Политика

Как навариться на АЭС? Краткая инструкция

Виктор Майлин

30.09.2024

Тему АЭС казахстанские НПО-шники начали педалировать не вчера

Референдум по строительству АЭС, назначенный на 6 октября, — это важное для Казахстана событие. Обойдемся без высокопарных слов, типа — гражданская ответственность, будущее страны и прочее. Но не могу пройти мимо того факта, что для некоторых он стал поводом подзаработать кругленькую сумму.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мирный атом по пунктам

Перетягивание каната — аргументы за и против АЭС в Казахстане

Референдум по АЭС — как менялись взгляды казахстанцев

И я вовсе не о блогерах, которые топят за АЭС. Не думаю, что они на этом озолотятся. Речь о наших активистах и общественниках. Вот уж где чувствуется размах. Но давайте по порядку.

Сразу оговорюсь, речь здесь не о сторонниках аблязовского ДВК. Эти готовы лезть на баррикады по первому кличу своего кумира. Удивительно, но даже после того, как Мухтар в прямом эфире назвал своих последователей баранами, количество людей с трепетом внимающих лысому нарциссу не упало до нуля. Я могу объяснить это лишь какой-то ментальной зависимостью, выработавшейся за долгие годы зомбирования, — что-то вроде «стокгольмского синдрома» или отношений, вырабатываемых у жертв домашнего насилия.

Речь пойдет о тех, для кого лоббирование зарубежных интересов стало уже работой. Итак, как же навариться на АЭС? Как показывает опыт наших активистов, можно начать информкампанию против строительства атомной станции, провести соцопрос с «нужными» результатами и даже организовать свой фонд.

От смогликов к АЭС

Тему АЭС казахстанские НПО-шники начали педалировать не вчера. На самом деле бомбы под будущую атомную станцию начали закладывать еще в 2019 году. Тогда, как рассказывают, американские институты USAID и NED выделили более 20 млн долларов на гранты для казахстанских некоммерческих организаций. И, как поговаривают, значительная часть их пошла на анти-АЭСовский пиар.

Большой куш тогда получила Дина Ни — глава сайта «Ливень». Этот сайт, ранее называвшийся Living Asia, достался ей от другого донора — Internews. Грант был выдан на проект «Анимационная история «смогликов», посвященный смогу в Алматы.

Но вскоре на «Ливне» появилась новая рубрика против строительства АЭС. Ее постоянным спикером стал бывший глава KEGOC Асет Наурызбаев, который пиарит альтернативные источники энергии (почему, поймете дальше).

Активно включились в 2019 году в антипиар АЭС «ояновцы». На этой ниве была замечена, к примеру, Асем Жапишева. Тогда же ролик против развития ядерной энергетики выдал Дмитрий Дубовицкий, автор канала «За нами выехали».

В числе противников АЭС — журналистка Бэлла Орынбетова. Примечательно, что к оппозиции она примкнула в марте 2019 года. В апреле она получила грант от Internews. А начиная с мая активно включилась во всевозможные акции, митинги и пикеты.

О том, сколько западные фонды готовы платить нашим активистам можно примерно понять из отчетности того же NED. По итогам 2021 года на деятельность одного лишь движения «Оян, Казахстан» этот фонд выделил 65 тысяч долларов (больше 27 млн тенге). Это только один источник финансирования. А были еще и другие.

Соросовский будильник

К слову, само движение «Оян, Казахстан» зародилось благодаря другому международному фонду — «Сорос-Казахстан». «Соросовцы» этот факт, конечно, отрицали. Но в ноябре 2020 года в сеть утекла переписка рабочей группы, в состав которой входили «ояновцы» и сотрудники фонда. В этом чате они обсуждали текст декларации, с которой выступили потом активисты. Ну, помните этот знаменитый ролик — «Мен ояндым»? Если вы думаете, что это творчество исключительно молодежи, боюсь разочарую. Здесь можно почитать, как создавался этот «шедевр». Над декларацией трудились правозащитница Татьяна Чернобиль, координатор программ «Сорос-Казахстан» Айжан Ошакбаева, координатор по Центральной Азии Женевского центра по гражданским и политическим правам Рустам Кыпшакбаев и ряд других лиц.

Статистика не врет?

На самом деле, еще как врет. Секрет в нюансах организации соцопроса. «Правильно» поставленные вопросы, грамотный подсчет и «беспристрастный» анализ — и вот уже можно заявлять: 21,5% населения Казахстана против строительства АЭС. Еще 18,4% не определились.

Именно такие результаты выдало бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при международном центре журналистики MediaNet в декабре прошлого года совместно с исследовательским центром Paperlab.

MediaNet финансируется Open Society Foundation («Сорос-Казахстан»), Агентством по международному развитию США (USAID), Международным центром журналистики Internews и фондом им. Конрада Аденауэра. Во главе MediaNet и Paperlab стоят Адиль Джалилов, который, помимо прочего, руководит изданием Factcheck.kz и Серик Бейсембаев. Джалилов только за 2022 год получил в качестве иностранного финансирования 207 млн тенге. Серик Бейсембаев в 2022 году по линии NED получил 95 тыс. долларов, а в качестве поддержки от фонда «Cорос-Казахстан» — 94 млн тенге.

Переход энергии в капитал

В этом году казахстанские власти решили форсировать вопрос строительства АЭС и объявили о проведении референдума. И тут же, как по мановению волшебной палочки, проснулись общественники, сидящие на грантах от западных институтов. Одним из таких «пробудившихся» стал глава ОФ «Социально-Экологический Фонд» Вадим Ни. В начале сентября он вместе с Асетом Наурызбаевым зарегистрировал ОФ «Энергетический переход».

Хотя работу по запрету строительства АЭС Вадим Ни начал заранее. Тем более, что по данным инсайдеров, в январе он вместе с руководителем ОФ «Эхо» Павлом Лобачевым получил грант от все того же NED в размере 40 тыс. долларов. Согласно ТЗ они должны повышать осведомленность граждан об энергетической безопасности в Казахстане. Правда, тему общественники поняли своеобразно и принялись рассказывать казахстанцам об опасности атомных станций. К примеру, в феврале-марте этого года он провел выездные консультации в 8 городах Казахстана, на которых показывал фильм об экологических рисках АЭС, а также о последствиях аварий в Чернобыле и Фукусиме. Ну, то есть «энергетическая безопасность» была приравнена к распространению страшилок об атомных станциях. Интересный подход, не правда ли?

Более того, по слухам, он предлагал журналистам, участвовавшим в конференциях в рамках гранта NED, публиковать материалы о необходимости энергоперехода (по факту негативные статьи об АЭС). За это в месяц можно было получить 125 тыс. тенге.

А 25 июля по инициативе Вадима Ни на сайте «Ливень» открылась еще одна платформа — «АЭС — керек емес!».

АЭС – керек емес?

Этот лозунг с легкой руки Вадима Ни подхватили и другие противники АЭС. В том числе, и последователи Аблязова.

Кстати, в начале я написал, что сторонники ДВК — люди идейные. Но потом понял, что это не совсем так.

Взять ту же правозащитницу Бахытжан Торегожину. Ее организация «Ар Рух Хак» получает немалое финансирование от западных институтов. К примеру, NED ежегодно выделяет ей 46 420 долларов.

Еще одна статья доходов — Мухтар Аблязов. Пишут, что он приплачивает Торегожиной за то, что она добивается применения к последователям Аблязова, арестованным за митинги и локальные беспорядки, статуса политзаключенных. Она также активно «отмазывала» сторонников ДВК после событий января 2022 года.

Так что Аблязову тоже приходится платить «за идею».

Бизнес и ничего личного?

Впрочем, есть среди противников строительства АЭС и те, кого можно, с большой натяжкой, назвать «идейными» борцами. К таким относятся, к примеру, Асет Наурызбаев и Алмас Чукин.

Асет Наурызбаев, конечно, скорее всего, получает деньги от западных организаций через того же Вадима Ни. Но, надо полагать, это приятный бонус.

Эта парочка скорее лоббирует интересы компаний, строящих в Казахстане ВИЭ, а также политических групп, которые заинтересованы в срыве референдума. Поговаривают, что Асет Наурызбаев тесно связан с определенными персонами из «Старого Казахстана», ищущими возможность вернуть былое влияние. Из той же оперы и автор канала «Гиперборей» Вадим Борейко — он все так же остается на подхвате у некогда влиятельных персон, которым нынче пришлось умерить аппетиты.

С Алмасом Чукиным все еще проще. Он является управляющим партнером компании Visor Kazakhstan. Ее основной бизнес — инвестиции в ВИЭ. Компания построила ряд ветрогенераторов по всему Казахстану. И получает немалую прибыль от продаж электроэнергии. Причем компании, занятые в этой сфере, умудрились навязать правительству свои правила игры, согласно которым государство обязано закупать электричество у них в приоритетном порядке. С вводом в эксплуатацию АЭС эти нормы могут быть пересмотрены. А это означает финансовые потери. Так что здесь чисто шкурный интерес. Чукину и его партнерам гораздо важнее их карман, чем развитие экономики Казахстана и повышение благосостояния народа.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? А то, что против АЭС выступают всего лишь четыре категории людей:

  1. Люди, отрабатывающие зарубежные гранты.
  2. Люди, имеющие интересы в ветровой и солнечной энергетике.
  3. Люди, получающие деньги от внутренних врагов Казахстана (так называемые реваншисты или «Старый Казахстан»).
  4. Все, кто поверил и дал использовать себя первым трем группам.

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Благотворительность с подвохом

Нелегко быть женщиной в Казахстане. А мужчиной?

Аулы уходят в небо

Пояс Ангелины как раздражающий фактор

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте

НОВОСТИ | 21.11.2024

Экстрадированному из РФ казахстанцу грозит пожизненное