Чем учебные программы Назарбаев Интеллектуальных школ отличаются от тех, по которым занимаются государственные школы, каков вклад НИШ в отечественное среднее образование и чего ждут от выпускников интеллектуальных школ? На эти и другие вопросы нам ответил Ермек Пайзов, директор НИШ физико-математического направления города Алматы.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Позволь смиренно преклонить колени…
Комфортная школа: прорыв в образовании или путь с препятствиями?
— Как давно вы работаете в системе НИШ? Какова была основная идея создания НИШ?
— Я работаю в НИШ с 2009 года, можно сказать, с основания Назарбаев Интеллектуальных школ. Основная цель создания НИШ — подготовка высокоинтеллектуальных молодых людей, готовых хорошо обучаться, идти в науку, в исследования. И наша задача сейчас — подготовить всесторонне развитых личностей. Я думаю, за 15 лет работы НИШ не только Казахстан, но и все СНГ видит, что это один из успешных кейсов в среднем образовании. Мы транслируем свой опыт и в общеобразовательные школы Казахстана, и его изучают сейчас другие страны. Думаю, это один из уникальных наших проектов, который показал свою эффективность.
— Чем НИШ отличается от традиционных школ и какие инновационные подходы внедрены в образовательный процесс?
— Главная особенность и отличие — это образовательная программа. За основу нашей программы мы взяли в 2011 году Кембриджскую и включили туда наши казахстанские стандарты, лучший, так скажем, отечественный опыт и сделали свою уникальную программу, NIS — Programme, которая авторизована международными организациями и признана более чем 150 университетами.
Уникальность — в программе. И в том, как мы изначально выстроили подготовку учителей, и как мы повышали их квалификацию, ставили высокие стандарты. Можно сказать, что наши уникальность и отличие от общеобразовательных школ заключаются в нашей программе.
— В чем суть вашей программы?
— Например, мы придерживаемся политики трехъязычия. Эта политика успешно внедрена и реализована. Все выпускники, которые заканчивают НИШ, свободно владеют тремя языками. Надо понимать, что свободное владение — не бытовое. Это академический язык на свободном уровне.
Особенность в том, что программа в старшей школе ведется полностью на английском языке. И около 60% процентов программы направлено на проектно-исследовательскую работу.
Уникальность нашей программы в том, что мы развиваем детей всесторонне как личностей, то есть ребенок «заточен» не на один какой-то предмет, а выпустившись из НИШ, может выбрать себе подходящую профессию, а в течение жизни, по мере необходимости — поменять выбранное направление. Мы видим, что сегодня будущее зависит не от какой-то однажды выбранной профессии, а от навыков молодых ребят.
И еще одной особенностью нашей программы является то, что она ориентирована на ценности, мы глубоко изучаем культуру и историю, занимаемся воспитанием детей в духе наших ценностей — это тоже одно из наших преимуществ. Мы закладываем в стенах нашей школы, в первую очередь, патриотические чувства, любовь к своей малой родине, к нашей республике, к своей семье. Конечно, они тоже понимают, что на них возложена большая ответственность — на них смотрит не только школа, но и вся страна.
Об этом мы говорим и их родителям при встрече — эти дети уникальны, они должны оправдать надежды нашей страны.
— Почему вы считаете важным акцентировать внимание на STEM-дисциплинах (наука, технологии, инженерия, математика) в рамках учебной программы НИШ?
— STEM — понятие, которое пришло к нам из Америки. Мы его успешно реализуем через интеграцию предметов, программ. И очень много проектов, которых выходят из стен школ на республиканский и международный уровень.
STEM только зарождается в Казахстане в своем уникальном виде. Я думаю, в нашей стране должны быть свои особенности. Потому что мы смотрим на зарубежный опыт, но есть много факторов, от которых зависит, как что-то реализуется у них и как у нас. Поэтому у нас в НИШ программы STEM немного отличаются. Например, мы во многие проекты внедряем программирование, IT-направления, потому что за этим будущее, и мы сейчас акцентируем внимание на информатике.
Сейчас у нас хорошо идут научные проекты по STEM-направлению, которые связаны с химией, физикой, биологией. И все эти проекты мы стараемся интегрировать с программированием. В этом году мы зарегистрировали 87 научных проектов, которые будут проходить отбор на локальном, городском уровне. Эти проекты сопровождают наши учителя плюс мы привлекаем ученых из университетов. Также привлекаем IT-специалистов, работающих в компаниях, на производстве. Так мы стараемся сделать, чтобы проекты детей были направлены на потребителя, чтобы они были полезны для общества и получили дальнейшую жизнь. Мы всегда говорим детям, чтобы их проекты не были краткосрочными, чтобы они были средне- и долгосрочными, чтобы они могли продолжать их в вузе и дойти до сути исследования, или вывести разработку на рынок.
Задача STEM-направления в школах — мы должны привить детям умение работать с различными приборами и оборудованием, умение интегрировать несколько предметов и создавать свои уникальные проекты, которые будут еще и полезны.
— Когда создавались НИШ, предполагалось, что они окажут влияние на общеобразовательные школы и в целом на среднее образование. Как вы можете оценить эффект вашего воздействия на систему образования с момента создания НИШ по Казахстану?
— Безусловно, одна из наших стратегических задач, наша миссия — трансляция опыта. Этим мы и занимаемся с момента открытия. Я не могу назвать количество учителей, для которых мы организовали и провели курсы повышения квалификации, но это огромное число. У нас даже есть такое подразделение, как Центр педагогического мастерства, где целенаправленно занимаются повышением квалификации учителей общеобразовательных школ. И семинаров для них проводится очень много.
Последние пять-семь лет НИШ активно занимаются развитием сельских школ. Мы видим, что внедрение NIS — Programme в сельских школах дает очень большой толчок. Учителя и дети вдохновляются, когда мы приезжаем, они охотно перенимают наш опыт, идут с нами на контакт, мы работаем с ними в тесной коллаборации. Там, где присутствует НИШ, делится опытом, те школы трансформируются, меняются, они начинают работать с драйвом. И это нас тоже радует. Поверьте, учителя, которые делятся своим опытом, вдохновляются, чувствуют себя полезными, они получают какую-то новую энергию. И эта работа не краткосрочная, у нас много сообществ с теми школами, где мы работаем, учителя обязательно обмениваются контактами, тесно сотрудничают с коллегами.
У нас есть целая программа по развитию школ и трансляции опыта, но и вне этой программы обращается много учебных заведений за помощью, консультациями, просто приглашают к себе. Мы всегда охотно идем на контакт, и в год у нас происходит множество таких семинаров, конференций, вебинаров.
Хочу отметить еще один момент. Вы знаете, что мы принимаем учеников с седьмого класса. И конкурс по отбору детей в НИШ дал по всей стране большой толчок — ученики, которые хотят поступить к нам, начинают усиленно готовиться с пятого-шестого классов. Думаю, пятьдесят процентов всех пятиклассников и шестиклассников по всей стране начинают налегать на учебу. А это, в свою очередь, дает повышение качества среднего образования. И мы понимаем, что волна, поднятая НИШ, серьезно повлияла на это повышение качества.
— В чем отличие учителя в обычной школе и НИШ?
— Ключ успеха любой школы — это учителя. Безусловно, мы понимаем, что наши учителя — уникальны, мы всегда занимаемся повышением их квалификации, и у нас это процесс происходит как по вертикали, так и по горизонтали. У нас есть уровни для молодых учителей или выпускников, которые приходят к нам — это учитель-стажер, учитель, модератор, эксперт, исследователь, самый высокий — мастер.
Учителя, которые сейчас у нас работают, в сравнение с тем, когда они начинали — это совершенно разные специалисты. Они часто говорят о том, как пришли в НИШ и как себя сейчас видят, чувствуют, ощущают. Прошли он большую подготовку, серьезный отбор. Мы гордимся нашими учителями, мы им предоставляем творческую свободу, они становятся авторами наших образовательных программ, являются авторами системы оценивания, авторами программ повышения квалификации. То есть, эти же учителя были создателями NIS — Programme. И те, кто эту программу создавал, кто в это верит, кто в этой системе работает — они работают с энтузиазмом, чувством долга, понимая, что на них лежит большая ответственность.
Сейчас, как вы знаете, открывается много частных школ, реализуется проект «Комфортная школа». И в каждой хорошей школе есть выходцы из НИШ, которые продолжают развивать систему образования нашей страны. Мы гордимся, что НИШ сейчас присутствует во многих образовательных проектах.
Непосредственной в моей школе учителей-экспертов процентов сорок. Это передовые учителя, которые работают здесь со дня основания НИШ. Это Учителя с большой буквы, и я всегда им говорю, что горжусь ими, они — самые лучшие.
— Какие планы у вас на будущее? Есть ли новые инициативы или программы, которые вы хотите реализовать в следующем учебном году?
— Конечно, мы стремимся развиваться. Когда ты задираешь высокую планку, расти дальше становится все сложнее и сложнее, потому что начинаешь думать, какой следующий уровень. Ты отвечаешь перед руководством, страной, родителями, которые ждут — а что же еще сделает НИШ. И этот вопрос всегда становится для нас вызовом. Мы этот вызов, челлендж принимаем.
На территории нашей республики НИШ чувствует себя хорошо, думаю, нам надо выходить на международный уровень и там позиционировать себя как бренд Казахстана. Масштабироваться — вот наша цель.
Вы знаете, что школа — это цикличный процесс. В этом процессе каждый раз мы оттачиваем свою программу, убираем шероховатости, добавляем что-то новое. И это постоянный процесс, потому что мы живем в таких экономических и рыночных условиях, когда вокруг все меняется — те же технологии. И образование должно подстраиваться под это.
Говоря о количественном росте, предположу, что мы будем расти в частном секторе, а не за счет грантов. Гранты — это государственные деньги, у государства есть свои лимиты. Мы будем повышать коммерциализацию своих проектов, снижать нагрузку на бюджет и переходить на самоокупаемость, покрытие своих базовых расходов. Задача сейчас стоит такая, и мы в этом направлении работаем — есть проекты, идеи. И эту задачу мы будем выполнить методично, не теряя бренда, качества, своей уникальности. Это требование времени.
— По вашему мнению, насколько важно развитие эндаумент-фонда школ? Каким образом можно развить философию меценатства среди школьников, а впоследствии и выпускников НИШ?
— Хороший вопрос. Мы — молодая организация, системе НИШ всего 15 лет, моей школе — десять. И первые выпускники, которые окончили нашу школу, они только завершают образование в университете, только выходят на рынок. Нам нужно время, и эти выпускники в любом случае придут, будут вкладываться в дальнейшее развитие. У нас сейчас очень активно работает ассоциация выпускников НИШ, много талантливых детей, которые уже трудятся в различных крупных компаниях, открывают свой бизнес. И они активно со школой сотрудничают, мы организовываем различные ивенты.
Мы возлагаем на наших выпускников большие надежды в том, что они лет через десять будут поддерживать НИШ в социальных аспектах, экономических, финансовых.
При школе у нас есть попечительский совет, куда входят представители местной исполнительной власти, депутаты, бизнесмены, меценаты. Бывают моменты, когда мы обращаемся к ним за помощью, необязательно финансовой, все охотно откликаются и оказывают поддержку.
Касательно Образовательного фонда НУ и НИШ, у нас были моменты, особенно после пандемии, когда мы обращались, и фонд всегда, насколько была возможность, оказывал помощь. Конечно, в задачи этого эндаумент-фонда входит поддержка и развитие НИШ и НУ.
Фото из открытых источников