Общество

Опасное молчание

Ксения Кожабаева

04.08.2021

На земле Казахстана 29 августа 1949 года прогремел первый ядерный взрыв. И хотя с тех пор прошло 72 года, до сих пор на территории бывшего советского полигона ученые наблюдают повышенный уровень радиации. На некоторых участках и сейчас находиться не рекомендуется.

За 40 лет ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне было взорвано 456 атомных и водородных бомб.

Онкология, болезни кровообращения, ранняя смертность, лейкозы, расстройства центральной нервной системы, новорожденные с пороками развития. О том, что такое радиация люди узнавали на собственном опыте. Площадь пострадавших территорий оценена в 304 тысячи квадратных километров, немногим меньше территории Германии. Все жители региона, рожденные до 1991 года – это 1 млн 300 тысяч человек, - получили полигонное удостоверение, прибавку к зарплате и дополнительные 10 дней к отпуску.

В 1989 году на полигоне был произведен последний подземный ядерный взрыв. В 1991 году указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева полигон был закрыт.

За время испытаний более ста тысяч жителей Казахстана получили ущерб для здоровья разной степени от распространения радиации. После окончания взрывов долгое время продолжали рождаться дети с физическими отклонениями. Немало историй, когда люди рождались без конечностей, с гигантскими опухолями по всему телу или вообще не могли сделать и шагу. По числу новорожденных с ментальными дефектами наша страна занимает одно из первых мест среди других стран мира.

В опасных зонах полигона радиоактивный фон до сих пор доходит до 10-20 миллирентген в час. Несмотря на это, на полигоне живут люди, которые используют большую часть земель для выпаса скота, а вблизи от мест испытаний находятся крестьянские хозяйства, где выращиваются сельхозкультуры.

Многим сложно понять, почему огромная часть их родной страны фактически потеряна. Между тем полигон все эти годы живет своей собственной жизнью. И как выясняется, прекращение испытаний ядерных и водородных взрывных устройств, вовсе не означает, что деструктивные процессы в окружающей среде прекратились.

Наиболее опасные зоны – это площадки, где непосредственно проводились испытания. Их десять, и заражены они по - разному. Самый губительный след оставили наземные и воздушные испытания. Сейчас основную опасность представляют подземные воды. Они выносят радиоактивные вещества из штолен, где проводились подземные ядерные взрывы.

Главная достопримечательность бывшего полигоны – «атомное» озеро, которое находится на испытательной площадке «Балапан». Оно образовалось в результате подрыва термоядерного боезаряда мощностью в 140 килотонн в 1965 году. Подобным образом советские стратеги планировали строить водохранилища в засушливых регионах Советского Союза.

Самое ужасное, рядом с озером километрах в двух живут люди. Разводят скот, пьют воду из зараженной реки. Местные власти смотрят на это сквозь пальцы.

Первые советские бомбы были «грязные» поэтому на «опытном поле» все заражено плутонием. Ходить можно только в респираторе. Именно этот объект является началом советской ядерной программы. К слову, территория в 300 квадратных километров считается потерянной – период полураспада плутония – 239 около 20 тысяч лет.

Наночастицы плутония человек может вдохнуть вместе с пылью. Удалить его из организма невозможно - даже если одна частица попала внутрь, она просто выжжет все ткани вокруг себя. Поэтому специалисты, которые живут на «опытном поле» очень рискуют своим здоровьем. Это что-то вроде подвига во имя науки.

Казахстанским полигоном интересовались не только местные исследователи, но и западные. Журналисты и документалисты обратили внимание, что даже через десятки лет после окончания ядерных испытаний каждый двадцатый ребенок в регионе, подверженном радиации рождается неполноценным.

Споры о дальнейшей судьбе Семипалатинского полигона идут до сих пор. Чиновники предлагали использовать земли полигона в сельском хозяйстве. Но казахстанские и зарубежные экологи выступают против такой инициативы. Ведь уровень радиации в почве очень высокий.

В результате территория полигона все так же простаивает, а последние остатки радиации из тех мест, по оценкам ученых, окончательно исчезнут только через сотни лет.

Казахстан стал ареной не просто ядерных испытаний, наш народ был подвергнут испытаниям. А трагедия, жертвой которого стали жители Семипалатинска стала проблемой не только Казахстана, но и всего мира.


Ксения Кожабаева

Публикации автора

Сергей Цырульников — самый сильный человек Казахстана

Сергей Алексеенок: «Необходимо проникнуться тем, что происходит, даже если творится что-то страшное»

Влюбленный в Казахстан: профессиональный фотограф Фархат Кабдыкаиров

Реурбанизация: данность и перспективы

Суррогатное материнство: Счастье по договору

«Спасатели» еды

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев