Политика

Строгий выговор президента

Мурат Халилов

01.04.2024

Президент Токаев устроил разнос правительству и акимам в связи с затоплением Казахстана. Даже судя по официальному пресс-релизу, совещание в Акорде было горячим, а Касым-Жомарт Кемелевич уже не намекал, а говорил и обвинял напрямик. Станет ли президентская взбучка стимулом для качественной работы кабмина и уроком на будущее? Думается, об этом мы узнаем совсем скоро.

Большая вода стала испытанием для всех. В первую очередь это, конечно, наши с вами сограждане. В зоне риска оказались несколько сотен тысяч казахстанцев, десятки тысяч непосредственно столкнулись с реальной опасностью, как минимум 12 тысяч из них уже были эвакуированы на сегодняшний день. Подсчитать (даже примерно) нанесенный ущерб не представляется возможным, но понятно, что счет будет идти на десятки миллиардов тенге. Однако надо изначально исходить из того, что за общими суммами, какими бы они не были огромными, стоит большая беда отдельных семей. Ведь судя по имеющимся кадрам с мест трагедии, многие из них потеряли буквально все нажитое.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Курултай и внешняя политика

Мышление и свобода слова

Митинговый экзамен

Для горожан, живущих в благоустроенных квартирах, это трудно представить. Но на минутку поставьте себя на место тех, на кого обрушилась водная беда. Даже если в лучшем случае ваш дом выдержит испытание наводнением, то буквально все, что было в нем, придет в негодность – начиная с бытовой техники и заканчивая одеждой. Ведь при эвакуации люди с собой порой успевали (и могли физически) забрать только документы и небольшую сумку с вещами. Просто попробуйте оценить все то, что находится у вас дома – насколько миллионов тенге все это потянет? Представьте, что у вас буквально ничего не осталось.

Более того, необходимо учитывать, что на селе домашнее хозяйство является одновременно средством выживания. Это и огород, который придет в негодность, и куры, несущие яйца и дающие мясо на стол, и скот. Казахи называют это коротким словом «обал». Поэтому главным, на наш взгляд, действием на настоящий момент должна быть не просто помощь пострадавшим, а возвращение им веры, что государство и общество не останутся в стороне. Здесь надо, как говорится, воспользоваться случаем, чтобы власть и народ как раз стали единым целым, причем инициатива должна исходить как раз от власти.

Ее в данном случае проявил глава государства, при этом прямо сказав, что даже в самой власти не было этого самого единства, а если конкретно – отсутствует координация действий между правительством и акиматами. Скажем больше – создалось впечатление, что не было координации и внутри различных ведомств. Так, многие обратили внимание на то, что тот же МЧС почему-то не представляло общей картины происходящей беды по стране, выдавая разрозненную информацию по регионам. Надеемся, что у них самих есть не только полные данные, но и аналитика, которые они представили президенту. Тут следует напомнить, что Токаев сделал то, что должны были сделать чиновники на местах (в том числе, с выездом на место) – попросил прощения и заверил в том, что всем пострадавшим будет оказана материальная помощь.

Если говорить о критике, то использованные Касым-Жомартом Кемелевичем слова «халатность» и «непрофессионализм» стали, по сути, тем, что думает президент о правительстве, а точнее – об его отдельных ведомствах и тех же акиматах. Тут следует привести цитату из субботнего пресс-релиза Акорды: «В ходе заседания глава государства за непринятие своевременных противопаводковых мер объявил строгий выговор первому заместителю премьер-министра Роману Скляру, министру водных ресурсов и ирригации Нуржану Нуржигитову, предупреждение о неполном служебном соответствии – акимам Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской области, строгий выговор – акимам Атырауской, Акмолинской, Алматинской, Павлодарской областей и области Абай».

Из изложенного становится понятно, что президентская взбучка носит не общий, а вполне конкретный и адресный характер. Хоть мы и не видели точных обоснований, но надо понимать, что в чиновничьей среде есть четкое понимание того, что может стоять за «строгим выговором» и «неполным служебным соответствием». Это говорит о проблемах для дальнейшего карьерного роста для этих персон (хотя многие из них, вроде бы, уже достигли максимума в ней) и реальной угрозой увольнения – в лучшем случае, с дальнейшим трудоустройством с явным понижением. Но это еще и так называемый последний шанс для того, чтобы исправить все, что сделал, а точнее – не сделал.

Судя по всему, глава государства не стал менять коней на переправе (причем, в прямом смысле слова). Однако с утра в воскресенье он вернул в правительство Каната Бозумбаева. Не будем сейчас вспоминать его трудовую биографию и говорить о том, что Канат Алдабергенович пророчился некоторыми в премьеры, но заметим, что в должности вице-премьера он будет как раз курировать вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов. То есть – всего того, в чем сейчас возникла главная проблема. Другими словами, президент назначил кризис-менеджера, на которого и будет возложена обязанность координации действий кабмина с акиматами, ответственность за ликвидацию последствий водной стихии, восстановления домов и инфраструктуры, делать все, для того, чтобы ЧС не переросла в ЧП и так далее.

Однако, как показывает практика, сейчас надо сконцентрироваться на том, что наводнение может расти и захватить еще больше регионов. По крайней мере, пока нет поводов думать, что паводки уйдут сами по себе, а заслуги в этом припишут себе правительство с акиматами, как это было в прошлые года. Поэтому, учитывая оперативно принятые решения после субботнего совещания, можно надеяться, что этот урок станет поводом для теперь уже профессиональной и слаженный работы всех государственных структур. При всей критике и устоявшемуся в обществе мнению, у нынешнего правительства еще есть потенциал для успешных и плодотворных действий. Тем, более, президент, ко всему прочему, поручил созданному Республиканскому штабу выработать комплексные меры для предотвращения подобных бедствий в будущем. Но самое главное, опять-таки – это обеспечение безопасности граждан.

При всем при этом мы не можем не отметить работу простых спасателей, полицейских, военных и волонтеров, которые ежедневно, буквально круглые сутки трудятся на местах в условиях повышенной опасности. Они спят по несколько часов в сутки как раз обеспечивая безопасность попавших в беду сограждан. Им просто некогда отчитываться о проделанной работе и выкладывать в соцсети результаты своих трудов, ведь они лучше всех (в особенности – лучше своих больших начальников) понимают, что от них зависит судьбы тысяч людей, при том, что у многих из них тоже семьи, находящиеся в зоне бедствия.

И здесь еще раз подчеркнем, что мы все, а не только министры с акимами, должны консолидироваться в борьбе с водной стихией, которая еще не думает отступать. Это, повторимся, хоть и печальный, но удобный повод для того, чтобы власть на всех ее уровнях показала, что она тоже член общества. Если же они не знают, как сделать первый шаг, то хотя бы пусть следуют примеру президента Токаева, а заодно делают то, что он говорит. А пока и мы будем считать, что упомянутые и пока находящиеся в сторонке чиновники не вполне соответствуют своему служебному положению и заслуживают строгий выговор – на этот раз от граждан Казахстана.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Защитить защитника

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

Еще раз о профилактике экстремизма

О 20 миллионах присяжных

В этот день. Трагический календарь

Тик-так для «Тик-Тока»

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии