Общество

Такси vs. автобус — мажилисмены не поняли Марата Карабаева

Редакция

31.07.2024

Министр транспорта Казахстана вызвал негативное непонимание общества и представителей депутатского корпуса

Накануне полумертвый информационный сезон в Казахстане разорвала сенсация — оказывается, в министерстве транспорта зреют планы ограничить водителям InDrive и «Яндекс.Такси» оказание услуг по междугородним перевозкам.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Каникулы или работа? Как проводят лето депутаты мажилиса

Не сезон: чем занимаются политические партии Казахстана?

Страна равных возможностей

Об этом он рассказал представителям СМИ, поймавшим Марата Карабаева в кулуарах правительства. Он посетовал на то, что цифровизация повлияла на снижение популярности автобусных перевозок. Казахстанцам легче и удобнее заказать машину через интернет-платформу, чтобы их забрали прямо из дома. Однако в министерстве, по словам Карабаева, планируют исправить ситуацию. 

«Устанавливаемая средняя скорость повлияет на то, чтобы автобусное сообщение возобновилось. Водители такси нарушают предельную скорость и доезжают быстрее. Когда у нас будет средняя скорость, то разница будет небольшая у автобуса и легкового авто. Есть опыт стран, когда такого вида агрегаторы имеют право довозить до 50 километров, не больше», — сказал Карабаев.

То есть, на большие расстояния будут ездить только автобусы, а вот водители InDrive и «Яндекс.Такси» будут лишены возможности совершать поездки на расстояния свыше 50 километров.

В своих Telegram-каналах на эти рассуждения главы транспортного ведомства отреагировали депутаты мажилиса парламента Асхат Аймагамбетов и Никита Шаталов. Приводим их комментарии ниже.

Асхат Аймагамбетов: Будем ждать разъяснений

«Надеюсь, это банальное недопонимание. Будем ждать более полной информации об этой инициативе.

Однако, если это действительно так, авторы этой идеи должны понимать, что такими методами задачу, которую они ставят перед собой, не решить. Скорее всего, таксистам тогда будет открыта дорога на «серый рынок», где они и продолжат работать. Никто не отрицает наличие проблемы с нарушениями скоростного режима, но решения должны быть другими.

Есть важный подход в управлении — evidence-based decision making. Решения нужно принимать на основе науки и исследований.

Кстати, мы только недавно приняли закон и тем самым создали условия для того, чтобы таксисты и все, кто работает через платформы Яндекс, Glovo и т.д., работали официально, регистрировались, платили налоги, пенсионные отчисления, взносы по ОСМС и социальному страхованию. Соответственно, сделали для них другой налоговый режим и совершенно другие условия. Налоги + ОСМС + пенсионные отчисления + соцстрахование = 4%. Это значительно меньше взносов, которые выплачиваются гражданами, занятыми в других секторах.

Задача была вывести работников из серой зоны, охватить их страхованием и социальными выплатами на случай болезни или пенсии, а также легализовать их деятельность в целом. Если помните, президент несколько раз ставил такую задачу.

То есть, с одной стороны, государство принимает здравые решения, направленные на развитие и поддержку, с другой стороны, появляются такие разночтения. Будем ждать разъяснений».

Никита Шаталов: Что не так с предложением министерства транспорта?

«Минтранс вчера выступил с инициативой о запрете для водителей InDrive и «Яндекс» на междугородние поездки дальностью более 50 километров. Формальное прикрытие для инициативы — забота о безопасности пассажиров, так как таксисты регулярно нарушают скоростной режим. Карабаев так и сказал: людям комфортнее из-за того, что их забирают прямо из дома и быстро довозят до нужной точки. Якобы подобные ограничения со стороны профильного ведомства будут стимулом для развития автобусных перевозок.

Но давайте разберемся, почему люди выбирают поездки через платформы. Во-первых, есть устаревший автобусный парк, который не дает должного комфорта и гибкости в планировании маршрута. Например, одно из популярных направлений Караганда — Астана ездит в сутки лишь дважды в 3 и 5 часов. При этом, если вы проедетесь по этому маршруту, то увидите, насколько загружена платная дорога (про ее состояние в данный момент стоит поговорить отдельно, на мой взгляд, QAJ не справляется со своими обязанностями). Есть большой спрос, который даже не пытаются покрыть перевозчики. Хотя цена проезда вполне рыночная – 3450 в микроавтобусе. Водители InDrive берут в среднем 4-5 тыс. при меньшей загрузке салона. Во-вторых, люди не выбирают автобусы, так как есть совершенно устаревшая инфраструктура вокзалов, которая не отвечает потребностям пассажиров. Нет ни свободного пространства, ни сервиса, к которому люди уже привыкли. Поэтому ехать из дома — вполне разумно. Вы даже билет на автобус через популярные сервисы купить не сможете, а за воду в вокзальном магазине переплатите трижды.

Ограничив официальное предложение услуг только автовокзалами, Минтранс не добьется своей цели. Эффект от такой меры предсказать нетрудно: получив монопольный рынок, вокзалы и маршрутные сети не начнут развиваться. Будут минимальные косметические улучшения, так как все и без этого отдано в одни руки. Таксисты, которые в данный момент потихоньку начали обелять свои доходы (об этом хорошо написал Асхат Канатович) благодаря законодательным новеллам, опять уйдут в серый рынок. Никто не хочет платить налоги, так зачем сейчас, пока нет достаточного аппарата принуждения, брать и пытаться регулировать этот рынок, причем настолько жестко и в ущерб потребителю? По факту будут объявления на других платформах — даже без рейтингов и оценок, которые дают InDrive и «Яндекс». Спрос-то и потребительские привычки никуда не денутся. Ну и самое, на мой взгляд, важное — наименее приспособленные уйдут с рынка и потеряют стабильный источник пополнения семейного бюджета. Это люди, которые сейчас либо превратили извоз в постоянный источник дохода, либо в инструмент дополнительного заработка. Я сильно сомневаюсь, что Минтранс предложит им какую-то рабочую альтернативу.

То, что регулировать перевозки необходимо — никто не спорит. Но в то же время принимать решение в пользу только одного игрока – это, как минимум, странно. Складывается впечатление, что Минтранс плохо понимает рынок, который оно обязано развивать. Чтобы потребитель выбирал автобусы, он должен получать качественный сервис — развитую маршрутную сеть и гибкий график, комфортные условия на вокзале и во время самой поездки, возможность отправлять курьерские посылки и т.д. Автобусные парки уже теряют пассажиров даже на маршрутах «областной центр — города-спутники» из-за несоответствия условиям. Может, надо подумать о том, как создать на рынке действительно серьезную конкуренцию, а не убивать ее вовсе?»

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

Медицинские услуги подорожали в Казахстане

Касым-Жомарт Токаев посетил музей Чингисхана

Внедрять новые технологии в машиностроение призвал Бектенов

Южнокорейская компания заходит на рынок логистики РК

Партия Мирзиёева лидирует на парламентских выборах в Узбекистане

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Патриотизм daily. Часть II

ОБЩЕСТВО | 24.09.2024

Патриотом быть обязан?

ЭКОНОМИКА | 26.09.2024

Газовая модернизация Казахстана: ключевые показатели

ОБЩЕСТВО | 25.09.2024

Сложный путь Казахстана к чистоте — вынужденные корректировки

НОВОСТИ | 29.10.2024

Почти 230 млрд тенге должны казахстанцы ломбардам

НОВОСТИ | 29.10.2024

Медицинские услуги подорожали в Казахстане