В соседнем Кыргызстане предотвращена очередная попытка дестабилизации ситуации. Задержаны люди, у которых найден солидный запас боевого вооружения. Что стоит за этим? На этот и другие вопросы отвечает генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Адиль Каукенов: ШОС обеспечивает диалог в сложном регионе
ОДКБ в Алматы: это не «военный туризм»
Запад разуверился в украинской авантюре
— Есть информация о том, что у задержанных изъято большое количество оружия и военной формы, а также самодельные взрывчатые вещества. Откуда это у них?
— В мае этого года ГКНБ Кыргызстана сообщил, что представители криминала и, как их назвали, «деструктивных политических сил» подготовили некий провокационный видеоролик. По версии кыргызских чекистов, ролик был призван дестабилизировать обстановку в республике на межрегиональной почве, чтобы под прикрытием беспорядков захватить власть в стране. ГКНБ также заявил, что всех, кто был причастен к организации и подготовке этого ролика, вычислили, и их уже разрабатывают.
Поэтому можно предположить, что задержанные люди и все, что у них изъяли, — как раз итог той самой разработки. Тем более что недавно председатель ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев в интервью рассказал, что Комитет отследил все передвижения злоумышленников, включая места покупки ими формы и оружия. По его словам, когда была готова доказательная база, этих людей и взяли.
— Можно ли говорить о том, что некая часть силовиков недовольна происходящим и на самом деле собиралась устроить госпереворот?
— Найденное оружие и снаряжение вовсе не говорит в пользу того, что в деле участвовали кыргызстанские силовики. Потому что оружие и снаряжение могло поступить в Кыргызстан откуда угодно: из Афганистана, Украины и даже Казахстана. Все ли оружие, которое было похищено у вас во время беспорядков января 2022 года, найдено? Вряд ли. Так почему бы ему не оказаться в Кыргызстане? К тому же практика показывает, что оружием владеют не только силовики, но и бандиты, радикальные исламисты, а также бойцы иностранных частных военных компаний.
Кстати, это не самая большая партия оружия, которую нашли в последнее время. В мае прошлого года в Ошской области «улов» милиции был куда больше. Но тогда это связывали с криминалом и исламскими радикалами — без всякой привязки к переворотам.
Внешний след и восприятие населения
— Можно ли предположить, что в действиях задержанных просматривается внешний след?
— Надо понимать, что в нашем регионе любая акция вроде госпереворота — это «многослойный пирог». В том смысле, что в одной точке интересы разных сил могут сойтись настолько плотно, что порой их нельзя отличить друг от друга. Бандиты, религиозные радикалы, иностранные державы — все они, так или иначе, имеют в Кыргызстане свои интересы. А когда этот самый госпереворот происходит — играют своими действиями друг другу на руку. Внешний след исключать нельзя еще и потому, что иностранные державы также могут использовать бандитов и исламистов, что называется, «втемную».
— Как в обществе восприняли сведения о готовящемся госпереворота?
— Да, в общем-то, как обычно и бывает в таких случаях. В соцсетях все обсуждалось достаточно бурно. Кто-то писал, что так называемый «коллективный Запад» таким образом решил наказать Кыргызстан за принятие закона об НКО, кто-то считает, что это — результат «разборок» самих элит Кыргызстана между собой, что тоже вероятно: антикоррупционная кампания нынешней власти не устраивает многих. Особенно тех, кто под нее попал. А деньги и влияние у них есть.
«Коллективный Запад»
— Ветеран спецслужб, ныне эксперт по вопросам национальной безопасности Таалайбек Джумадылов в своем комментарии журналистам заявил: «Дело в том, что коллективному Западу во главе с США на фоне бесперспективности победы над Россией в Украине выгодно «поджигать» государства бывшего СССР. Сегодня западникам необходима дестабилизация обстановки по всему периметру РФ». Вы согласны с его мнением?
— Нестабильность в нашем регионе играет на руку тем, кого называют «коллективным Западом», и это действительно надо признать. Цель тут прослеживается вполне определенная — создать в Центральной Азии новый очаг нестабильности, чтобы добавить России головных болей. Россия, нравится это кому-то или нет, — единственный гарант безопасности Центральной Азии. Поэтому попытки спровоцировать войну всех против всех на условном «Центрально-азиатском фронте» — это не детская «страшилка», а вполне взрослая реальность.
— Можно ли говорить о том, что подобные попытки будут повторяться и как это может сказаться на Казахстане?
— Как это может сказаться на Казахстане, мы уже видели в самом Казахстане в январе 2022 года, о чем мы в самом начале говорили. Вообще, ваш печальный, мягко говоря, опыт, показал, что будет в случае, если вдруг куда-то «исчезнут» силовые структуры. Безусловно, попытки переворотов могут быть еще. Весь вопрос, на каком этапе их удастся предотвратить, а если не удастся, то хотя бы сделать так, чтобы жертвы и разрушения были минимальными.
Фото из открытых источников