельностью, особенно в регионах.
Иными словами, тщательная проверка полученных средств и того, как они расходовались, назревала давно. Получается, что в реальности зарубежные деньги должны были способствовать нескольким целям. В первую очередь, формированию «мягкой силы» США в нашей стране. Далее идет отход от традиционных ценностей. Все это можно было наблюдать на митингах якобы в защиту прав женщин, а на деле превращавшихся в демонстративную пропаганду установок ЛГБТ-сообщества. Причем эти митинги отличались агрессивной манерой поведения организаторов акций. Словом, то, о чем говорили в своих заявлениях бывшие коммунисты — депутаты мажилиса.
В то же время хотелось бы, что власти больше информировали о том, как идет проверка деятельности USAID в Казахстане, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка. Надо прямо говорить о том, что ряд реализуемых программ агентства был направлен на улучшение объектов энергетики, обеспечение медицинским оборудованием и т.д. В общем, надо отделять зерна от плевел. Вместе с тем необходимо указывать, какие именно задачи должны были решать получатели денег и чем конкретно они занимались.
Напомню, что в самих США идет проверка деятельности агентства. Илон Маск, которому президент Трамп поручил заниматься оптимизацией, назвал USAID преступной организацией и заявил, что ей «пора умереть». На данный момент сокращено число программ. Их осталось примерно около тысячи и всех их, по словам госсекретаря Марко Рубио, будут тщательно контролировать. Госекретарь заявил, что большая часть средств программ агентства тратилась во вред самим США. Что уж тогда говорить о нас?
Фото из открытых источников