Заканчивается второй месяц лета. Этот период традиционно ознаменован отсутствием каких-либо значимых политических событий в стране. Многие не без оснований связывают это с периодом отпусков – мол, парламент в полном составе отправился на отдых, да и правительство поредело по тем же основаниям. Но только ли от власть имущих зависят политические процессы в Казахстане? А как же те, от кого по Конституции зависит эта самая политическая составляющая? Давайте немного порассуждаем на эту тему.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Каникулы или работа? Как проводят лето депутаты мажилиса
Не сезон: чем занимаются политические партии Казахстана?
Принято считать, что политический сезон в Казахстане стартует с началом работы очередной сессии мажилиса. В принципе, это правильно и обоснованно. Но тут стоит отметить, что при прежнем режиме это в большей степени было номинально — парламент полностью зависел от администрации тогдашнего президента. Ныне депутаты доказывают, что парламент может и должен быть влиятельным. Ну, равно как и правительство должно стать подотчетным, а президент – сильным.
Необходимо вспомнить и другой момент, который усиленно пропагандировался в прежние времена, а именно то, что «политика — это грязное дело» и туда не стоит соваться. В прежние времена всеми возможными и невозможными способами в сознание казахстанцев внедрялась мысль о том, что режим сам занимается политическими вопросами и туда не надо лезть. Якобы, с одной стороны, это чревато, а с другой — бесполезно. Эта мысль настолько крепко въелась в сознание наших граждан, что и сейчас среди нас немало таких, которые до сих пор уверены в том, будто «без нас разберутся».
Но с приходом в Акорду Касым-Жомарта Токаева ситуация стала меняться. Практически с первых дней правления он заявил о необходимости участия общества в делах управления государством, а первым шагом к этому стало создание Национального совета общественного доверия. НСОД, как и можно было предполагать, изначально подвергся нападкам критиканов, но, по большому счету, он внес неоценимый вклад в развитие диалога общества с властью и власти с обществом.
В 2022 году Нацсовет преобразовался в еще более широкую и влиятельную площадку — Национальный курултай. О нем и его значении можно говорить много, но мы ограничимся лишь общими формулировками, исходя из нашей сегодняшней темы. Не стоит думать, что Нацкурултай – это площадка, созданная только для президента. Да, глава государства высказывал с нее немало тезисов, которые позже стали воплощаться в жизнь, но это лишь верхушка айсберга. На самом деле на полях Курултая проходят обсуждения многих других тем. К сожалению, не все они попадают на страницы СМИ, но можете быть уверены — на рабочих сессиях и в кулуарах мероприятия проходят важные встречи, которые в дальнейшем воплощаются в конкретные проекты.
Несомненно, НСОД и Курултай — это инициативы руководства страны. Но надо понимать, что политика не всегда делается сверху вниз. Более того, такой подход в корне неправильный. Не стоит ждать, когда чиновничий аппарат и даже избранные народом парламентарии будут выдвигать те или иные инициативы политического характера. Впрочем, заметим, что проекты, предлагаемые АП, правительством и парламентом, следует воспринимать как возможность проявить себя, а не как навязывание каких-либо действий.
Наглядным примером служит внедрение закона о так называемом общественном контроле. Об этом мы уже не раз говорили, поэтому повторяться не станем, но отметим, что это дает практически неограниченные возможности для реализации тех же конституционных норм, смысл которых заключается в прямом получении гражданами государственных функций. Речь не только о слежке за госорганами и возможностях создания петиций, но и о понимании того, что народ Казахстана получает реальную власть не только через выборы в соответствующие институты управления (маслихаты, мажилис и президента), но и напрямую.
Здесь, конечно, стоит упомянуть, что функцией петиций стали пользоваться, мягко говоря, «хайповщики», но это тоже показатель. Ведь главное здесь в том, чтобы общество в целом и каждый гражданин в отдельности понимали, что именно в их руках те или иные инициативы. И это будут инициативы снизу.
Вернемся к началу наших рассуждений и отметим, что не стоит ждать, когда власти подкинут какую-либо политическую тему в народ. Необходимо самим брать инициативу в свои руки, создавая информационные поводы. Темы, конечно, не обязательно должны быть политическими. Но ведь даже если дело касается проблем жилищно-коммунального хозяйства, качества дорог или общественного транспорта, то, по большому счету, это тоже внутренняя политика. Особенно, если именно народ решает, как и что делать.
В общем, настоящая политика начинается тогда, когда сами граждане в нее включаются. Настала пора избавляться от прежних стереотипов и брать власть в свои руки — в прямом смысле этого слова. При этом ничего зазорного не будет, если мы станем поддерживать инициативы сверху. Ведь они дают нам возможность проявить себя, выдвинуть свои пожелания, о которых до последнего времени вслух можно было говорить только на кухнях или в курилках.
Также необходимо напомнить банальную вещь — власть всегда «со скрипом» идет на перемены, которые ей не выгодны. Поэтому, возможно, на некоторых этапах и тормозятся инициативы Токаева, а бывает, что и факты саботажа можно зафиксировать. Откровенного говоря, пресловутое «слышащее государство» тоже пока не работает в полной мере, хотя прогресс налицо. Поэтому властям, как местным, так и республиканским, нужно периодически напоминать о тех или иных проблемах, которыми озабочено общество.
Так что политический сезон в стране не должен отталкиваться от каких-то событий в парламенте, мажилисе или Администрации президента. То, что происходит наверху, конечно, можно и нужно обсуждать, а при необходимости — осуждать. Но пора уже самим формировать политическую повестку дня, а власти пусть на это как-то реагируют. Это, к слову, касается не только внутренней, но и внешней политики. Впрочем, об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Фото из открытых источников