Проект осуществлен фондом имени Батырхана Шукенова и является своеобразной инвентаризацией музыкального наследия независимого Казахстана. Или же кратким подведением итогов того пути, который отечественная музыка (кроме классической) прошла за 33 года.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
ЖЗЛ в кинематографе: от Шокая до Хаджимукана
Музыку знаю на слух — Бекулан Орынбасар
Шоу Димаша Кудайбергена продлили в Астане
По замыслу сборник напоминает проект Леонида Парфенова «Намедни». Здесь тоже музыканты предстают в качестве феноменов, появившихся или наиболее громко заявивших о себе в тот или иной год минувшей 33-летки. Впрочем, есть и существенные отличия: все «феномены» расположены по разделам. Поскольку очевидно, что говорить о каком-то одном музыканте, характерном для того или иного года, в ущерб другому нельзя. Тем более, если они представляют разные стили, направления и «музыкальные лагеря». Понятное дело, что ставить в один ряд, например, громко заявившую о себе в 2005 году группу Magic of nomads, ныне подзабытый коллектив Domino и Заттыбека Копбосынова просто невозможно. Поэтому в книге рассказывается отдельно о группах, отдельно о сольных артистах. Более того, подробному разбору подвергаются и явления, характерные для конкретного времени: мальчиковые и девичьи группы 1990-х и 2000-х, целый пласт «тойских» певцов. Ну, и понятно, что невозможно обойти вниманием явление Q-popa, появившееся как ответ на К-Рор в 2010-е годы. Или же неожиданно поднявшийся и столь же быстро и неожиданно угасший казахстанский рок 2000-х. В общем, материалов для изучения и ностальгии в книге собрано немало.
Книгу писал и собирал информацию клллектив авторов, также в преамбуле к каждой главе имеется эссе одного из музыкальных критиков или журналистов, исследовавших тему. Среди авторов и тех, кто сделал вклад в исследование, упоминаются: Мади Мамбетов, Роман Райфельд, Виолетта Тельманова, Руслан Якупов, Тамерлан Сатыбалдиев, Злата Удовиченко и многие другие.
Среди тех, с кем были проведены интервью для сбора информации — музыкальные продюсеры, промоутеры и редакторы Досболат Адилов, Женис Сейдоллаулы, Адиль Жамбакиев, Жан Кастеев, Багым Мухитденова, Рашид Ботбаев, Ермен Анти, Карлыгаш Макатова, Данияр Жиенбаев, Эмиль Досов, Тимур Назаргалиев, Айбек Жанысбаев и многие другие.
«Данные о некоторых артистах нашей команде удавалось найти в Сети: это страницы в «Википедии», сайты ивент-агентств и даже комментарии под видео на YouTube. С этой точки рения круг тех, кто каким-то образом приложил руку к этой работе, поистине масштабен. К сожалению, традицию фиксировать информацию о своем творчестве для широкой аудитории среди наших музыкантов сохранили лишь единицы», — говорится в предисловии книги.
Помогли архивы старейших казахстанских СМИ и конкретные журналисты, сохранившие первоисточники публикаций, ведь очень многие сайты с соответствующей информацией попросту канули в Лету.
Рассказы о группах и артистах, как правило, лаконичные. Чаще всего составленные по принципу: откуда взялись – когда максимально прославились – куда исчезли – чем занимаются сейчас. Куда интереснее, когда рассматривается целый феномен. Как, например, коммерциализация образов артистов.
«Большая часть аудитории в основном воспринимала артистов только через образы, транслируемые различными медиа, а сам образ зачастую строился на запросе публики — это касалось как внешних характеристик, так и личностных. Несоответствие сценического образа артиста его жизни вне сцены способствовало очередному витку популярности так называемой бульварной прессы. Подогревали интерес к звездам также репортажи из светской хроники, где, как правило, о музыкантах писали не с точки зрения их профессиональных достижений, а исходя из их положения в тусовке и появления на разного рода мероприятиях, которых в процессе тотальной коммерциализации в начале нулевых проводилось все больше. Именно поэтому, к сожалению, в процессе работы над этой книгой информацию о творчестве многих артистов приходилось исследовать через призму их светской активности или архивов с публикациями об их личной жизни, а плоды превалирования светской хроники над музыкальной журналистикой пожинаем до сих пор», — так описывается в книге эпоха «нулевых» в казахстанской музыке.
Есть и другие феномены, описываемые в книге. Так называемые, «казахские ночи» — когда казахоязычную музыку, дабы соблюсти квоту контента, исполняемого на государственном языке, ставили в теле- и радиоэфиры в основном за полночь. В то время как в прайме царили в основном русскоязычные исполнители.
Авторы энциклопедии полагают, что во многом ситуацию начал менять не кто-нибудь, а Батырхан Шукенов. Напомним, после ухода из «А-Студио» Батыр выпустил в 2002 году альбом «Отан Ана». И это стало прецедентом — едва ли ни главный русскоязычный певец Казахстана сделал качественный материал на казахском языке и это «зашло» народу! Во многом там кроются истоки ренессанса казахоязычной музыки в 2010-х. Интересен и взгляд на рэп и кальян-поп, когда многие посчитали, что отечественные исполнители уже не будут петь на русском языке, именно эти жанры вернули русский на отечественную сцену. Более того, впервые со времен «А-Студио» отечественные исполнители стали популярными на всем постсоветском пространстве. Спектр огромен: от Скриптонита и Масла Черного Тмина до Джа Калиба и группы Jigits.
Немало внимания уделено и площадкам, сыгравшим существенную роль в развитии казахстанской эстрады: от радиостанций начала 1990-х и музыкальных телепередач той поры до современных адаптаций мировых форматов типа «Маски» (не пропуская, разумеется, сделавший революцию на отечественной эстраде проект «Суперстар.Kz»). А вот конкурсы и фестивали, увы, в качестве поставщиков кадров отечественной эстраде, практически закончились как явление. Книга напоминает о том какой вклад в свое время сделали «Азия Дауысы» и «Жас Канат».
В общем, книгу стоит почитать по нескольким причинам. Можно проследить большой путь, пройденный нашей сценой за годы независимости, понять, откуда и куда движется наша поп-культура. Да и просто умилиться и вспомнить юные годы: для кого-то они ассоциируются с дуэтом L и группой «Бублики», для других — с Дильназ Ахмадиевой и группой «KeshYou», а для третьих и вовсе с Кайратом Нуртасом и Ерке Есмахан. Музыка и ностальгия у всех своя!
Фото из открытых источников