Политика

Выборы-2024. Не у нас, но про нас

Мурат Халилов

11.12.2023

В конце прошлой недели Совет федерации РФ назначил президентские выборы на март 2024 года. Практически одновременно стало известно о внеочередных выборах президента Азербайджана, которые пройдут уже в феврале. А почти через год американские избиратели выберут нового (или оставят действующего) хозяина Белого дома. Казахстанские «эксперты по всем делам» уже готовятся, тем более, обсуждать или даже осуждать собственные выборы они не привыкли, да и (официально) их ждать еще шесть лет. Но упомянутые случаи – это три из четырех основных векторов внешней политики Акорды, и поэтому немаловажно, кто, что и как там будет.

Можете считать этот материал как некое пособие-методичку для того, чтобы быть в курсе предстоящих избирательных кампаний. Впрочем, и другим читателям, предпочитающим быть наблюдателями (не на выборах, а просто в виде интересующихся) будет полезно узнать кое-какие моменты. Например, в Азербайджане сейчас по Конституции 7-летний срок правления президента. Можно было сказать «как и у нас», но это не так – там, Алиев (ой, гражданин) фактически неограниченное количество раз может избираться президентом страны. Вот с нее, с, казалось бы, более ожидаемыми результатами и начнем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

Масимов, верни активы!

Новые возможности. Не облажаться бы

Итак, 62-летний Ильхам Алиев правит страной уже 20 лет – с октября 2003 года (до этого президентом Азербайджана в течение десятилетия, не считая предыдущего советского периода, был его отец, Гейдар Алиев). Потом он переизбирался еще три раза – в 2008, 2013 и 2018 годах. Во время второго срока Ильхама Гейдароглы правящая партия «Новый Азербайджан» (созданная его отцом, но все еще «Жаңа») инициировала как раз ту поправку в Конституцию, по которой президентствовать можно больше двух раз. А уже в 2016-ом сам глава государства предложил еще немного поправить свою часть Основного закона, увеличив срок годности с 5 до 7 лет президентского режима.

В принципе, никто против не оказался – зачем лишние расходы? Но мы отмечаем эти факты, чтобы подчеркнуть: Ильхам Алиев из молодых диктаторов уже стал вполне зрелым. Это, конечно, внутреннее дело Азербайджана, но по нашей теме обращает на себя внимание то, что эта страна становится одним из важных внешнеэкономических и политических партнеров. В первую очередь, это касается транспортно-логистической сферы, а если точнее – участие в «Среднем коридоре», который идет в обход России. Второе – это «братство» в ОТГ – Организации тюркских государств.

Сейчас Алиев на пике популярности, несмотря на диктаторские замашки и подавление оппозиции в стране. Причина тому – возврат Карабаха. Заметим, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дважды поздравил с этим азербайджанского коллегу – сначала на саммите ОТГ, а потом во время визита в Баку, куда, кстати, он направился сразу после скучноватого сборища ОДКБ в Минске.

Думается, на этот раз Ильхам Алиев наберет около 93-95 процентов голосов. Дружба с обновленным диктатором, конечно, не очень хорошо, но совместное участие в больших геополитических проектах может как-то сгладить первоначальное впечатление. Более того, как ни странно, сейчас мало кому будет выгодна внутренняя нестабильность в Азербайджане, если не считать имперских амбиций Москвы и армянского лобби в некоторых западных странах. В общем, для Акорды, Казахстана и нас с вами, с политической и экономической точек зрения тоже бы было хорошо, если бы выборы в этой стране прошли побыстрее и без всяких неожиданностей.

Что касается России, то президентские выборы там в ХХ веке всегда проходили в срок. С внешней стороны они тоже довольно предсказуемы – будет главный «кандидат» и несколько статистов с разной степенью известности на федеральном и региональном уровнях. При этом фактически уже стартовавшая избирательная кампания будет привлекать внимание всего мира или, точнее, разных миров. Тут можно было развить сразу несколько теорий, прочитать (написать) лекцию о противостоянии Запада и России, влияния всего этого на войну в Украине и влиянии самой войны, но не станем отвлекаться.

Главное, как мы договаривались, это то, как это скажется на нас с вами. Впрочем, следует напомнить, что в РФ президентов (точнее, президента) избирают (переизбирают) на шесть лет с двусрочным ограничением, но в 2000 году Владимир Путин де-юре «обнулился» благодаря референдуму. Так как вариант, что вдруг будет избран новый хозяин Кремля исключается совсем, смену власти мы рассматривать не будем. Конечно, кое-что может произойти в рамках избирательного марафона, но это в большей степени зависит от успехов или поражения на фронте, а также – на социальном положении внутри самой страны-агрессора. Но это, как говорится, немного другое.

Москва, как думается, постарается максимально использовать Казахстан в течение предстоящих четырех месяцев, причем, совершенно необязательно с нашего согласия. Будет многое – начиная от склонения к каким-то персональным похвалам и заканчивая приписыванием чужих успехов. Даже заметим, что при нынешних президентских выборах России отношение Астаны будет более важным, чем в предыдущие годы. Даже более важным, чем в 2014-ом, которые прошли на фоне аннексии Крыма. Но если тогда Путину нужен был чисто электоральный потенциал, то сейчас необходимо показать, что он не такой уж и изгой. При этом все будет сопровождаться пропагандистскими всплесками, которые будут подчеркивать, что дружба дружбой, но мы (то есть, они) все-таки «старший брат».

Впрочем, неудивительно, что Россия будет стремиться получить свою выгоду (большую ее часть) из «дружбы» – так было и без выборов. И как раз этот момент может по-разному сказаться на нас с вами. Главным образом, конечно, все зависит от ситуации, но в большей степени важно то, как будет реагировать МИД, Акорда и лично Токаев, как бы это неожиданно не звучало.

В целом же, опять-таки, как бы странно не было, но Астане выгодно, чтобы война России против Украины еще затянулась на некоторое время. Ведь сейчас ей нужно временное пространство для маневра. Тут и упомянутый выше «коридор в обход России», и казахское «асықпаймыз» (не торопимся), и подспудное желание, чтобы все само собой разрешилось, ну и слегка обновленный недавно казахстано-российский договор о стратегическом партнерстве.

Примерно тоже самое можно сказать и про предстоящие президентские выборы в РФ. Их результаты (и в немного меньшей мере, сама кампания) по большей части предсказуемы. Но в любом случае Астана будет реагировать только на официальные события в России, игнорируя все остальное, включая заявления лидеров западных держав или международных организаций. Другое дело, конечно, что будет происходить в обществе – каков будет накал страстей сетевых экспертов. Впрочем, абсолютно никакого эффекта от этого не будет – разве что упомянутые росс.пропагандисты будут использовать это в своих целях.

Но тут возникает еще один момент, который будет уже трудно проигнорировать, и скорее всего он проявиться во время активной фазы предвыборной кампании. Речь о введении «вторичных санкций» против физических и юридических лиц Казахстана. Об этом почему-то в последнее время говорят все меньше, но это совершенно не означает, что риски испарились или что Касым-Жомарт Кемелевич все «развел». Нет, не развел и не испарились.

Поэтому на заметку нашим большим чиновникам – вам надо проявлять больше активности и инициативы, а не повторять шаблонно «по поручению главы государства» или не надрывать себя только после соответствующих вопросов журналистов. То есть, при всей многовекторности Акорды надо делать пестрее и ярче политическую картину внутри страны. Это, кстати, тому же Западу больше по нраву, чем серое однообразие по образу и подобию действующего президента.

О, чуть не забыли про президентские выборы в США. Уже сейчас бушуют страсти в рамках внутрипартийных праймеризов и всего того, что происходит вокруг пары потенциальных кандидатов. И то, что итоги этой кампании, хотим мы того или нет, влияет на ситуацию в мире – это не секрет. Но в случае с Казахстаном, как раз-таки, все более стабильно. И республиканцы, и демократы только «за» укрепление сотрудничества со странами Центральной Азии. Конечно, концепции подхода к этой теме у них разные, но смысл один и тот же. Однако стоит отметить, что и выделение нашей страны из всего региона также мало зависит от исхода выборов 5 ноября 2024 года.

Безусловно, есть нюансы, но они, как нам представляется на данный момент, в большей степени общие, а что касается частностей, то для казахов разница между демократами и республиканцами будет заключаться лишь в том, насколько быстро будут приниматься персональные санкции в отношении «наших» клептократов и олигархов.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте