Интервью

Качественное образование — залог устойчивого развития

Айгуль Омарова

17.09.2024

В сегодняшнем мире важно быстро реагировать на вызовы времени — Асылбек Кожахметов

Нынешней системе образования еще не хватает гибкости и адаптивности к быстро меняющимся требованиям рынка труда — так считает президент и основатель Alma U Асылбек Кожахметов.

Alma U — один из первых университетов страны, где стали внедрять новые учебные дисциплины и налаживать связи с зарубежными вузами. И потому опыт этого вуза весьма ценен.

Напомню, что доктор бизнес-администрирования Асылбек Кожахметов в 1988 году стал одним из основателей Алматинской школы менеджмента, в 1996 году преобразованной в Международную академию бизнеса. В 2014 году вуз получил статус университета — Almaty Management University (AlmaU).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Образование и наука: курс на будущее

Между наукой и верой

Отечественное содержание: роль казахстанцев в строительстве АЭС

— Асылбек Базарбаевич, вы давно в системе образования. Надо признать, что в первые годы суверенитета образование оказалось на задворках, более того, высшее образование, к примеру, было дискредитировано множеством институтов, в которых работали в лучшем случае один-два квалифицированных специалиста. Как изменились за эти годы сфера образования в целом и отношение к ней государства?

— Назову несколько этапов, которые говорят о том, как меняется сфера образования. Вот топ-3 важнейших изменений в сфере образования (не только высшего) со времен независимости Казахстана:

  1. Переход на Болонскую систему и внедрение трехуровневой системы образования (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD);
  2. Введение системы ЕНТ для поступления в вузы;
  3. Конкурс на размещение государственных грантов и самостоятельный выбор вуза студентами, получающими госгрант (ранее госзаказ размещался в вузах министерством).

Есть еще несколько важнейших изменений в сфере образования (не только высшего) за последние пять лет, к числу которых относятся:

  1. Расширение академической автономии вузов;
  2. Увеличение финансирования науки;
  3. Повышение статуса педагога, ученого.

Сегодня образовательная политика направлена на повышение доступности, качество образования, интернационализацию и внедрение новых технологий.

Не могу не спросить, необходима ли частным вузам поддержка государства и в какой форме это может проявляться?

— В настоящее время государственная поддержка представлена в различных видах. Это распределение госзаказа, финансирование программ академической мобильности, оплачивание научных проектов.

Важно, чтобы частные вузы были интегрированы в общую систему образования, сохраняя свою независимость, но при этом могли получать поддержку государства в стратегически важных направлениях.

Послание президента страны

Асылбек Базарбаевич, как в целом вы оцениваете новое Послание президента страны? Что, как руководитель вуза, вы извлекли для себя?

— В последнем Послании президента особое внимание было уделено вопросам образования и науки, что подчеркивает важность развития человеческого капитала. Для меня, как президента вуза, это означает продолжение работы по усилению качества образования, внедрению современных технологий и интеграции с мировыми образовательными стандартами. Послание акцентировало внимание на необходимости укрепления связей между наукой и экономикой, что предполагает усиление взаимодействия с бизнесом и индустрией.

Многие аналитики отмечают, что в Послании достаточно много внимания было уделено образованию и науке. Что это означает, на ваш взгляд?

— Это отражает осознание государством того, что устойчивое развитие невозможно без качественного образования и прогресса в науке. Современная экономика требует инновационных решений, а значит, страны должны вкладываться в развитие интеллектуального потенциала своих граждан. Фокус на образовании и науке означает стремление создать конкурентоспособную экономику знаний.

Президент отметил, что система образования играет решающую роль в повышении потенциала нации.

Немало из того, что сказал глава государства, давно уже внедряется в AlmaU. Например, связь теории и практики. Ваши студенты проходят стажировку во многих компаниях и предприятиях. Можно об этом подробнее?

— В нашем университете связь теории с практикой, действительно, является приоритетом и реализуется в различных формах. В первую очередь, это кампус в индустрии. Для полной интеграции студентов в индустрию кампус Школы медиа и кино расположен на киностудии «Казахфильм».

Не могу не отметить дуальное обучение, практикоориентированные курсы, сэндвич-программы. 25% всего учебного плана или 50% всех профильных дисциплин проходит в формате занятий на базе компаний.

Наши студенты проходят стажировки в ведущих компаниях. Кроме того, мы давно привлекаем для обучения специалистов с большим опытом работы. В AlmaU учреждена позиция Professorofpractice и практики преподают профильные предметы.

Такой подход обеспечивает высокую конкурентоспособность наших выпускников. Уровень трудоустройства составляет свыше 80%. Например, AlmaU входит в топ-5 университетов, чьи студенты трудоустраиваются в компании Big-4.

Образование должно быть беспрерывным и международным

Другое заявление президента Токаева об интернационализации высшего образования также давно нашло воплощение в AlmaU. Что на сегодня делается в этом направлении?

— Сейчас МНВО активно ведется политика по открытию филиалов зарубежных вузов и созданию образовательного хаба в регионе Центральная Азия.

Интернационализация давно стала частью стратегии AlmaU. Мы активно сотрудничаем с зарубежными университетами и образовательными учреждениями, участвуем в международных программах обмена, приглашаем иностранных специалистов и преподавателей для совместных проектов. Это позволяет нашим студентам получать глобальное образование и быть конкурентоспособными на международном рынке труда. Например, есть программы двойного диплома в формате 3+1 с ArizonaStateUniversity, когда студенты бакалавриата AlmaU проходят обучение у нас 3 года, 1 год в ASU и получают сразу два диплома и право на работу в течение трех лет в США.

AlmaU является частью глобальных инициатив, таких, как PRME, UNDP и др.

В 2023 году AlmaU инициировал проект по созданию клуба ректоров региона Rectror’sClub: CentralAsia+.

Подчеркнута важность образования, начиная с дошкольного воспитания. И здесь AlmaU опять в первых рядах. Существует ли цепочка, о которой хотелось бы знать больше?

— Президент в своем Послании отметил: «Ел боламындесең, бесігіңдітүзе» («Будущее страны формируется в колыбели младенца»).

В AlmaU есть Институт развития образования (ИРО), который организует программы повышения квалификации для учителей, сотрудников, директоров школ, колледжей. Таким образом, мы влияем на развитие школьного, профессионального и технического образования.

Также AlmaU организовал синхронизацию учебных планов с колледжем AlmaU, соответственно выпускники этого колледжа поступают в AlmaU на сокращенную программу и обучаются у нас 2 года.

AlmaU взял под шефство многопрофильный колледж Зейнеп, который находится в селе Лобаново, СКО. Уже более 10 лет в AlmaU реализуется программа «Поддержка сельских школ вузами страны», в рамках которой более 500 учителей сельских школ Айыртауского района СКО прошли обучение, организованное ИРО AlmaU.

Все внимание студентам

Есть ли в вузе система поддержки малообеспеченных студентов? Если да, то в какой форме это происходит?

— Да, у нас в университете действует система поддержки студентов из малообеспеченных семей, студентов с особыми образовательными потребностями. Есть несколько инструментов поддержки:

  1. Образовательные гранты и скидки на обучение. Дети-сироты получают 100% грант на обучение в AlmaU. Скидки предоставляются абитуриентам из многодетных семей, имеющим инвалидность, имеющим только одного родителя и др. Последние 3 года средний объем грантов и скидок составлял ежегодно около 400 млн тенге.
  2. Индивидуальные графики оплаты, рассрочка оплаты, академический перерыв в случае возникновения проблем с оплатой.
  3. Поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями (имеющих инвалидность) осуществляется в виде индивидуального графика обучения, индивидуальных форм экзаменов и др.

— Помимо обучения, насколько знаю, в вузе много внимания уделяется спорту, досугу студентов и преподавателей. Это на самом деле так?

— Учебный план AlmaU ориентирован на подготовку не только к профессии, но к жизни в целом. Поэтому дисциплины нацелены на развитие всех четырех типов интеллекта — IQ (ментальный интеллект), PQ (физический интеллект), SQ (духовный интеллект), EQ (эмоциональный интеллект). Развитие всех типов интеллекта реализуется через авторскую уникальную программу TolyqAdam, основанную на философии великого Абая. Один из семи курсов TolyqAdam нацелен на формирование и развитие физического интеллекта через курс «Биохакинг». Традиционно в вузах проводится предмет «Физическая культура». Но мы в AlmaU преобразовали физкультуру в комплексный курс биохакинга, который включает такие темы, как здоровое питание, сон, баланс между учебой и жизнью и др. Первая часть курса предполагает проведение семинаров по указанным темам, спикерами которых выступают такие известные личности в области биохакинга, как Валихан Тен. Во второй части студенты выбирают такие физические активности, как горный клуб, йога, беговой клуб, занятия по физкультуре, ЛФК и др.

Также функционирует студенческий клуб Sportlife, который организует спортивные мероприятия среди студентов.

Alma U – один из тех отечественных вузов страны, где выпускники не только желанные гости, но и не теряют связь с альма-матер. Например, в попечительском совете есть Андрей Линник. Что это дает самому вузу?

— Связь с нашими выпускниками является важной частью нашей работы. У нас функционирует Ассоциация выпускников и эндаумент-фонд, которые организуют мероприятия, направленные на укрепление связей с выпускниками, такие как Форум выпускников.

В этом году к 35-летнему юбилею AlmaU опубликована книга об успехах и пути наших выпускников «Секреты успеха Журттынбаласы».

Выпускники входят в советы школ и участвуют в формировании и актуализации учебных планов, мониторинге качества преподавания и др.

Выпускники также входят в высший орган — Совет попечителей. Так, Андрей Линник — выпускник программы DBA (доктор делового администрирования), как член попечительского совета, помогает университету в решении стратегических задач, таких, как рассмотрение бюджета, утверждение стратегии и других стратегических документов, назначение на должность ректора и так далее.

Также выпускники делятся своим опытом со студентами через проведение открытых лекций, мастер-классов, что помогает укреплять связи с бизнесом и индустрией.

Быстрее реагировать на изменяющиеся требования

Чего еще не хватает в системе образования на сегодня, по вашему мнению?

— Если говорить о содержании образования, на сегодняшний день системе образования еще не хватает гибкости и адаптивности к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Необходимо больше программ, ориентированных на междисциплинарные исследования и развитие навыков будущего, таких, как цифровая грамотность и критическое мышление. Для решения таких задач в AlmaU в последние три года были запущены междисциплинарные программы «Content. Marketing. Dataanalysis», «FintechandAI», программы для первокурсников «TolyqAdam» и другие.

Говоря же в целом, то отмечу, что нами, AlmaU, была предложена Программа повышения конкурентоспособности, которая подразумевает поддержку стратегических инициатив вузов с целью повышения их глобальной конкурентоспособности и видимости на глобальном рынке образования.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

На селе в РК можно создать 3,5 млн рабочих мест — ученый

Музыку знаю на слух — Бекулан Орынбасар

Предложение Токаева имеет историческое значение — эксперт

Качественное образование — залог устойчивого развития

Госпиталь, которого нет

В поисках баланса

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 03.10.2024

Местное самоуправление: курс на профессионализм

НОВОСТИ | 03.10.2024

Геннадий Головкин встретился с президентом МОК

НОВОСТИ | 03.10.2024

Месторождение Кашаган закрывают на ремонт

НОВОСТИ | 03.10.2024

Масштабные преобразования: Токаев назвал приоритеты госполитики

НОВОСТИ | 03.10.2024

О наркоситуации в Казахстане высказался генпрокурор

НОВОСТИ | 03.10.2024

Туркменистан изучает опыт Японии по внедрению института УЭО