В алматинском Театре юного зрителя имени Натальи Сац представили спектакль «Грамматика любви» — попытку прочесть Бунина не через призму школьной программы, а как живой, чувственный текст, наполненный музыкой и светом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Театральная неотложка: утром в блоге — вечером в спектакле
Сиротливый запад: ирландский конфликт на алматинской сцене
В постановке Ирины Симоновой театр попытался осмыслить прозу Ивана Бунина как живую материю, в которой из прошлого проступают голоса любви, утраты и вечной тоски по невозможному. «Грамматика любви» устроена как мистерия, где прямо на сцене оживают персонажи бунинских рассказов — словно их вызвали из тумана памяти. Герои приходят и уходят, кружатся в танце, говорят, молчат, плачут и исчезают, уступая место другим. Все это — не столько последовательное повествование, сколько цепочка сцен, музыкальных и пластических этюдов, связанных одной темой: любовью, которая не спасает, а губит.
Режиссер Ирина Симонова отмечает: «Для меня «Грамматика любви» — это не просто спектакль по произведениям Ивана Бунина, а эмоциональное путешествие через судьбы и времена. Мы постарались сохранить ту тонкую поэтическую интонацию, которой дышит его проза. Бунин воспринимает любовь как силу, способную вдохновлять и разрушать, приносить свет и боль одновременно».
Спектакль действительно построен как поток воспоминаний и чувств. Это чередование этюдов, музыкально-танцевальных дивертисментов и традиционных инсценировок, объединенных одной темой — любовью, не знающей ни времени, ни возраста. В основе инсценировки несколько рассказов, среди которых непосредственно «Грамматика любви», а также «Натали», «Темные аллеи» и некоторые другие
В первом герой вспоминает юношеское чувство, столь чистое и наивное, что оно кажется почти неправдоподобным в своем совершенстве. В «Натали» на место идеала приходит усталость и осознание, что счастье давно прошло мимо. А «Темные аллеи» завершают эту внутреннюю трилогию мотивом поздней встречи, где любовь уже не свет, а память о нем. Все три истории сходятся в одной точке — любви как роковой силе, ведущей к утрате и смерти, но не перестающей при этом быть источником красоты.
Режиссер Ирина Симонова видит этот мир как хрупкий хоровод чувств и образов. Пластика, музыка, вокальные вставки и мягкий свет создают атмосферу сновидения, где время перестает существовать. Хотя периодически намекается и на актуальность: для многих сегодня снова свежи чувства Бунина, особенно по части его тоски по Родине. Когда он в 1920 году покинул Россию, не желая того, но и не будучи в силах мирится с большевистским режимом.
Тем не менее, в представленной нам консервативной меланхолии кроется, однако, и слабость спектакля: по мере действия эмоциональный ритм замирает, действие становится предсказуемым, а сцена — почти музейной витриной. Все красиво, благородно и безупречно стилизовано, но, увы, без того нервного дыхания, которое сегодня делает театр живым.
Тем не менее, в работе чувствуется уважение к Бунину — к его поэтической точности, музыкальности фразы и вечной теме любви как испытания души. Возможно, этот спектакль и не для тех, кто ищет в театре динамику и современный нерв. Он для тех, кто готов слушать тишину и смотреть, как на сцене медленно угасает свеча — как память о прошлом, которое не вернуть.
Этот международный проект станет первым аккордом в череде юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию главного детского театра страны. Данная постановка осуществляется в рамках проекта «Русские сезоны». Тематика и формат «Русских сезонов» разнообразны: от концертов классической музыки и театральных постановок до фестивалей кинематографистов, художественных выставок, просветительских проектов, лекций и мастер-классов.
Бренд «Русские сезоны» появился более ста лет назад, когда в 1908 году известный деятель искусств Сергей Дягилев начал проводить в Европе и Америке выступления звезд русской оперы и балета, а также выставки шедевров изобразительного искусства. Благородная миссия Дягилева нашла свое продолжение сегодня. И, вероятно, скоро последуют и новые проекты.
Фото из открытых источников