Политика

Слабая электронная независимость Казахстана

Талгат Мамырайымов

11.10.2023

Ранее сообщалось, что в период осенней солнечной интерференции с 8 по 16 октября в Казахстане ожидается ухудшение качества «каналов связи и вещания». При этом ссылались на то, что во время осенней интерференции «радиоволны Солнца могут перебивать сигналы связи». Сначала объясним, что такое солнечная интерференция. Это сезонное явление, проявляющее себя два раза в году - весной и осенью - в силу вращения Земли. В это время электромагнитные волны Солнца воздействуют на аналогичные по длине электромагнитные волны земных станций связи и телевидения (интерференция волн). В этот момент находятся «под ударом» прежде всего радиостанции и телекомпании, ретранслирующие сигнал со спутника.

Наш спутник KazSat-3 и без того сейчас находится в «предсмертном» состоянии, а тут солнечная интерференция. Хотя, с другой стороны, эта солнечная интерференция показывает, в каком техническом состоянии находится отечественная электронная сфера (каналы связи и телевидения, работающие на «цифровой» аппаратуре). Один тот факт, что наши уполномоченные органы предупреждают о возможных проблемах со связью в период солнечной интерференции, говорит о многом. Дело в том, что, как пишут западные эксперты, во время солнечной интерференции «все уважающие себя компании готовят альтернативные источники сигнала и переключаются на них до того, как солнечные помехи полностью вступят в силу». Впрочем, это правило, наверное, не распространяется на казахстанские компании, поскольку наша элита всегда была вне всяких правил и всякой критики, пытаясь найти виновных на стороне.

Не случайно в последнее время много говорится о том, что качество интернета в ряде городов страны ухудшено в числе прочего из-за радиофобов, которые выступают против размещения в их районах базовых станций сотовых операторов, «создавая» так «белые пятна». Короче, нашли крайних в этом деле вместо того, чтобы искать объективные причины и факторы. Как в известной присказке говорится, «плохому танцору кое-что мешает». Спору нет – радиофобы ограничивают возможности сотовых операторов, но у последних должны быть на такой случай альтернативные технические решения. А у нас всё наоборот. С недавних пор перебои с сотовой связью, в частности с мобильным интернетом, в Казахстане обрели и другие «внешние» причины-отмазки.

Проблемы с качеством сотовой связи стали связывать с внедрением 5G, когда модернизация оборудования приводит к техническим сбросам, в том числе и к ограничениям интернета 4G, на котором «сидит» большинство населения. В общем, опять виноваты «неправильные пчёлы». Потому что и в этом случае операторы должны иметь резервные станции, дублирующие работу основных. Дошло до того, что уполномоченные органы предложили экономить интернет-трафик. Это подобно тому, если вы жалуетесь на нехватку денег на еду из-за низких зарплат, а вам в ответ говорят, что вам следует поменьше есть. Причем они пошли и дальше в плане подобного «закручивания гаек» - начав повышение тарифов на интернет. Договорились и до того, что в конце прошлого года среди главных причин плохой работы интернета указали на кибератаки, не уточнив, откуда они ведутся. Наверное, их осуществляют инопланетяне, если следовать логике «отмазок», спихивания проблем со своей головы на головы жалобщиков.

Два года назад министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Б. Мусин анонсировал переход Казахстана на трехзначный код +997. И этот переход подавался практически как составная часть укрепления независимости, поскольку «Казахстан перейдет на собственный национальный телефонный код». В это время в интервью YouTube-каналу Baitassov Live экс-министр транспорта и коммуникаций РК, бывший руководитель АО «Казахтелеком» С. Буркитбаев негативно высказался о смене телефонного кода Казахстана. Он отметил, что в конце 1990-х годов добился того, что Казахстан остался в зоне +7 и закрепил за собой двузначный, красивый и технологически удобный телефонный код +77. Буркитбаев также указал на то, что двумя цифрами кода «обладают в основном очень крупные и значимые государства, например, Китай, у которого +82, Германия (+49), Франция (+33)». Как сообщил С. Буркитбаев, трехзначный DEF-код сократит возможность для того, чтобы увеличить абонентскую базу пользователей.

В результате выходит так, что Казахстан невольно решил «отдать» свой код России. То есть «за Россией отныне может закрепиться персональная цифра +7», а «во всем мире такого нет, чтобы за какой-то страной был закреплена одна цифра, фактически отображающая географический код». Возможно, в Астане услышали С. Буркитбаева и запросили «переход» телефонного кода с «+7» на «+77». Как проинформировал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Б. Мусин: «Перейти к +997 несложно. Этот номер поставили нам в резерв. Но я предложил ITU оставить нам +77 вместо +7». Данный случай как нельзя лучше показывает, что в принятии государственных решений в нашей стране порой присутствует непродуманность, недоработанность. В итоге получается и так – сначала запросили код +997, а потом вдруг попросили оставить старый +77.

Таким образом, корень всех проблем на рынке связи в Казахстане упирается в засилье государства, которое, по сути, монополизировало электронную передачу данных по принципу «хочешь не хочешь - бери, что дают». Напомним, что сегодня у нас в сфере телекоммуникаций монополистом является государство в лице Казахтелекома. Контрольный пакет акций Казахтелекома принадлежит государству. В свое время во многом благодаря этой компании в Казахстане была создана качественная связь. Однако сейчас Казахтелеком, став монополистом, почивает на лаврах, особо не заботясь о качестве услуг. Тем более у него, в сущности, не осталось серьезных конкурентов.

Сперва Казахтелеком купил 75% акций АО «Kcell», став его владельцем. Затем он приобрел пакет акций шведского мобильного оператора Tele2 АВ в их совместном предприятии Khan Tengri Holding B.V., куда входила и компания Алтел. Тогда топ-менеджеры Казахтелеком заявили, что благодаря этим поглощениям: «Мы ожидаем увеличение покрытия, улучшение качества услуг сотовой связи и массовое внедрение инновационных цифровых технологий, доступных населению». Теперь в сфере мобильной связи осталось только два игрока - АО «Казахтелеком» и Beeline. При этом Теле2, Кселл и Алтел свою связь по всему Казахстану предоставляют фактически через Казахтелеком. Дело в том, что Казахтелеком унаследовал государственную систему связи, куда входила также система радиорелейных станций (РРС), передающих сигналы связи по стране.

Все мобильные операторы, за отдельную плату, пользуются этой системой, кроме Билайна, который построил по стране свою сеть РРС, бросив тем самым вызов Казахтелекому. (Конечно, Билайн пользуется каналами Казахтелекома, но не в большом объеме.) Партнером Казахтелекома является и АО «Транстелеком». Одним словом, статус монополиста сделал АО «Казахтелеком» на рынке связи всевластным «барином», делающим практически все, что «захочется душе». Примечательно, что многие люди в нашей стране жалуются на бюрократический «беспредел» Казахтелекома по разным «услугам». При этом качество услуг Казахтелекома из года в год ухудшается, в разы уступая тому уровню, что высокопарно обещался ранее.

Между тем, по всей видимости, больше всего базовых станций сотовой связи по Казахстану строит Beeline, в том числе в сельской местности, что очень важно в деле обеспечения сельских школ долгожданным скоростным интернетом. К примеру, в прошлом году «Beeline построил 4 200 базовых станций связи в сёлах Казахстана». А другие сотовые операторы даже при поддержке государства особо не шевелятся. Уже давно показано в экономической науке, что государство – плохой бизнесмен, что видно и по казахстанскому рынку связи. Поэтому для улучшения качества связи, интернета в Казахстане необходима демонополизация рынка связи с созданием условий для частных компаний. Тем самым также больше будет возможностей для реализации права казахстанцев на конфиденциальность данных в системах связи. Тем более, что с недавних пор основным акционером, например, Beeline является иностранная компания VEON со штаб-квартирой в Нидерландах. Впрочем, качество связи от Beeline очень далеко от идеала. Но на безрыбье и рак рыба.

Самое главное следствие в диверсификации электронной «системы» заключается в укреплении суверенитета страны, ибо средства передачи данных являются основой функционирования всех сфер государства и общества. Диверсификация нужна и в деле подключения к пространству глобального Интернета, который в некотором смысле находится под российским крылом. Как известно, «Казахстан подключен к интернету через Россию, а та — через точки обмена трафиком в Европе». Небольшая часть потока интернета к нам поступает из Китая. Иначе говоря, за более чем 20 лет мы палец о палец не ударили для диверсификации интернета в стране, к примеру, посредством подключения к интернету через спутники, либо по кабелю через Каспий и Азербайджан. За все эти годы Казахстан обзавелся только лишь двумя спутниками: «Kazsat-2» и «Kazsat-3». Причем срок эксплуатации «Kazsat-2» заканчивается в конце 2026 года, а «Kazsat-3» - в 2029 году. В прошлом месяце начались серьезные проблемы в работе KazSat-3, по причине чего приостановили спутниковое телерадиовещание и спутниковую передачу данных.

Кстати, как выяснилось, сроки эксплуатации KazSat-3, если следовать строгим техническим требованиям, давно истекли. А вообще Казахстану с его обширной площадью уже давно следует иметь десятки своих разных спутников, в том числе с целью взаимного дублирования их работы. Вместо этого спутники для нас – роскошь. С прошлого года идут переговоры о заказе у Турции спутников для нашей страны. Но пока непонятно, к каким результатам пришли эти переговоры. Но одно понятно – это ненормально и ущербно для нашей независимости, если у нас нет полноценной группировки надежных геостационарных спутников. Тем временем уполномоченные органы заявляют, что «космическая система связи «Kazsat» работает в штатном режиме». Словом, как обычно: «Всё хорошо, прекрасная маркиза, за исключением пустяка». А если есть проблемы, то они не системные, а случайные – «всё под контролем». И им нельзя признаваться в своих ошибках, потому что они не могут делать ошибки, ибо они безупречные и самые, самые «передовые»…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Новое мировоззрение для выживания человечества

Шаманы и недоповорот на Восток

Подготовка к большой войне

Самоубийство как ответ проблемной реальности

Counter-Strike как метод управления

От Дурова до Кима

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане