Грядущий юбилей – повод присмотреться к творческим объединениям, которых в стране немало. Созданные когда-то для координации деятельности и, что греха таить, для оказания материальной помощи творцам, эти союзы в современности рассеялись, утратив многие функции, но по-прежнему продолжают числиться в строю.
Есть ли от них какая-то польза и насколько эффективна их деятельность? Увы, на этот вопрос не ответят даже их руководители. Стоит внимательнее присмотреться к некоторым из них, чтобы понять: практической пользы от творческих союзов почти нет.
Начнём, к примеру, с союза архитекторов. Сегодня, когда вопросы градостроительства начинают выдвигаться на первый план ввиду медленной, но верной урбанизации страны, очевидно, что такой союз может и должен стать ведущей силой при разработке генеральных планов застройки городов. Однако этого не происходит. И тому есть немало причин. В первую очередь, это нехватка квалифицированных кадров в научной среде. Именно специалисты могли бы сказать своё слово о применении новых, современных технологий в строительстве, учёте сейсмоустойчивости возводимых построек. А раз не хватает специалистов, то некому вносить и предложения по застройке городов. Не удивительно, что не слышно голоса архитекторов сейчас, когда только ленивый не высказался по хаотичной застройке, к примеру, Алматы.
Союз архитекторов – одно из старейших творческих объединений Казахстана, созданный в 1936 году. В прошлом веке его голос звучал весомо и учитывался, когда строили новые здания. Сегодня, увы, ситуация изменилась. В 2022 году президентом Союза архитекторов стал несостоявшийся партийный лидер Серик Султангали. В том же году партия «Адал», которую он возглавлял (несколько раз переименовывалась, вначале «Руханият», затем «Бирлик») вошла в состав партии «Аманат». И на том партийная деятельность г-на Султангали закончилась. Очевидно, посчитав, что профессиональная стезя принесёт больше успехов, Серик Султангали согласился возглавить творческое объединение. Однако пока и здесь не преуспел.
Квартирный вопрос художников
Перефразируя одного из героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», можно сказать, что художники Казахстана как художники везде, вот только квартирный вопрос испортил их. Союз художников – одно из первых творческих объединений страны. В прошлом году союз отметил 90 лет со дня создания. Праздник, однако, получился смазанным в силу того, что громкий скандал до настоящего времени не получил разрешения. Часть художников посчитала, что руководство организации зарабатывает большие деньги, используя совместное имущество. Всё дело в том, что Союз художников – одна из самых богатых творческих организаций, у которой есть такой актив, как мастерские. Вот эти мастерские и стали камнем преткновения на пути к творческим успехам. Часть художников посчитала, что мастерскими распоряжаются не по существу, а для получения выгоды в собственный карман, и обратилась в верха. До настоящего времени остаётся неизвестными, насколько эти претензии обоснованные и как решился имущественный спор.
Стоит напомнить, что на заре суверенитета Казахстана полотна казахстанских мастеров живописи пользовались большим успехом у зарубежных ценителей искусства. Так, была устроена выставка картин Ерболата Толепбая во Франции, инсталляции Ербола Мельдибекова демонстрировались в Италии. Многие иностранные дипломаты увезли домой картины Амандоса Аканаева, Зитты Султанбаевой и других казахстанских художников.
Вернисажи, выставки – всё это постепенно сошло на нет. И сейчас о художниках вспоминает, когда вспыхивает очередной скандал вокруг имущества. И это печально, поскольку полотна художников могут многое рассказать о культуре народа, нашей стране.
Кино-кино
Из всех творческих объединений Союз кинематографистов один из самых молодых. Он создан в 1963 году и в прошлом году мог бы отметить 60 лет со дня создания, если бы не бесконечные скандалы, сопровождающие союз последние два десятка лет. Последний скандал был вызван избранием Ермека Турсунова на пост руководителя в феврале 2018 года. В момент избрания г-н Турсунов обещал навести порядок с выделением финансов на съёмки новых картин, вернуть в собственность союза Дом кино. На этом строилась критика прежнего руководителя союза, молодого режиссёра и продюсера Ахата Ибраева. Интересно, что, уже возглавив союз, Ермек Турсунов не прекратил озвучивать инсинуации в адрес Ибраева. Доведённый до отчаяния, режиссёр написал открытое письмо в адрес президента страны в феврале 2020 года. В своём письме Ахат указал на то, что его уже третий год преследует Ермек Турсунов. Вопреки тому, что Ахат Ибраев участвовал в разработке «О кинематографии РК», организовал мероприятия для поощрения молодых коллег, изыскал средства на капитальный ремонт Дома кино, Ермек Турсунов организовал судебные разбирательства в отношении Ибраева, которые ничем не закончились ввиду отсутствия доказательств.
«Вместе с тем я столкнулся с тем, что старшее поколение в лице кинорежиссера Ермека Турсунова и его команды ведет явную и скрытую работу по дестабилизации обстановки в отечественной культуре, по полному обездвиживанию молодых деятелей культуры», - написал в своём письме главе государства Ахат Ибраев. И продолжил: «Причиной гонений на меня является, как я считаю, месть за то, что я помешал умышленному разрушению и обесцениванию исторического здания Дома кино, расположенного в центре города Алматы. Кроме того, сейчас он предпринимает шаги, чтобы отменить закон «О кинематографии», чтобы в вопросах финансирования кинопроектов все оставалось по-прежнему, когда деньги в «Казахфильме» раздавались верным друзьям, а студия забирала себе крупную долю от поступающих средств».
Сегодня всё то, о чём предупреждал Ахат Ибраев, подтверждается фактами. Избранный на волне недовольства сложившейся ситуацией, Ермек Турсунов не спешит и до настоящего времени выполнить свои обещания.
Если говорить о финансовой стороне, то вот недавно обнародованные факты. В период с 2019 года по 2021 ТОО «Турсуновфильм» получило 500 млн. тенге для производства полнометражного фильма Бесмоцнак». Однако в прокате картина не появилась.
В настоящее время ставится вопрос об упразднении НАО «Государственный центр поддержки национального кино» с тем, чтобы распределение денег отдать «Казахфильму». А между тем сами кинематографисты считают, что центр играет положительную роль в распределении денег на производство фильмов, а в качестве предупреждения негативных отзывов считают дальнейшее обеспечение ещё большей прозрачности и гласности. Очевидно, что как раз прозрачность и гласность не устраивают тех, кто выступает против НАО «Государственный центр поддержки национального кино».
Сегодня о проблемах кино заговорили и в верхах. Своё мнение о кино выразила министр культуры и информации Аида Балаева. Вероятно, для решения проблемы стоит организовать ряд встреч с самими кинематографистами, как мэтрами, так и молодыми мастерами.
А пока стоит заметить, что со дня избрания Ермека Турсунова прошли уже 6 лет, и по всем меркам должен быть созван новый съезд кинематографистов. Во всяком случае, об этом шли разговоры осенью 2023 года. Однако до дела не дошло.
Можно ещё раз вспомнить ленинскую фразу о кино, как о важнейшем из искусств. Иными словами, кино доступнее и понятнее массовому зрителю, а потому всегда останется в центре внимания.
Вначале было слово…
Есть два творческих объединения, являющихся самыми массовыми в Казахстане. Это Союз журналистов и Союз писателей. О первом известно, что его многие годы возглавляет Сейтказы Матаев. Проходят ли там съезды, и ставится ли вопрос о его переизбрании, влияет ли сам союз на работу журналистов? Эти вопросы остаются открытыми.
Что касается Союза писателей, то Мереке Кулкенову, не так давно избранному руководителем, не позавидуешь. Так уж получилось, что нынешний год юбилейный не только для самого Союза, но и для многих писателей. 130 лет со дня рождения людей, стоявших у истоков создания Союза писателей: Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Беимбета Майлина. 100 лет со дня рождения Абдижамала Нурпеисова и Бердибека Сокпакбаева, 90 лет со дня рождения Герольда Бельгера.
Умолчать об этих датах не получится. А потому в эти дни Мерке Кулкенову приходится ломать голову, как провести юбилеи, где брать деньги. Видимо, без помощи государства в данном случае не обойтись.
ХХХ
Главным же остаётся вопрос, не анахронизм ли существование самих творческих союзов в 21-м веке? Если нет и союзы нужны, то, как они должны работать, что может стать главным в их деятельности? Понятно, что люди одной профессии хотят объединяться хотя бы для обсуждения проблем и поиска новых средств выражения. И в этом плане союзы разные нужны, союзы всякие важны.
Фото из открытых источников