Пишу о нем в настоящем времени. Ведь поразительным образом все его друзья признавались, что Дастан незримо присутствует рядом. И в этом не было ни капли пафоса или неискренности.
С Дастаном в свое время меня познакомил старинный товарищ – Адлет Кумар, которого я называю не иначе как Адлет-писатель. Мы с ним часто вспоминаем Дастана, но вспоминаем спокойно, без слез и печали. Кажется, за эти два пандемийных года, когда все мы теряли родных и друзей, вдруг поменялось отношение к смерти. Вдруг абсолютно стало ясно, что жизнь продолжается. Продолжается в твоих детях, в друзьях, в твоих делах.
Вот и Адик говорит, что «время не лечит, но оно успокаивает, дает понимание, какую огромную нишу в нашей жизни занимали те, кого мы потеряли. И должен признаться, это не скорбные страницы. Это теплые и яркие воспоминания. Это приятные моменты, которые мягко всплывают, когда ощущаешь присутствие друга. Его смех, улыбку, шутки, даже подтрунивание».
Адлет написал в фейсбуке после вечера памяти Дастана: «Время глубокой, беспощадной скорби прошло, ты не можешь жить в этом постоянно. Ты мягко перелистываешь воспоминания и хочешь отметить свою любовь к другу, не как к потерянной части себя, а наоборот. Как к светлой странице своей жизни. Отметить так, как бы хотел отпраздновать юбилей твой товарищ.
И мы – те, кто был счастлив жить рядом с Дастаном, провели тихий приятный творческий вечер. Читали его стихи, слушали его любимые песни, играли сами, много вспоминали. Мы чествовали его удивительную, богатую на эмоции и события жизнь. Не плакали, а улыбались и много аплодировали друг другу, раскрывая все новые и новые ипостаси Дастана. Главное, родители уходили, закутанные в теплые покрывала нашей любви и уважения к их замечательному сыну. Который для многих из нас не ушел взаправду. Он лишь зашел в тень, чтобы говорить с нами внутри нас».
Вчера все вспоминали детство, юность, молодые годы Дастана. По сути, говорили о себе. Ведь все мы свидетели последних лет СССР, первых лет независимого Казахстана.
Я слушала его друзей и вдруг осознала: как давно мы живем, что успели многое пройти через эпохи, даже пережили словно войну эти странные 1990-е годы.
Дастан закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ в Москве. Еще в студенческие годы он написал дипломную работу на тему типологизации бюрократических режимов истории — от древних царств до современных тоталитарных государств. «В ней особые главы посвящались революциям и установлению тоталитарных режимов в Германии и СССР, а также связь этих явлений с Иранской революцией 1979 года. Впоследствии это сформировало мое понимание того, какие события могут последовать в любой стране, в которой происходит и завершается процесс первоначального накопления капитала. А это напрямую касалось и касается и нашей страны», – рассказывал мне в беседе Дастан.
После Москвы, в первые годы независимости, попал на работу в молодой МИД в качестве 3-го секретаря Консульского управления в Алма-Ате. Позже, в замечательную эпоху 1990-х годов, он с друзьями основал телекомпанию ДАЛА-ТВ, производственную студию, которая очень быстро достигла успеха.
Позже был Генеральным директором Казахского телевидения, а впоследствии и финансовым директором уже государственного предприятия «Агентство «Хабар». Вспоминал, что то время было наполнено энтузиазмом творческого созидания и минимумом цензуры.
В 2002-м году принял участие в создании Центра коммуникативных технологий «Репутация», а затем и фонда «Перспектива». Эти компании осуществляли политический консалтинг уже на очень серьёзном уровне. Это и PR, и предвыборные кампании, моделирование процессов в государстве и постоянное изучение нашего общества. Консультировали крупные компании, политических персон, партии и администрацию президента.
В 2004 году поступил на госслужбу и уехал в Астану. Был советником Председателя Сената (тогда им был Н. Абыкаев). Защитил бизнес-докторскую диссертацию в Российской Академии бизнеса при президенте РФ. Его научным руководителем был Марат Тажин. Диссертация была посвящена теме управления международным имиджем и страновым брендом РК. Благодаря Тажину начал работать в МИДе.
Но ушел с госслужбы. Как вспоминал сам Дастан: «Я понял, что такой проект, как госкарьера, для меня зашел в некий смысловой тупик. Не скажу, что это было только разочарование. Во время государственной службы я получил огромный поток информации, жизненных знаний и понимания того, как устроены наши государство и общество. И наши люди».
Ушел, чтобы завершить свою книгу. Это роман-верлибр «История про хорошего и доброго парня», изданный в Москве, в издательстве «Художественная литература». Сквозной сюжет романа – интерпретации библейского сюжета, и 12 историй 12-ти апостолов.
К тому времени были изданы сборники стихов, выпущенные в печать в издательстве «Жибек жолы». Для первого сборника вступительное слово писал Мурат Ауэзов, для второго – издатель и знаменитый поэт Бахытжан Канапьянов.
«Мне кажется, что нас, в очередной раз, после 1980-х – 1990-х годов, опять швыряет в пучину перемен, чтобы мы продолжали идти по стезе понимания. Понимания глубин того, что с нами происходит и будет происходить на духовном, да и просто на жизненно-практическом уровне. Не зря мы «поколение перемен». – объяснял Дастан. – За всей этой суматохой кризисов, крушений, пертурбаций мы обязаны находить время для переосмысления. К примеру, поколения войн и революций были лишены такой возможности – надо было просто выживать. Наверное, поэтому моя книга – это ода нашему поколению, которое пережило многое и еще многое предстоит. В предисловии в ней сказано, что в период распада СССР многие примерно знали, что происходит в политике или экономике. Но тому, что происходило на уровне духовного выбора каждого, особо никто не придавал значения. А на самом деле, это не только постсоветский идеологический вакуум. Это глобальная ситуация. Возможно, сейчас все человечество находится в духовном безвременье, в ожидании чего-то».