В прошлую пятницу в Эстонии в ходе кибератак нарушена доступность услуг по продаже билетов на общественный транспорт, что нарушило работу всех перевозчиков в стране. В прошлую среду Совбез России сообщил о существенном росте кибератак иностранных спецслужб на российские ресурсы. В это же время прошла информация о том, что в Италии за 1-е полугодие этого года произошел рост кибератак на 40 процентов. (Между прочим, в других странах мира увеличение числа кибератак за это время составило в среднем 11%.) В начале текущего месяца в СМИ говорили, что США готовятся к возможным кибератакам из Ирана «в отместку за поддержку Израиля в конфликте с ХАМАС». В сентябре СМИ информировали, что по итогам этого года из-за киберпреступности Германия потеряет 206 миллиардов евро.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Слабая электронная независимость Казахстана
Секьюритизация постсоветского пространства
Вообще, по данным Bitkom, в Германии уже третий год подряд убытки компаний по причине киберпреступлений превышают 200 млрд евро. И это без учета того, сколько потерь от кибератак понесли германские госучреждения. В апреле исполнительный вице-председатель Еврокомиссии М. Вестагер подчеркнула: «Никто не может решить эту проблему в одиночку. Ни у кого нет наготове достаточно ресурсов, потому что неизвестно, когда может произойти широкомасштабная кибератака. Мы видели очень разрушительные нападения, например, на ирландскую систему здравоохранения». В целом, в прошлом году количество киберпреступлений в мире возросло на 20,8%, а этот год побьет и данный рекорд. При этом за прошлый год в мире резко увеличились успешные кибератаки на веб-ресурсы организаций - на 56% в сравнении с 2021 годом (из них доля госучреждений выросла с 23% до 41%). То есть хакеры при желании могут парализовать работу всего государства.
В начале марта в США принята «Стратегия национальной кибербезопасности», согласно которой ключевую роль в защите граждан от киберугроз должно играть государство. Среди прочего в Стратегии сказано: «Правительства Китая, России, Ирана, Северной Кореи и других автократических государств c ревизионистскими намерениями агрессивно используют передовые кибервозможности для достижения целей, которые противоречат интересам США и общепринятым международным нормам». Дошло до того, что Канада вслед за США и Евросоюзом запретила использовать TikTok на правительственных устройствах, сославшись на «неприемлемый уровень риска для конфиденциальности и безопасности». МИД Китая, разумеется, раскритиковало эти решения и заявило, что западным властям бояться нечего. Короче, обе стороны глобального противостояния обвиняют друг друга во всех смертных грехах, что также является составным элементом мировой информационной войны.
Тем временем в начале ноября 28 стран, в том числе США и Китай, подписали декларацию об угрозах искусственного интеллекта (ИИ). Говорится, что эта угроза достигла катастрофического уровня. Как известно, ведущие мировые IT компании, в частности Google, выделяют миллиарды долларов на разработки в области искусственного интеллекта. В ряде стран мира ИИ пытаются внедрить в программное обеспечение для различного вооружения. И человечество не застраховано от того, что когда-нибудь искусственный интеллект может направить оружие против человека. На сегодня ИИ применяется в самых разнообразных сферах – вплоть до медицины, психологии, порой подсказывая врачам, терапевтам методы лечения пациентов. Одним словом, искусственный интеллект становится конкурентом человеку, его мозгу. К примеру, в немецком таблоиде Bild сокращают своих журналистов, заменяя их на ИИ. Поэтому сегодня многие мировые деятели, политики, эксперты призывают к сокращению использования искусственного интеллекта.
Известный миллиардер-новатор Илон Маск предлагает создать всемирный независимый арбитражный орган, который займется контролем за применением ИИ. Илон Маск уточняет: «Впервые в истории человечества мы столкнулись с чем-то, что будет гораздо более разумным, чем мы. Поэтому мне не ясно, можем ли мы на самом деле контролировать такую вещь, но я думаю, что мы можем стремиться направлять ее в том направлении, которое выгодно человечеству. Я думаю, что это один из экзистенциальных рисков, с которыми мы сталкиваемся, потенциально самый серьезный». Собственно, сейчас ИИ уже осуществляет некоторые угрозы для разных стран мира. Так, значительная часть сегодняшних кибератак в мире обеспечивается с помощью искусственного интеллекта. ИИ может создать биологическое оружие, «которое может поставить под угрозу жизни миллионов людей». Кстати, одним из мировых лидеров в исследованиях ИИ является Китай, что, конечно, вызывает обеспокоенность в США.
На взгляд Р. Кларка, многолетнего консультанта Пентагона и Белого Дома по вопросам безопасности, «третья мировая кибервойна» уже относительно давно происходит, но непонятно, кто в ней победит. Сейчас уже необязательно завоевывать территорию, контролировать проливы – достаточно контролировать киберпространство. Кибервойны дешевле и эффективнее обычных войн. Ведь если перестанут работать линии компьютерного управления гражданской и военной инфраструктуры, то в стране начнется хаос. В свое время были опубликованы выдержки из отчета чешской военной разведки, из которого следовало, что причиной третьей мировой войны могут стать кибератаки между США, РФ и КНР. Ряд it-аналитиков уже сейчас называют Интернет полем битвы между компьютерными войсками разных держав и глобальных корпораций.
Сенсационные разоблачения Эдварда Сноудена, данные WikiLeaks показали, что США посредством интернета и телекоммуникационных сетей фактически контролируют информационные потоки ряда стран. На сегодня более 30 стран имеют в арсенале «наступательное кибероружие», большинство остальных стран разрабатывают его. Всем известно, Интернет, по сути, поделен между пятью американскими и тремя китайскими корпорациями: Alphabet (материнская компания Google), Alibaba, Amazon, Apple, Baidu, Facebook, Microsoft и Tencent. Тем более что двумя базовыми моделями Интернета являются американская и китайская. Вдобавок ко всему в Интернете орудуют мириады разных хакеров, зарабатывая там огромные средства. В настоящем мире интернет-технологии давно используются в двух целях одновременно – для коммерции, бизнес операций, с одной стороны, и слежки за потребителями, инакомыслящими, поиском преступников, террористов, с другой стороны.
Некоторые державы научились вести войны без непосредственных боевых действий. Другими словами, не вступая в реальный боевой контакт с противником, они могут достичь своих целей – лишить врага экономических, технических и трудовых ресурсов. Причем как кибервойна, так и биологическая война активно используют информационные атаки, что, в сущности, является составным элементом любой войны. К примеру, конфликты в Украине и на Ближнем Востоке создают в ряде стран «напряженную» атмосферу также за счет подогревания страстей в СМИ. Современная война медийна: любые крупные конфликты имеют информационную составляющую, включая психологическое и обманное воздействие на врага. В начале октября спецпосланник Госдепартамента США Дж. Рубин представил доклад о масштабном распространении Китаем манипулятивной дезинформации. В итоге Рубин заключил, что сегодня в мире разворачивается «необъявленная информационная война, которую США и Запад ведут с авторитарными правительствами».
Повторимся, информационная война обычно является частью других видов угроз. Недавно представитель минобороны России заявил, что США якобы «готовят новые структуры для биологической войны», отступая от положений международной Конвенции о биологическом оружии. В начале октября распространялась дезинформация о том, что США будто бы предложили властям Тайваня начать разработку биологического оружия. Затем выяснилось, что эти «сообщения» являются фейком, и «Соединенные Штаты полностью соблюдают свои обязательства в рамках Конвенции о биологическом оружии (КБО), нигде не разрабатывают и не владеют таким оружием и не помогают с этим кому-либо еще». Тем не менее, Уильям Стюарт, бывший президент Британской ассоциации развития науки как-то заявил, что первая мировая война была химической, вторая - ядерной, а третья мировая война может быть биологической.
В середине октября в Москве на специальном форуме заявили о необходимости создания общемирового биологического МАГАТЭ, ибо над миром, по их мнению, нависли биологические угрозы. Об этом, в частности, сказал президент Курчатовского института М. Ковальчук, сравнивший биологическую угрозу с атомным оружием. Похоже, что Россия активно готовится к ведению биологической войны в случае необходимости. Напомним, что 5 октября Путин подписал указ о создании в России межведомственной комиссии Совета безопасности по противодействию современным угрозам биологической безопасности. В середине мая официальный представитель китайского МИД Ван Вэньбинь в Twitter написал, что Пентагон якобы ведет подготовку к созданию биологического оружия против отдельных рас на основе геномных данных.
На взгляд компетентных ученых, такого рода обвинения напоминают средневековые гонения за «колдовство». Но ведь многие простодушные люди верят таким бредням, как во время пандемии верили в «заговор о чипировании» человечества. Впрочем, ковид может и быть продуктом биолабораторий, но полную правду обо всем этом мы, скорее всего, никогда не узнаем. Так, ряд экспертов утверждает, что в 2020 году под видом пандемии развернулась биологическая война. Некоторые специалисты пандемию ковида прямо назвали началом третьей мировой войны, как биологической. И самая главная проблема в этих угрозах заключается в том, что порой сложно определить их источник, их создателя. Тем самым они могут стать основным инструментом так называемой прокси войны мировых держав между собой – без применения «классических» вооружений и вторжений с помощью «вассалов», как это происходит в Украине.
Фото из открытых источников