Культура

Учились, учились и еще раз учились. Как работала система образования до революции

Константин Козлов

28.02.2024

Недавно мы писали об одной из самых влиятельных дореволюционных купеческих династий Верного – Габдулвалиевых, из которой можно понять, как жило купечество на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Сегодня мы хотим рассказать об учебных заведениях города. Их было не так много, но тем не менее они дали городу, стране и даже миру немало незаурядных личностей.

Дореволюционное образование в Верном – страница, которую не слишком жалуют историки-журналисты и историки-блогеры. Слишком уж мало «хайпа» и скандальных тем. Долгие годы было принято считать, что активное просвещение народных масс началось лишь после революции. Однако было бы ошибкой считать, что до 1917 года с образованием в Верном дела обстояли туго. Доказательством обратного может послужить хотя бы то, что по сей день в нашем городе, к счастью, сохранились несколько зданий, служивших в свое время городскими гимназиями и училищами. Часть из них до сих пор занимают вузы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Олигархи Верного. Жизнь и судьба

До 1917 года в Верном насчитывалось около 20 школ и всего 2 гимназии. Точное же количество училищ ученые по сей день назвать затрудняются. До сегодняшнего дня свою славу донесли в основном те, кто внес весомый вклад в развитие города. Так, известно, к примеру, Верненское училище садоводства, которое открылось в конце 60-х годов XIX в Казенном саду – нынешнем Центральном Парке Культуры и отдыха имени Горького. Тогда это был настоящий научно-исследовательский институт, благодаря работе которого увидел свет и приобрел мировую славу знаменитый алматинский апорт. По сей день известно имя одного из руководителей училищ Отто Баума. А его маленький дом до сих пор стоит по улице Амангельды чуть выше Кабанбай батыра.

Согласно статистическим данным, к 1917 году в Верном проживало менее 40 тысяч человек – да и статус у города был не самым высоким. Административный центр Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Стоит отметить, что в те годы все учебные заведения были поделены на округа подобно военным. И административно Верный находился в прямом подчинении Ташкенту, как центру Туркестанского генерал-губернаторства. Однако даже в Ташкенте учебных заведений были считанные единицы, а об университетах и речи не шло.

Вообще, стоит серьезно различать систему организации образования сегодня от того, что было до революции. Разница, нужно сказать, была принципиальной. Это сегодня нам от советской власти достались школы буквально в каждой деревне. И школы – целиком и полностью на плечах государства. В 70-е годы XIX века школы в маленьких городах, к коим безусловно относился Верный, образование было делом земств – тогдашние органы самоуправления на паях с местными зажиточными гражданами устраивали в городе и школы и больницы.

Казахские школы существовали в больших зажиточных аулах еще со времен Абылай хана, и казахское население в те годы жило в основном в окрестностях Верного. Преподавали там в основном молодые муллы –приезжавшие из Поволжья (Татарии и Башкирии) или из Бухарского эмирата. Основная задача – научить детей грамоте, арабской письменности и арифметическому счету в пределах сотни. Учебником был Коран, а главным предметом – его изучение. Славянские дети начальное обучение проходили в церковно-приходской школе по той же системе, только учителями были православные священники, а первым предметом – Закон божий.

Изучив азы грамотности, дети мусульман могли продолжать учебу в русско-казахских школах. Но здесь приходилось переходить с арабской письменности на славянскую кириллицу. Только очень упорные и одаренные дети могли это осилить.

Но уже в 60-х, 70-х годах XIX века население города было в массе своей приезжим и в то же время довольно быстро прирастало. Следовательно, и детей, которых нужно было устраивать в школы, появлялось все больше и больше. Первое же двухклассное училище в городе открылось в 1876 году. Что удивительно, там совместно обучались мальчики и девочки, что по тем временам было большим прогрессом.

К слову, вопреки стереотипам националистов, казахи тоже активно обучались в училищах и гимназиях. Известно, что городской инспектор образования Евгений Аликторов требовал от преподавателей знания казахского языка. А краевед Александр Воронов подчеркивает, что губернатор Верного Герасим Алексеевич Колпаковский на свои собственные средства открывал для коренного населения «грантовые» места в городских учебных заведениях.

Со временем для городского училища было построено здание, которое и сегодня стоит по улице Гоголя на пересечении с улицей Калдаякова. Здание датируется 1890 годом, а спроектировал его уже известный нашим читателям архитектор Поль Базиль (Павел Васильевич) Гурдэ. Оно построено в так называемом «византийском» или псевдорусском стиле, который широко распространился во времена правления императора Александра III. Эдакие старинные терема из русских сказок. Впрочем, обычно учебные заведения возводились в более аскетичных архитектурных стилях – по сохранившимся сегодня зданиям это довольно легко понять.

А подбор персонала в те годы был занятием очень нелегким. Если для обучения детей в школах и училищах достаточно было просто иметь образованных и эрудированных кадров, то вот, для городских гимназий требовались качественно иные кадры. Именно с этой проблемой и столкнулись городские власти, когда решили учредить Верненскую мужскую гимназию. Вообще, появлению в Верном мужской гимназии мы обязаны первому генерал-губернатору Туркестанского края Константину Петровичу фон Кауфману. Именно он ходатайствовал перед правительством об учреждении гимназии в Верном. Когда добро было получено, Кауфман и Колпаковский поручили главному инспектору училищ Туркестанского края Александру Людвиговичу Куну поиск преподавательского состава. Как рассказывает краевед Неля Букетова, учителей пришлось «выписывать» из центральных губерний. Кун постарался на славу и в результате «костяк» Верненской мужской гимназии составили лучшие преподаватели из Санкт-Петербурга, Гатчины, Пскова, Кронштадта. Обучение местного населения было одной из главных задач для властей. В 1877 году, когда гимназия еще носила статус прогимназии, властями была учреждена ученическая квартира, позже ставшая пансионом, в котором наряду с русскими детьми жили и казахские.

Сначала училище квартировало в особняке купца Алимова, которое не сохранилось до нынешних времен. Но позже для нее было построено отдельное здание – три каменных корпуса, соединенных галереями. Здание было копией Ташкентской гимназии, которую спроектировал архитектор Янчевский. Увы, землетрясение 1887 года не оставило от него и следа. Более того, восстановление здания тоже затянулось на несколько лет. Все это время учащимся пришлось ютиться в маленьких деревянных домиках Большой Алматинской станицы. Лишь после того, как на всю империю был брошен клич помощи, и вся страна скинулась на помощь Верному, часть этих средств пошла на строительство нового здания гимназии, который спроектировал все тот же Павел Васильевич Гурдэ. Строительство было окончено к маю 1895 года, а уже в сентябре там начались занятия. Сегодня это здание гимназии КазНПУ имени Абая. А в здании пансиона гимназии располагается Государственная детская библиотека имени Бегалина.

Кузница кадров

Мужская гимназия даст казахстанской и мировой истории немало персонажей. Один из самых знаменитых учеников гимназии прославится спустя 15 лет после ее окончания. Речь идет о легендарном красном командарме Михаиле Васильевиче Фрунзе. Его отец, военный фельдшер Василий Михайлович Фрунзе был по царским временам сравнительно обеспеченным человеком. Посему ему хватило средств, дабы оплатить обучение старшего сына Константина и младшего Михаила в Верненских учебных заведениях. В 1896 году Фрунзе оканчивает городское училище с наградой и поступает в Верненскую мужскую гимназию. Ко времени его окончания Фрунзе всерьез занимается экспедиторской работой. Мало кто знает, что в 1903 году он с группой однокурсников совершил пеший переход из Верного через Заилийский Алатау и Кунгей Алатоо к Иссык-Кулю и далее на Терскей Алатоо. Путешествие было трудным и до конца его прошли только Михаил Фрунзе и его одноклассник Эраст Поярков. Собранная ими коллекция растений получила высокую оценку в научных кругах и была включена в ботанический фонд Петербургского университета и Академии наук.

Михаил Фрунзе обозначен 11 номером

К концу обучения в Михаила в гимназии, в Верный перебралась вся его семья. К тому времени скончался его отец. Сохранилось даже несколько фотографий Михаила Васильевича с семьей на прогулке.

Здесь же в Верненской мужской гимназии он увлекается и социал-демократическими идеями. Правда от прямой антиправительственной деятельности он пока воздерживается – это произойдет через несколько месяцев после того, как он переедет из Верного в Петербург. Там революционная деятельность затянет Фрунзе с головой. Второй раз в родные края он приедет уже в годы Гражданской войны, когда будет руководить выбиванием белогвардейцев из Туркестана. Известно, в частности, что в 1920 году он посетил Ташкент. Однако о последнем визите командарма в город его гимназической юности неизвестно.

Другой известный выпускник Верненской мужской гимназии – Мухамеджан Тынышпаев. Талантливый инженер-путеец окончит императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I, станет депутатом Второй государственной думы. И что самое важное – станет родоначальником казахстанских железных дорог. В том числе силами его инженерного таланта воплотится в жизнь проект железной дороги Оренбург-Ташкент. А также при его участии твердое покрытие получат автомобильные дороги – от Алматы до Бишкека, Талдыкоргана и Жаркента.

Благородные девицы

Иная картина предстает, когда мы обращаемся к истории Верненской женской гимназии. По своему образу все женские гимназии были похожи на главные женские вузы империи – Институты благородных девиц. В отличие от мужских гимназий, в женских обучались в основном славянские девушки – дочери чиновников, купцов и духовенства. Среди казахов дочерей тогда еще не было принято отправлять учиться. Гимназии весьма патронировала известный земский деятель Екатерина Николаевна Филиппова – она давала шанс получить образование людям из семей со скромными возможностями. Хотя в те годы это было очень нелегко. В 1887 году царским указом был введен так называемый циркуляр «О сокращении гимназического образования», который в народе тут же прозвали «циркуляром о кухаркиных детях». Его ввели дабы остановить проникновение в учебные заведения потенциальных революционеров. От революции это не уберегло, хотя лишило образования многих способных детей. Известно, что в одесской гимназии в то время от этого циркуляра «пострадал» Корней Чуковский.

К слову, дом Екатерины Филипповой в городе также сохранился – он стоит на пересечении улиц Барибаева и Макатаева.

Среди предметов, которые пришлось изучать верненским «благородным девицам» были Закон Божий, географию всеобщую и русскую, русский язык и словесность, математику, естественную историю, историю всеобщую и русскую, физику, космографию (астрономию), математическую и физическую географию. Языки и другие предметы - за дополнительную плату и по желанию. Разумеется, изучались также этикет и хорошие манеры. Ныне здание женской гимназии занимает художественно-графический факультет КазНПУ имени Абая. А здании женского училища пару лет назад стало печально знаменитым, когда его, мягко говоря, безвкусно отреставрировав превратили в закусочную фастфуда.

Единственным детским учебным заведением Верного, сохранившегося до наших дней стал детский приют, где долго был расположен Алматинский медицинский колледж, и куда ныне въехал Музей истории города. Построенный в 1891 году по проекту Гурдэ, он стал не только приютом для бездомных, но и своего рода прообразом профтехучилищ. Ибо приют стал настоящим городским центром обучения детей ремеслам. Мальчики обучались столярному и сапожному делу, девочки – швейному мастерству. Кроме того, воспитанники дома обустраивали и прилегающий к приюту сад. Когда-то внешне оно напоминало церковь. В 1911 году во время землетрясения здание было разрушено, но восстановлено в кратчайшие сроки. В 1929 году во время антирелигиозных гонений кресты и купола были демонтированы, а здание было несколько перестроено.

С 20-х годов история уже алма-атинских учебных заведений будет развиваться совсем по-другому пути. Что тоже тема для отдельного, не менее увлекательного рассказа.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Необходимость демилитаризации массового сознания

ГЕОПОЛИТИКА | 06.05.2024

Идеи Маккиндера и XXI век

АНАЛИТИКА | 06.05.2024

Защитить защитника

ИНТЕРВЬЮ | 03.05.2024

В этот день. Солидарность тюрков, журналистов и Солнца

ОБЩЕСТВО | 02.05.2024

Еще раз о профилактике экстремизма

ГЕОПОЛИТИКА | 02.05.2024

Кэмерон призывает к укреплению связей с Казахстаном во время турне по Центральной Азии