Законопроект во втором чтении одобрен мажилисом и направлен на рассмотрение в сенат. Но уже сейчас можно сказать, что власти во многом учли те замечания, которые на протяжении длительного времени сопровождали настоящий законопроект. Следует отметить, что многие замечания в большинстве своём шли не от журналистского сообщества, а от организаций, провозглашающих себя правозащитными структурами в области масс-медиа. Справедливости ради, замечу, что в ряде случаев критика оказалась справедливой, и парламентарии учли это. Ряд норм, предложенных ранее в законопроекте, был исключён. Так, резкой критике подверглось предложение о введении так называемой пресс-карты. Большинство журналистов поддержали правозащитников, указывая на то, что это предложение нарушает права СМИ. В одобренном мажилисе законопроекте данная норма, по словам депутатов, исключена. И это не может не радовать, поскольку слова о «слышащем государстве» становятся реальностью.
Услышаны были журналисты и правозащитные организации и по таким вопросам, как срок исковой давности в отношении журналистов и сроки ответов госорганов на запросы СМИ. Отныне срок исковой давности сокращён до 1 года. А отвечать на запросы журналистов обязаны в течение 5 дней.
Есть ряд новшеств, которые могут не понравиться пользователям интернета и сотрудникам различных сайтов. Мажилисмены считают, что к сетевым изданиям и информационным агентствам нужно применять единое понятие «интернет-издание». При этом такие издания должны ставиться на учёт, как и традиционные СМИ. Очевидно, данная норма вводится законодателями, исходя из интересов безопасности. В то же время это позволит незамедлительно привлечь к ответственности в случае нарушения законов страны.
Большие споры, напомню, вызвало предложение о лишении аккредитации СМИ и журналистов. При этом право лишения аккредитации предоставляется МИД. Однако данная норма – не ноу-хау казахстанского парламента. Аккредитация СМИ есть во многих странах и лишение аккредитации – право МИД.
По мнению одного из инициаторов этой нормы мажилисмена Никиты Шаталова, речь идёт о призывах к нарушению конституционного строя. В своём комментарии Радио Азаттык он заявил, что Казахстан не должен становиться жертвой информационных войн, манипуляций. В этом с депутатом можно только согласиться. Ведь не секрет, что именно иностранные СМИ зачастую публикуют материалы, подрывающие конституционные устои, носящие откровенно провокационный характер. Естественно желание государства оградить себя от таких публикаций, имеющих манипулятивное воздействие.
Вместе с тем надо признать, что новый законопроект о масс-медиа не только учёл многие замечания, но и лишает аргументов так называемых правозащитников. Все их замечания не просто учтены в варианте, одобренном мажилисом, но и выбивают почву из-под ног. Осталась, пожалуй, одна претензия к властям относительно прозрачности госзаказа. Но, что имеется в виду «под прозрачностью госзаказа», самими правозащитниками не расшифровывается. То ли они говорят о тех, кто принимает решение о выделении госзаказа, то ли, как получатели госзаказа исполняют взятые на себя обязательства? Однако в открытых источниках можно найти информацию и об этом.
Похоже, чем больше Запад выделяет средств на поддержку блогеров, так называемых независимых СМИ, журналистов, тем меньше у последних остаётся оснований, по которым можно критиковать власти. Понятно, что это вызывает раздражение (отсюда, к примеру, такое муссирование сообщений о лишении аккредитации Радио Азаттык) и даже истерику. Ясно, что за полученные гранты придётся отчитываться, а сказать нечего. Создаётся впечатление, что в эти дни идёт лихорадочный поиск новых зацепок, позволяющих внести раздрай в неокрепшие умы и дестабилизировать ситуацию в стране. Получится ли это, когда власти на порядок опережают, а с появлением нового закона о масс-медиа получают инструмент, которым можно пользоваться для защиты государственных интересов?
А то, что идёт поиск новых форм «мягкой силы» в стране, можно судить по тому, какие мероприятия проводят и собираются проводить зарубежные покровители. Например, осенью этого года в Таджикистане пройдёт Media camp для журналисов Центральной Азии. Как пишут, спонсором мероприятия является Агентство США по Международному развитию – USAID. Целью Media camp является развитие сбалансированной информационной среды в регионе. Будут, вероятно, говорить и о правах журналистов. Не обойдётся и без ставших уже традиционными причитаний по поводу сужения свободы слова, ограничения прав и свобод самих журналистов, ну и так далее. Набор всех этих фраз один и тот же и известен по тем странам, где произошли «цветные революции». На деле же преследуется одна цель – оторвать страны постсоветского пространства от России. Особенно наглядно это проявилось в Украине, где русофобия достигла неизмеримых высот. Похоже, что сейчас пытаются сделать то же самое в Казахстане, других странах Центральной Азии. Регион привлекает Запад своими сырьевыми запасами и геополитическим расположением. Оторвать от России – цель номер один. А второе – не дать экономически укрепиться в регионе Китаю, постепенно вытесняющим США с мировых рынков. Потому денег на неофитов не жалеют. Тренинги, обучение в США, круглые столы – формат выработан давно. Разумеется, что с принятием нового закона о масс-медиа неофиты попросту остаются не у дел. Все их претензии становятся вторичными, а истерики уже не интересуют даже самых упёртых русофобов, потому что реалии жизни диктуют своё.
Фото из открытых источников