Культура

Ибрай Алтынсарин: отец казахского феминизма

Константин Козлов

07.03.2025

Как Алтынсарин открыл казашкам мир мужских профессий

Сейчас, когда женский вопрос вновь стал актуальным и вызывает едва ли не еще больше споров, чем сотню-полторы лет назад, нелишне будет вспомнить ключевую фигуру, сделавшую многое для казахских женщин. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Ляйля Галимжанова: Я мечтала, как папа вернется домой

Медеу или Медео? В честь кого назван легендарный каток

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Вообще, в истории казахов эмансипированных женщин было немало. Сегодня это иконы отечественного феминизма. В прошлые века казахская степь знала и легендарных сакских цариц Томирис и Зарину, и участниц казахско-джунгарских войн: Айтолкын — дочь султана Абылая, Есенбике — дочь Карасай-батыра, Айбике — дочь Буланбай-батыра и дочь Кабанбай-батыра Гаухар, создавшую первый женский разведывательный отряд. Можно вспомнить знаменитую Бопай-ханум, жену Абулхаир-хана, которая активно вмешивалась в государственные и дипломатические дела Казахского ханства и влияла на политику мужа. Или внучку Абылай-хана Айганым, ставшую первой женщиной-султаном в области Сибирских киргизов. 

Хотя, конечно, это были лишь единичные примеры. Исключения, которые подтверждают правило. Ведь эти девушки были, в основном, представительницами степной элиты. Девушки из простых семей явно не могли себе позволить подобной дерзости. Их удел — обеспечивать быт кочевников. И пусть эта фраза давно навязла в зубах, но «хранительницу очага» поминали и сто, и двести лет назад. 

Впрочем, жизнь Ибрая Алтынсарина пришлась на период, когда мир стремительно менялся. Времена героинь казахо-джунгарских и тем более древних скифских войн давно прошли. Казахстан уже находился в составе Российской Империи, и патриархальные традиции были весьма сильны: как традиционные казахские, так и русские. Тем не менее, идеи реформаторства и просвещения не могли обойти стороной казахскую степь. Тем паче, что зародились они на северо-западе — в самой европейской точке современного Казахстана. Вообще, вторая половина XIX века — уникальное время, когда сошлось несколько факторов, позволивших появиться на свет казахскому феминизму (тогда этот процесс назывался эмансипацией). 

Заслугу Ибрая Алтынсарина в защите прав женщин трудно переоценить. Обучаясь в интернате при Оренбургской пограничной комиссии, он читал много русской и европейской литературы, которая, конечно, повлияла на становление его личности. А в 50-60-е годы позапрошлого века невероятную популярность среди читающей публики имел роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», где впервые ставились вопросы касательно положения женщины в обществе и того, что она может себе позволить. Идея о том, что женщина имеет право на гораздо большее, чем то, что определено ей современным обществом, буквально витала в атмосфере и Европы, и России. Это не могло не повлиять на Ибрая Алтынсарина, который, с одной стороны, был чуток ко всему новому, с другой — видел плачевное положение большинства своих соплеменниц. 

Ибрай Алтынсарин был человеком прогрессивным для своего времени. Сказалась, конечно, принадлежность к элитному классу, которая сделала его более восприимчивым к этим передовым идеям. 

Родился Алтынсарин 1 ноября 1841 в ауле Аракарагай современной Костанайской области. Рано лишившись отца, он воспитывался своим дедом, известным бием Балгожой Жанбуршиным. Многие биографы отмечали с ранних лет его особо обостренное чувство справедливости. 

Будучи неравнодушным к судьбам других людей, едва только он окончил гимназию, делом жизни Алтынсарина стало народное образование. Первой ступенью его карьеры была казахская школа в Тургае в 1860 году, где он преподавал русский язык. Успехам его проектов во многом способствовало близкое знакомство с учеными-востоковедами Василием Григорьевым и Николаем Ильминским, с которыми он встретился в Оренбурге. Будучи влиятельными людьми, они могли замолвить за него словечко в Петербурге. Хотя со временем и сам Ибрай Алтынсарин приобрел авторитет в глазах столичных чиновников. Многие влиятельные современники недолюбливали Ибрая и писали царским властям доносы на него. Один раз Оренбургский департамент полиции даже завел на него дело, однако оно быстро развалилось. А очередной донос возымел обратный эффект — в Оренбург прибыл министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой дабы лично познакомиться с Алтынсариным. В результате он приобрел в лице Алтынсарина друга и соратника. Дмитрий Андреевич назначил Ибрая Алтынсарина инспектором казахских школ в Тургайской области. Переводя на современный язык, инспектор казахских школ — почти то же самое, что министр среднего образования. В разные годы Алтынсарин работал на разных должностях — от делопроизводителя Тургайского уездного управления до уездного судьи — но именно на педагогическом поприще он сделал себе имя и заслужил благодарность потомков. Неслучайно озеро, где он построил дом и прожил до конца жизни, назвали Инспекторским. В честь должности Алтынсарина, получается.  

Надо сказать, что в самый разгар работы Алтынсарина произошло судьбоносное событие. В 1871 году император Александр II издал указ, который разрешал женщинам работать на государственных должностях. Вслед за этим в различных регионах страны возникла острая потребность в квалифицированных сотрудницах. В больших городах для этого существовали Институты благородных девиц и «бестужевские курсы», однако в провинциальных местах, особенно на национальных окраинах, подобные учреждения были редкостью. В этих условиях понадобился человек с авторитетом, как Ибрай Алтынсарин, который смог добиться от властей открытия первого женского училища в Иргизе. Изначально ученицами этого учебного заведения были только русские девочки, но уже в 1888 году при училище появился интернат для казахских девочек. Позднее аналогичные учреждения появились в Тургае, Кустанае, Карабутаке и Актюбинске.

Парадоксально, но, например, в городе Верном (Алматы) первый набор в училище для мусульманских девушек откроется только в 1910-е годы! Так что северо-запад Казахстана в этом вопросе был в авангарде. 

Школы, основанные Алтынсариным и его учениками по новому методу, помогли казахским девушкам овладеть русским и еще двумя языками: как правило, одним европейским и одним восточным, что обеспечивало им необходимые знания для поступления в университеты России и Европы.

И вскоре этот метод обучения дал свои первые всходы. Сегодня они считаются пионерками женского движения Казахстана. 

На педагогическом поприще карьеры строили такие выдающиеся личности, как Хуснижамал Нуралыханова, ставшая первой женщиной-педагогом Казахстана и открывшая в конце XIX века первую школу для казахских девочек. В начале XX века Газиза Малдыбаева, работая с мужем Мустахимом, основала несколько новых национальных школ.

Педагогикой, впрочем, дело не ограничивалось. К примеру, Мариям Сейдалина и Назипа Кулжанова стали первопроходцами казахской женской прессы. Кулжанова, работавшая в национально-демократических изданиях, а позднее и в советских газетах, также писала учебники и занималась переводами.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить первую женщину-врача казахского происхождения в Российской империи — ею стала Гульсум Асфендиарова, закончившая Петербургский женский медицинский институт в 1908 году.

Сам же Алтынсарин успел увидеть лишь самые первые плоды своих усилий. Умер он в 1889 году в Костанае (тогда — Николаевске). По сей день историки спорят: что стало причиной смерти еще не старого человека в самом расцвете сил. По одной из версий, на большом празднике в Тургайской области Алтынсарин повздорил с одним из баев из рода аргын — Толебаем, публика встала на сторону бая и избила Ибрая. Полученные травмы и стали причиной болезни, от которой он уже не оправился. 

Любопытно, но иной раз можно удивиться: сколько кульбитов выдала история, что спустя полтора столетия казахстанское общество вновь осталось с теми же вопросами, что и во времена Алтынсарина. Опять обсуждается: надо ли женщинам учиться и работать или надеть паранджу и молчать в тряпочку. Шутки шутками, но многие предлагают это на полном серьезе. Не стоит, конечно, сбрасывать со счетов архаизацию, охватившую общество под видом «религиозного возрождения». 

Увы, вновь, как никогда актуально преследование прогрессивных современников, которые имеют смелость говорит не то, что нравится большинству. Однако то, что вопросы, поднимавшиеся еще великим Алтынсариным, актуальны и сегодня, говорит о важности идей, которые он нам завещал. И уже наша ответственность, как мы воплотим их в жизнь и адаптируем с учетом нынешних вызовов времени.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема