Общество

Ханы на окраине — памятник, о котором забыли

Виктор Майлин

23.10.2024

Обзор казахской прессы

«Глашатаи свободы»

Считается, что в советском прошлом было засилье некой догматики, власть оказывала мощнейшее идеологическое давление на умы, и общество задыхалось от этого пресса в отсутствии «кислорода» в виде каких-то альтернативных умозаключений и выводов относительно текущего тогда бытия, свободы волеизъявления и свободы как таковой. Разумеется, есть и другие точки зрения на советское прошлое, в том числе и в научных кругах, но в целом выглядит все примерно так, как мы описали…

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Кого охраняли полицейские в Талгаре?

Акыны вне игры

Как вернуть бывшим номадам психологию победителей

С тех пор утекло много воды, исчез СССР, произошла пертурбация в плане мировоззрения, Казахстан избавился от коммунистических пут и бодро зашагал светлой дорогой либерально-демократического развития. Медленный (для некоторых, наоборот, быстрый) уход поколений, имевших советский опыт, и бурный приход новых, устойчивый и в моменте просто резкий демографический рост титульной нации в Казахстане меняет не только лицо страны, но и восприятие и освещение сравнительно недавней истории. К которой средние и совсем юные поколения имеют свое, безусловно, специфическое отношение. И оно так или иначе проецируется на текущий день и, видимо, будет иметь какие-то последствия в будущем. Почему это бросается в глаза? Да потому что медиа-поле сегодня насыщено не только полезной информацией, само общество может продуцировать той или иной насыщенности информационные потоки. Человек, имеющий мобильный телефон, может транслировать свои реакции на то или иное событие, свои мысли через социальные сети и различные платформы. Вдобавок всем этим можно «баловаться», используя ИИ.

При этом первичной остается сумма каких-то базовых знаний об окружающем мире, отложившихся у человека в ходе получения образования. И когда таких знаний мало, могут происходить всякие неловкие вещи, приводящие зрителя/читателя/слушателя к мнению о том, как же много развелось всяких неучей, даже не подозревающих, что у них не хватает элементарного понимания устройства мира и законов взаимодействия в нем.

Так, некий пухлый молодой человек вознамерился вдруг пожурить известного ученого-синолога Константина Сыроежкина в привязке к каким-то геополитическим заморочкам, которые бурно цветут только в его отдельно взятой голове. Рассуждать о сложных материях этому персонажу Сети не стоит от слова «совсем» — не по Сеньке шапка, как гласит русская народная присказка. Но кто ему запретит?

И дальше – больше! Эти натужные и слабые выводы вдобавок оттенил тот факт, что этот, с этот позволения сказать, видео-блогер, несколько раз с каким-то злым упорством переврал давным-давно известную всему Казахстану и не только фамилию «Сыроежкин» как «Серёжкин».

Или другой пример. Известный правозащитник выступает на именном YouTube-канале одного странного общественного деятеля, который создает определенный шум в Сети, главным образом всегда подчеркивая свой статус «оппозиционера» в прошлом, а также коуча, политического комментатора в настоящем.

Мы специально не называем фамилий всех вышеприведенных «глашатаев свободы», чтобы не делать им рекламы, тем более они не имеют никакого отношения к СМИ.

Так вот, вернемся к правозащитнику, который, рассказывая о громком инциденте в Талгаре, в 11 минутах своего монолога сумел объять необъятное, пытаясь описать, в какой ужасной стране живут все казахстанцы, а в особенности сами казахи. И в самом же начале своего монолога на фоне алматинских предгорных пейзажей он допустил высказывания, имеющие, прямо скажем, нехороший налет. Мягко говоря, в них можно усмотреть разжигание розни, причем, межнациональной. Странно, что ни он как юрист, ни человек, предоставивший ему эфир на своем канале, этого не замечают.

А сказал он примерно следующее: казахи живут как изгои на своей земле (в данном случае, в Алматы). Указывая на дома в предгорьях за его спиной, он говорит, что в этих роскошных строениях живут не казахи, так как все они обитают в нижней части города (оказывается). Там едва ли ни пояс бедности, и проблемы такие же, как в Талгаре, в котором происходят зверские убийства. То есть, Талгар, Иссык, а также поселок Отеген батыра, Каскелен, Узун-Агаш и др. аналогичные города и населенные пункты — это казахские «Гарлемы», что ли? Любой здравомыслящий человек вполне резонно скажет, что это глупость, и будет прав.

Как памятник ханам-основателям казахского государства оказался на задворках Астаны?

Журналист Асылхан Мамаштегi, ведущий видео-портала Ara Media, рассказал любопытную историю о том, как и почему памятник легендарным основателям Казахского ханства братьям-чингизидам Джанибеку и Керею застрял в старой части Астаны.

В «нулевых», когда акимом столицы был Имангали Тасмагамбетов (кстати, судя по монологу Асылхана Мамаштегi, аким был против этого памятника), решили создать скульптуру Джанибеку и Керею и установить на самом видном месте Астаны, желательно к круглой юбилейной дате, чтобы таким образом потрафить президенту Нурсултану Назарбеву. Памятник отлили по эскизам известного художника Сембигали Смагулова. Однако памятник застрял на границе с Китаем, где его отливали, а потом началась кампания по дискредитации творения. Мол, лицами и одеждой они «китайцы» и тому подобное. В итоге памятник до сих пор гниет где-то на задворках города.

Второй памятник, сделанный другими художниками-скульптурами, хоть и расположен внутри города, напротив здания, которое астанчане назвали «Долларом», но отнюдь не в центральной части столицы. Памятник к тому же все стали критиковать за то, что один из братьев сидит на седле. Не на оседланной лошади, а на седле, которое, в свою очередь, лежит на земле.

Надо понимать, вся эта чехарда случилась из-за подковерной борьбы скульпторов, которые примыкали к тем или иным властным кругам. Видеосюжет называется «Керей ханды ер-тоқымға отырғызған кім? Бір ескерткіштің хикаясы» — «Кто посадил Керей-хана? История одного памятника».

Так вот, в неудаче памятника, который обосновался в старом центре столицы, оказывается, виноват один российский ученый, который глубоко изучал данный период истории. И когда встал вопрос, можно ли в принципе сидеть кочевнику на седле, как на табуретке, тот ученый не успел объяснить, потому что… умер.

Неловкая ситуация

Во время записи подкаста журналиста Гульмиры Камзиевой, в которой участвовали народный писатель РК Смагул Елюбай и философ Канагат Жукеев, произошел своеобразный демарш.

Предметом разговора стала вечнозеленая тема развития государственного языка Казахстана, чтобы он стал приемлемым в освоении технологий, науки и прочего.

Канагат Жукешев в любой аудитории доказывает, что никакого прорыва не будет, пока казахский язык не оторвется от своей архаической основы, фундамент которой — сельская, скотоводческая, вне-индустриальная парадигма.

А что же писатель? После того, как он вновь озвучил тезисы, которыми на самом деле оперируют практически все казахские писатели и поэты любого поколения, будто в проблемах государственного языка виноваты советская власть, то есть, Москва и русские, а также в немалой степени манкурты, он демонстративно покинул студию. Буркнув напоследок: «Мне вообще не нравится сей разговор»…   

Писателю можно лишь задать встречный вопрос: прошло уже три десятка лет суверенитета и до сих пор виноваты манкурты? Но ответа мы вряд ли дождемся…

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Благотворительность с подвохом

Нелегко быть женщиной в Казахстане. А мужчиной?

Аулы уходят в небо

Пояс Ангелины как раздражающий фактор

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное