Не столь часто выпадает возможность посмотреть кино неформатное — то самое, которое, может быть, и пустят в прокат, но пробудет оно там недолго. Хотя могут быть и исключения.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Интересный проект был представлен в международной программе кинофестиваля «Евразия», проходящего в эти дни в Алматы — испано-португало-французский фильм «Дни одиночества» режиссера Альберто Серры. Люди, пришедшие на показ случайно, долго не могли понять, какой фильм они смотрят: документальный или художественный? Действительно, поначалу кажется, что перед нами артхаусный фильм о тореадоре. И лишь спустя продолжительное время мы обнаруживаем, что это документальная история, повествующая об одном дне из жизни тореадора. Главное действующее лицо — известный в Испании тореадор Андрес Рока Рей. Он настоящий мэтр корриды, несмотря на свой молодой возраст — ему всего 28 лет. Ну а то, что зрители почти час гадали, художественный этот фильм или документальный — лучшее подтверждение тому, что тореадоров не зря считают первоклассными актерами. Все-таки работа с животными к этому всячески располагает, тем более с такими специфическими, как быки.
В фильме все показано предельно натуралистично — мало того, что мы видим тяжелые травмы тореадора, так еще и мучения быка, которого впоследствии закалывают на потеху публике. И хотя все ужасаются этому варварству, и сам тореадор, кажется, что на пределе — выхода нет. Народ хочет зрелищ, туристы ездят в Испанию за корридой. Поэтому это кровавое зрелище живо. Хотя ареал его весьма сократился в последнее время. Но сколько тут гуманности, а сколько политики — еще вопрос. Не секрет, что главная отвергающая корриду провинция — это Каталония, всячески дистанцирующаяся от остальной Испании. Впрочем, это тема для отдельного документального фильма.
Можно обратить внимание еще на фильм «Жоктау» Аруана Анартая. По сюжету фильма, Дархан, молодой ученый, возвращается домой после семилетнего отсутствия вместе со своей девушкой Еленой. Его дед Сагат приглашает их отправиться в путешествие к себе в аул. В этом пути каждому из них предстоит столкнуться с испытанием принятия и понимания, проверяя на прочность невидимые нити, что связывают их друг с другом.
Здесь снова поднята проблема параллельного сосуществования двух миров: космополитичного городского и аутентичного аульного. Город, где все стремятся к равенству, и аул, где отродясь ничего не меняется. Где женщины поднимаются рано утром и готовят на всю семью, жарят баурсаки и шельпеки на поминки, где за разными столами сидят мужчины и женщины, и где вряд ли что-то поменяется.
Фильмов, где все эти миры сталкиваются, великое множество. От комедий до драм и даже хорроров. Здесь же нам дана просто панорама. Как такового конфликта в фильме нет. Даже русская девушка главного героя на удивление быстро, не задавая вопросов и даже не удивляясь, вписывается в аульный пейзаж.
Даже показной надрывный плач — собственно, сам «Жоктау» не вызывает у нее удивления. Хотя как раз здесь поле для фантазии непаханное. Но, возможно, из страха уйти в массово-зрительскую банальщину все в этом фильме дано лишь мазками, а остальное могут додумать зрители. Что ж, и такое вполне возможно.
О фильме «Кадет» мы уже писали и напишем позже, когда он выйдет в прокат. Можно лишь сказать, что это редкий для нашего кино синтез жанров хоррора, социальной драмы и политического памфлета. Так что с Нового года можно будет начать киносезон с этой новой картины Адильхана Ержанова.
Фото из открытых источников