- Это абсолютный рекорд в истории Казахстана. Для сравнения, в рекордном 1990/1991 учебном году численность учащихся средних школ составляла 3,145 млн человек. Но это далеко не пик: в течение ближайших семи лет число школьников Казахстана, вполне вероятно, на еще один миллион, – считает Максат Имандосов, который не первый год анализирует статданные. – Но и это не все. Через шесть-семь лет в школы пойдут дети, родившиеся в рекордные 2020-21 годы. Для одного миллиона школьников в ближайшие семь лет понадобится 800 школ вместимостью по 1250 человек каждая, либо 1000 школ вместимостью по 1000 каждая.
По словам собеседника Check-point.kz, количество школьников в разных регионах республики значительно разнятся в виду демографического дисбаланса:
- Меньше всего школьников в СКО, ЗКО, Павлодарской, Костанайской и Акмолинской областях: от 75 до 135 тысяч в каждой области. Больше всего в Нур-Султане, Шымкенте, Алматы, Жымбылской области: от 200 до 250 тыс. человек. Но абсолютными лидерами являются Алматинская и Туркестанская области, в этом году там численность детей школьного возраста составит свыше 450 и 520 тыс. человек.
Рост числа школьников – это хорошо. Но почти во всех регионах страны ощущается дефицит ученических мест.
- В большинстве регионов Казахстана, а точнее, в областных центрах и трех наших городах-миллионниках наблюдается нехватка ученических мест. Это Уральск, Актау, Атырау, Актобе, Кызылорда, Тараз, Туркестан и некоторые крупные райцентры и сельские населенные пункты, – собеседник. – Даже в таком областном центре, как Павлодар, в котором не самые лучшие демографические показатели, в большинстве школ учеников больше, чем на то рассчитаны эти школы. Но больше всего в Казахстане недостает учебных мест и школ в наших миллиониках: Нур-Султане, Шымкенте и Алматы. Положение настолько серьезное, что в столице в это году будет построено аж 15 больших школ на 40 тыс. мест. Это рекордный показатель. (Для сравнения, в Петропавловске общая численность школьников составляет лишь 28 тыс. человек). Но и этого будет недостаточно, потому как со слов акима Кульгинова, в будущем ежегодно в столице должно будет возводиться еще по 10 крупных школ.
В Алматы численность школьников за последние три года увеличилась почти на 50 тысяч, а темпы возведения школ просто не успевают за таким приростом. Отсюда и дефицит ученических мест. Но самая большая нехватка школ отмечается в Шымкенте. В городе 14 трехсменных школ и большая переуплотненность остальных. В этом году в Шымкенте будет введено 10 тысяч ученических мест, но этого явно недостаточно.
Положение усугубляется тем, что бюджет на образование и строительство школ также не равномерен:
- Бюджет сферы образования зависит от размеров бюджетов городов. Самыми большими бюджетами, отводимыми на образование, по понятным причинам располагают Алматы и Нур-Султан. Но в этом году и в Шымкенте на образование отводится крупная сумма – порядка 135 млрд тенге. Сколько из них отводят на строительство школ, сказать сложно. 135 млрд тенге – это в разы больше, чем бюджеты сфер образования в любом другом городе Казахстана.
Неравномерное распределение средств (и не всегда справедливое), по мнению Максата Имандосова, грозит существенным снижением качества школьного образования в ближайшем будущем.
- Государство, скупое на школьное образование сегодня, завтра будет платить кратно больше, – резюмировал он.
Как будут учиться школьники в 2021 году?
С 1 сентября все школьники будут учиться в очном формате, как это было до пандемии. Однако попасть внутрь школы можно будет только через приложение Ashyq. По данным министерства образования и науки, это позволит не допустить инфицированных и контактных лиц из числа педагогов, персонала и родителей. Детям сканировать QR-код не нужно.
Все преподаватели и сотрудники школ должны быть вакцинированы от коронавируса. Сделать это нужно было до 25 августа. Исключение составляют люди, которые имеют постоянные медицинские противопоказания либо переболели в течение последних трех месяцев.
Минобразования разработало новые правила для учебных заведений. В школах необходимо:
- постоянно носить маски как учащимся, так и учителям;
- проводить измерение температуры работников и обучающихся;
- проводить кварцевание и дезинфекцию воздуха в помещениях с соблюдением мер безопасности;
- обеспечить учреждения дезинфицирующими средствами;
- организовать учебный процесс с соблюдением социальной дистанции, заблаговременно определив режим работы и сменность, исходя из проектной мощности и количества обучающихся;
- рассаживать учащихся в столовых с соблюдением соцдистанции не менее двух метров;
- в классах должно одновременно находиться не более 40-50% человек (от проектной мощности);
- организовать проведение перемен и посещение столовых в разное время, чтобы избежать скопления детей в коридорах и в буфетах;
- обеспечить соблюдение масочного режима среди обучающихся и сотрудников;
- один класс должен учиться в одном кабинете, не переходя в другие;
- ограничить проведение массовых, культурных и спортивных мероприятий;
- составить расписание уроков с учетом санитарных требований.
Официального перехода с пятидневной на шестидневную неделю обучения в Казахстане не планируется.
При этом, если отдельные учебные заведения не будут укладываться в формат пятидневки с учетом карантинных ограничений, они могут проводить занятия по субботам.
В 2021-2022 учебном году казахстанских школьников освободят от обязательного ношения школьной формы. Форма приветствуется, но, если у родителей нет возможности ее приобрести, дети могут ходить в школу в одежде в деловом стиле.
Первого сентября традиционные линейки, посвященные началу учебного года, пройдут в школах на открытом воздухе. Первоклассникам на таких линейках вручат «Әліппе» (Букварь).
Министерство здравоохранения не исключает, что учащихся отдельных объектов образования могут вновь вернуть к дистанционной форме обучения, если там выявят коронавирус. Однако вводить карантин в таких школах будут, исходя из количества случаев в один инкубационный период (14 дней).
Среди других причин: количество выявленных контактных и нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Даты школьных каникул 2021-2022 в Казахстане
Минобразования определило сроки начала, продолжительности и каникулярных периодов на 2021-2022 учебный год:
- в 1-11 (12) классах: осенние - 7 дней (с 1 по 7 ноября 2021 года включительно), зимние - 11 дней (с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года включительно), весенние - 12 дней (с 19 по 30 марта 2022 года включительно);
- в первых классах: дополнительные каникулы - 7 дней (с 7 по 13 февраля 2022 года включительно).
Фото: https://inbusiness.kz/ru