Сейчас — сезон отпусков, который многие казахстанцы каждый год ждут с нетерпением, чтобы отдохнуть от напряженных профессиональных и жизненных будней. Но, как показывают сообщения в СМИ, отпуска многих казахстанцев проходят, мягко говоря, не без потребительских мытарств. Собственно, уровень казахстанского сервиса для рядовых потребителей обобщенно можно так и назвать: «Жри, что дают». Простите за такую жесткую прямоту! Иногда, по смыслу, именно такой ответ вы можете получить в казахстанских заведениях, магазинах для «пролетариата». Ведь многие из нас сталкивались и сталкиваются с таким качеством обслуживания. А какой уровень санитарии и гигиены в наших заведениях, наверное, можно и не говорить. В некоторых кафе, продуктовых рынках так же «чисто», как в хлеву. И никого из СЭС и соответствующих структур это не колышет.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
От гардероба до могилы — что волнует общество
Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды
Назад в будущее: в Казахстане идут споры о потерянном времени
Отдельная тема мытарств казахстанских потребителей, которые они буквально переносят на своей шкуре, — это условия хранения лекарств и продуктов в аптеках и магазинах, соответственно. Все вы знаете, что большинство лекарств, продуктов нельзя хранить при температуре выше 25 градусов. Но как часто вы видите аптеку или магазин, которые поддерживают все режимы хранения медпрепаратов, продуктов, особенно жарким летом? И мы волей-неволей покупаем такие препараты, товары, которые могут быть крайне вредны для здоровья. А есть же жизненно необходимые медицинские препараты, которые нужно хранить при температуре не выше 10, 15 или 20 градусов. Представляете, что происходит с этими препаратами летом в наших южных регионах, когда там температура зашкаливает за 40 градусов?
Другая, не менее болезненная тема, — это продуктовые магазины. К примеру, взять самохвальный супермаркет «Магнум», который «убивает цены». На поверку выясняется, что цены в этом супермаркете довольно высокие. Есть маленькие магазины, в которых цены гораздо ниже. И это несмотря на разницу в ресурсах и оборотах. «Магнум» с его оборотами может себе позволить цены гораздо ниже тех, которые заявляются как низкие. Но делает это только лишь во время акций, перечень товаров в которых ограничен. Попробуешь позвонить в «Магнум», чтобы узнать информацию об их некоторых акциях, так можно проговорить и прождать, в частности, более девяти минут, так и не получив внятного ответа. И такой сервис у крупного торгового гиганта. Кстати, руководители госорганов говорят, что необходимо проводить «добросовестную рекламу и маркетинг». Но ничего не меняется с несоответствием рекламы и качества предоставляемых услуг.
Одна из главных проблем наших потребителей — это качество жилья, которое они зачастую приобретают, залезая в большие кредиты, долги. Практически в каждом регионе Казахстана сдавались и сдаются дома по программам кредитования Отбасы банка (Жилстройсбербанка), качество которых далеко от нормальности. То есть, они с самого начала были построены спустя рукава и теперь находятся, по сути, в аварийном состоянии. И по большому счету никто не устраняет эту проблему, кроме того, что делают разные «ободряющие» заявления, которые почти сразу же забываются. Ведь в ряде крупных городов страны порой в «авральном» режиме строились разные элитные ЖК, торгово-развлекательные центры, помпезные рестораны, чтобы начать по-быстрому «рубить капусту». Неизвестно, как при этом соблюдались все нормы и меры строительства.
Как и во многих других объектах, например, в «прорывных» индустриально-инновационных проектах, наспех построенных и запущенных в предыдущие годы. И никто не знает, выстоят ли эти «новостройки» при каких-нибудь серьезных стихийных бедствиях и катаклизмах? Вообще непонятно, как долго могут простоять многие эти хрупкие новостройки. И в этих вопросах, думается, содержится большая тревога относительно будущего Казахстана, будет ли оно устойчивым, или хрупким, как эти новостройки? Как известно, за последние годы в Казахстане был ряд случаев обрушения, преждевременного выхода из строя новых домов, построенных в нарушение всех норм.
Потому-то казахстанцы часто жалуются на низкое качество вводимых в эксплуатацию жилых домов, особенно построенных по госпрограммам. Практически изо всех регионов Казахстана приходят сообщения, что качество зданий, возведенных в рамках «дешевых» программ, не только оставляет желать лучшего, а просто ужасное. Эти дома в некотором смысле — игрушечные, так как в них стены тонкие, в том числе со слабой звукоизоляцией, не оставляя людям надежду на «приватное» пространство. И никаких кардинально позитивных подвижек по этой проблеме фактически до сих пор нет — люди остались «с носом».
В общем, многие объекты изначально строились недобросовестно, что соответствующие комиссии могли определить на первом этапе, но этого не произошло. Другими словами, во многих этих случаях, видимо, не обошлось без коррупции. Впрочем, не только коррупция является причиной аварийности зданий. Многие эксперты считают, что качество строительства у нас сейчас по пятибалльной шкале обычно равняется тройке. Дело в том, что из-за больших расходов строительные компании особо не утруждают себя в повышении качества построек. Оказывается, для обеспечения надлежащего качества компании должны иметь полноценную лабораторию для проверки всех стройматериалов — от кирпича и цемента до блоков, арматуры и прочего. Помимо этого, необходимо покупать современную строительную технику, повышать квалификацию рабочих, бригадиров. Но «крутикам» же на это плевать, и никто их не заставит, ибо «рука руку моет».
Большое беспокойство вызывает моральное состояние многих работников отечественной медицины, которые в погоне за барышами зачастую рассматривают своих пациентов как «кошельки», а не как людей, нуждающихся в качественной медицинской помощи. Хотя медики, как вы знаете, дают клятву Гиппократа, что будут лечить всех нуждающихся, исходя при этом из принципа «не навреди». Раньше таких медиков у нас было много — сегодня их осталось исчезающе мало. Казахстанские врачи являются порождением общества во всех смыслах этого слова, имея все его недуги. Ценность человеческой жизни у нас близка к нулю, человек и его права не пользуются никаким уважением, если у него нет на счету кучи бабла. Люди оправдываются, говоря: «Не мы такие, а жизнь такая».
Возможно, преимущественно по этой причине для нашей действительности уже стали нормой различные ошибки медиков, за которые люди нередко расплачиваются своими жизнями. У нас ведь штампуют недоучек не только в юридической, дипломатической и экономической сфере, но и в медицине. А как же может быть иначе, если в медицинских учебных заведениях, говорят, можно «развести» экзамен даже по анатомии, не говоря про фармакологию. В результате таких «специалистов» пруд пруди. Примечательно, что несколько лет назад в ходе проверок в городе Шымкенте, Туркестанской, Карагандинской, Павлодарской, Жамбылской, Алматинской, Атырауской областях 484 медработника были уволены «из-за отсутствия сертификатов специалистов». В некоторых случаях выявлены поддельные сертификаты.
Отдельно следует отметить, что качество туристической инфраструктуры, о которой все чаще стали говорить наши власти, — это фактически уровень развития по всей стране сферы услуг, удобств для простых жителей. Как известно, многие туристы предпочитают «дикарем», без заказа отдельных туров, ездить по живописным местам. Но чтобы так «отдыхать», нужно быть крепким «оловянным солдатиком» — уметь переносить разные лишения. В частности, в каждом малом населенном пункте, «туристическом» городке практически нет общественных скамеек вдоль улиц, на которых пешеходы могли бы отдохнуть. Приблизительно так же обстоит дело и с другими «условиями» для туризма, общественного отдыха. В принципе, так у нас по всей стране — суровые казарменные будни, «ибо нефиг холопам отдыхать» — в сущности, такое у нас отношение к людям со стороны «чинуш».
А если и ставят скамейки, то они, как правило, неудобные — опять же не для расслабления. Что говорить об уличных скамейках, если в залах ожидания авто- и железнодорожных вокзалов у нас повсеместно стоят стальные скамейки без мягких чехлов — для «стальных» задниц. По всему Казахстану не счесть таких примеров, когда людям порой часами приходится добираться по объездным дорогам до близлежащего населенного пункта. А сколько есть улиц в казахстанских городах без нормальных тротуаров? Судя по всему, по логике чинуш пешеходам нужно уметь «летать», чтобы «ходить» по таким улицам – «проблемы негров шерифа не волнуют».
Тем временем в Казахстане работают разные структуры по защите прав потребителей, которые курируются высокопоставленными чиновниками. Но от них пока не видно большой пользы, кроме успешного проведения разных помпезных мероприятий. Сколько таких эфемерных структур создано за годы независимости? В итоге все негативные отходы от этих мероприятий, проектов мы, простые люди, переносим на себе, потребляя «остаточные» товары и услуги (с барского стола). По всей стране элементарно нет бесплатных нормальных общественных туалетов. Таким образом, мы привыкли к минимальным условиям повсюду, рассматриваем их как нормальное явление, особенно во время авто и железнодорожных поездок. Что поделаешь, видно, судьба такая — переносить постоянно лишения, невзгоды.
Для понимания глубины этих проблем властным «чинушам» нужно пожить в шкуре простых граждан — в час пик, например, побыть «селедкой в бочке» в общественном транспорте на протяжении ряда лет. Но чиновничий беспредел стал нормой в нашей повседневной жизни — мы привыкли довольствоваться малым вместо положенного, «а то морда треснет». Зачем тратиться на создание нормальных условий для простого народа, как это принято в странах, где человек является главной ценностью? Но ведь создание хороших условий для быта людей по всей стране повлечет за собой привлекательность Казахстана для иностранных туристов. И с таким вот сервисом власти хотят заманить в Казахстан миллионы туристов. Напомним, что наши власти планировали к 2025 году довести вклад от туризма в ВВП до пяти процентов...
Фото из открытых источников