Публицист, член Академии журналистики Казахстана, Джанибек Сулеев проанализировал статью президента Касым-Жомарта Токаева «Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Совесть нации. Миссия выполнима
Прогноз на лето-2: мир по формуле Токаева
Мировой паралич: Токаев рассказал о выходе из глобального тупика
«Начнем с того, что восприятие таких широковещательных заявлений, намерений, проектов как статья президента у всех сторон света не может быть одинаковым. Серьезно, для кого-то это уже ножом по сердцу, и от них не стоит ждать ни одобрения, ни истинного сотрудничества, ни разумного понимания, а только, как минимум, холодного замалчивания или ворчливого хейта, — заметил Джанибек Сулеев, отвечая на мой тривиальный вопрос. — Не будем никого конкретно называть, но, думаю, все всё прекрасно понимают, от кого это пойдет, к тому же, мы это увидим воочию».
По его мнению, для казахстанцев, а также наших соседей, которые «фигурируют в этом абрисе будущего государств региона, называемого сегодня Центральной Азией», — это очень важный месседж.
«И его запустил не просто президент Казахстана, а дипломат с большой буквы, разбирающийся в мировой дипломатии, как официальной, так и закулисной. Имеющий в сфере международных отношений свой уникальный опыт, который дает ему возможность разобраться воистину профессионально с поступающей к нему со всех сторон информацией. Он объективно недосягаемо больше других понимает внутренние пружины, желания и интересы тех или иных государств, альянсов и, что самое полезное для Казахстана и региона Центральной Азии, — их последствия», — продолжил Сулеев. Так же он прибавил, что постоянно о подобном союзе говорил в своих статьях, в интервью, например, такая личность, как Мурат Ауэзов.
Токаев, считает он, прекрасно знает непреложный факт, который позволяет ему уверенно выдвинуть «уже витающую в эфире» идею совместного развития и процветания.
«Речь идет о культурно-исторической базе, которая незримо, а в каких-то аспектах уже и зримо существует для призыва к настоящему тесному объединению суверенных государств Центральной Азии. Несколько веков взаимовыгодного сосуществование кочевой и городской цивилизаций создали уникальную общность народов Туркестана. Несмотря на то, что Центральная Азия на протяжении тысячелетий становилась ареной для противоборства крупных империй, народы сумели сохранить мир, а главное – свою идентичность, в которой сформировалась сегодняшняя самобытность региона. С древнейших времен здесь сохранился своеобразный дух Шелкового пути — некогда великой торгово-экономической артерии, связывающей цивилизации, народы, континенты», — отметил Сулеев.
Насколько жизнеспособен и долгосрочен такой союз, учитывая собственные интересы стран региона? Спикер напомнил в этой связи, что идея такого содружества стран ЦА появилась не вчера и не сегодня.
«Давайте вспомним ту же Туркестанскую ССР, когда страны не были разграничены… Но это, мне кажется, лишнее. Тем паче, есть проблемы сегодняшнего дня. Поэтому сейчас ситуация, как в афоризме «Здесь Родос, здесь прыгай». После распада СССР худо-бедно вроде все утряслось. А с другой стороны, таджики схлестнулись с кыргызами практически вчера, до этого были другие пограничные конфликты. Одно время экстремистское движение ИДУ кошмарило Кыргызстан. Есть такие вещи, как анклавы Сох прямо на территории южного Кыргызстана, но юридически они относятся к Узбекистану, а населены… таджиками! Но если импульс, посланный статьей Токаева, обретет, что называется, «плоть и кровь», это благотворно повлияет буквально на всё и всех. Никакие провокационные интенции (вроде ИДУ) не должны иметь силы для подрыва устойчивости ни в одном из государств ЦА, не говоря уже о напряженности в межгосударственных отношениях в регионе. Вот в этом аспекте статья президента РК проста архиактуальна», — считает публицист.
В своей статье президент назвал страны региона «Центрально-азиатской пятеркой». Этот альянс, сходятся во мнении эксперты, сможет выступать единым блоком по наиболее важным политико-экономическим вопросам и смело отстаивать общие интересы.
«Тут много говорить смысла нет. В любой ситуации, даже если это, допустим, касается интересов братского Туркменистана, заметим, имеющего в международном сообществе уникальный статус «нейтрального государства», все остальные, отнюдь не нейтральные его соседи, выступят едино по какому-то вопросу, как вы думаете, каков будет эффект? Да он будет сногсшибательный! Там, где есть кровные интересы любого из государств нашей стороны света, и, скажем, в отстаивании этих интересов, эти самые государства будут едины – это же здорово! Надо к этому идти. И чем быстрее и поступательнее – тем лучше для самочувствия каждого из государств, вставших на путь разумного компромисса и единства назначенных целей, текущих и будущих совместных проектов в любой народнохозяйственной отрасли с привлечением не только внутрирегиональных инвестиций, но и зарубежных», — продолжил Сулеев.
При этом, предупредил он, мировая политика – это океан, просторы которого «бороздят хищные акулы».
«А еще — стаи касаток, каждая из которых ту же акулу при случае просто порвет на британский флаг. Но и раненную касатку куча акул могут зачифанить (чифан – по северо-китайски «завтрак». – прим. авт.). Ну, это аллегории, понятно… Выше я уже сказал, не надо быть специалистом в международной политике, чтобы понять: любой альянс, даже самый безобидный, будет иметь самый разный резонанс. А если речь идет, по сути, о тюркоязычном, в основном, регионе — в данном случае разговор не только, собственно, о языковой группе, есть же у нас и братья-таджики. Это вызов. Для кого, в какой форме недовольство этим объединением может вылиться? Будем посмотреть», — прогнозирует собеседник.
Сейчас мир переживает период глобальной турбулентности. Сможет ли, спрашиваю у спикера, пример стран ЦА послужить неким образцом для мирового сообщества?
«Начнем с того, что, судя по идее статьи, вокруг которой мы вьемся, там даже близко нет намека на военную составляющую. Безусловно, параллельно будут развиваться и некое политическое единение. Но даже если это будет блок, он заряжен прежде всего культурно-историческими, лингвистическо-цивилизационными, экономическими взаимными интересами. На фоне громоздкого, неповоротливого ООН, который теряет вес из-за вялого желания урегулировать существующие конфликты, возможное сближение стран ЦА в предложенном Токаевым варианте вполне себе может стать положительным примером для других стран. Именно Запад, если не ошибаюсь, придумал название для нас – «Центральная Азия». А кого они же туда включили и сами же кошмарили? Какое это государство? Афганистан! Почти родственники нашим таджикам. Представим себе: если хотя бы половина того, что широкими мазками накидал Токаев в этой, возможно, судьбоносной для нашего региона статье, сбудется, то в эту орбиту, несомненно, должен войти и Афганистан. По-своему очень своеобразная страна, очень перспективная в плане того же туризма, отрасли экономики, которая семимильными шагами стала развиваться, допустим, прежде всего в Узбекистане. Например, там на эту отрасль экономики выделяется в три раза больше денег, чем в «бохатом» Казахстане.
Как видим, в статье президента Казахстана есть самое главное идеологическо-действенное звено – это призыв и предложение в самом высоком значении взаимовыгодного сотрудничества соседей, и оно имеет вполне себе прагматичное отображение на перспективу. И жаль, если все это останется на бумаге из-за козней «Большого (мирового) круга» или каких-то иных причин», — резюмировал Джанибек Сулеев.
Фото из открытых источников