Аналитика

В этот день. Крупнейшие авиакатастрофы

Мирас Нурмуханбетов

13.10.2023

Бывают такие дни в году, которые омрачены схожими трагедиями. В данном случае – происшествиями с воздушными судами. Мы как-то выделяли такие даты в нашей рубрике, но сегодня многие из авиакатастроф (…), произошедшие 13 октября, можно было назвать «крупнейшими» по тем или иным параметрам. И печальный лидер здесь СССР. Действительно, можно было подумать, что виновато число – «13-ое», но не станем заниматься футуризмом, а перейдем к фактам. К печальным и трагичным фактам. А начнем с 1969 года. В этот день в районе аэропорта Нижневартовска (Ханты-Манскийский АО) врезался в землю пассажирский АН-24Б. Погибли 24 человека из 52-х, находившихся на борту, в том числе – второй пилот, стюардесса и 22 пассажира.

Самолет был почти новый (всего два года с момента начала эксплуатации) и летел из Тюмени через Сургут в Нижневартовск. При заходе на посадку он внезапно дал правый крен и… Комиссия не пришла к единому мнению о причинах катастрофы. Не будем на этот раз загружать читателя специфическими терминами, но отметим, что по первой версии экипаж пытался исправить вдруг возникшие проблемы, а по второй – это бала ошибка этого же экипажа.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Открытия Кука, Эдисона и «оборонки»

В этот день. Кыштымская авария

В этот день. Война диктаторов

Через три года, в пятницу 13 октября 1972 года, произошло сразу две авиакатастрофы в различных частях мира. Первая из них до сих пор остается загадкой. Авиалайнер мирового класса Ил-62 выполнял рейс Париж-Ленинград-Москва, но при заходе на посадку, в 11 км от аэропорта назначения (Шереметьево), на скорости 620 км в час врезался в землю. Погибли все 174 человека, находившиеся на борту (в том числе, 10 членов экипажа).

На тот момент это была крупнейшая авиатрагедия в мире – печальное первенство она держала до следующего года, а по СССР – до 1979-го. Но выделяется это происшествие тем, что не было зафиксировано видимых причин для катастрофы. Погода была хорошая, всем системы работали нормально, если не считать бортового самописца. В «черном ящике» попросту закончился носитель (проволока), поэтому не удалось записать разговоры экипажа, который, по какими-то, причинам не предпринимал никаких усилий для того, чтобы замедлить слишком быстрое снижение и перевести лайнер в горизонтальное положение.

В этот же день в аргентинских горах на высоте 3600 метров над уровнем море разбился Fairchild FH-227D уругвайских ВВС. Об этой катастрофе, которую еще называют «Чудом в Андах» многие, наверное, слышали, поэтому расскажем лишь основные факты. Первоначально на борту находились 5 членов экипажа и 40 пассажиров – членов команды по регби, их родственники и спонсоры. При самом столкновении самолета (чем-то напоминает АН-24) погибло 12 человек, но потом жертв стало больше.

Пострадавшие по сути оказались отрезанными от всего мира. Люди постепенно погибали от ран, холода и голода, хотя и вынуждены были прибегнуть к каннибализму. В один из дней убежище, сделанное из фюзеляжа самолета, накрыла снежная лавина – от нее погибло 8 ослабленных людей. Всего с момента катастрофы до спасения прошло 72 дня. Выживших в итоге оказалось 16 человек, причем, это случилось благодаря тому, что двое из пассажиров все-таки добрались до людей и запросили помощь. По этому случаю были написаны книги, сняты художественные и документальные фильмы. Выжившие до сих пор считаются легендами.

13 октября 1973 года под Москвой (опять) разбился Ту-104 Тбилисского отряда. Это считается крупнейшим происшествием с данным типом самолетов (по числу жертв) – погибли все находившиеся на борту 122 человека. Причем, кроме членов экипажа (7 человек) и сопровождающего милиционера (была такая практика), среди погибших было выявлено 8 незарегистрированных пассажира – судя по всему, они были взяты на борт незаконно.

Лайнер упал в километре к западу от деревни Яковлево. Разброс обломков составил 248 на 180 метров, а также были порваны идущие рядом линии электропередач, что обесточило ряд деревень. Причиной происшествия могло быть сочетание неблагоприятных моментов и (или) даже преднамеренных действий. Так это отключение некоторых приборов, неправильные действия экипажа, а также что-то неизвестное со стороны тех самых незаконных пассажиров, которые, вероятно, находились в кабине.

13 октября 1975 года Boeing 707-131F практически сразу после взлета упал на городские улицы Санта-Круса. На борту самолета, принадлежавшей американской транспортной компании, находилось три члена экипажа, но на земле погибло, по разным данным, от 88 до 116 человек. Однако жертв могло оказаться больше. Первоначально он снес несколько жилых построек, задел здание школы, ученики которой по счастливой случайности незадолго до этого ушли на обед. Продолжая двигаться горящий самолет снес автозаправку и несколько находящихся там автомобилей, затем врезался в стадион, где в это время проходил матч двух молодежных команд, и взорвался.

Эта катастрофа считается крупнейшей в истории Боливии. Что касается причин, то основной версией было то, что в баки могли залить некачественный керосин или же по ошибке разбавить его обычной водопроводной водой. Кроме этого, отмечалось, что экипаж попросту не успел достаточно отдохнуть (менее трех часов на сон) и отправился в обратную дорогу (в Майами). В качестве альтернативной версии высказывалось мнение, что на борту, наоборот, был переизбыток авиакеросина для перевозки контрабанды. Боливия, все-таки.

В этот день в 1977 году была не авиакатастрофа, как таковая, но серьезное происшествие, также вошедшее в историю. Это был один из эпизодов «Немецкой осени», когда террористы из «Народного фронта освобождения Палестины» захватили пассажирский Boeing 737-230QC «Landshut» немецкой авиакомпании Lufthansa, следовавший с Балеарских островов. Самолет находился во власти угонщиков четверо с половиной суток, прежде чем в ночь на 18 октября, уже в Сомали, был освобожден отрядом немецким спецназом при поддержке местных властей.

Транспортный самолёт Ан-124-100 КБ Антонова во время испытательного полёта частично разрушился в воздухе и рухнул в лес около аэропорта Гостомель. Из находившихся на его борту 9 членов экипажа выжил всего один. Это был бортинженер, который спрыгнул через аварийный люк с парашютом – но приземлившись на дерево, он сломал позвоночник. Причем командир экипажа, видя неизбежность трагедии, дал приказ покинуть борт всей команде, но почему-то его смог выполнить только один. Причиной авиакатастрофы, согласно заключению специальной комиссии, была названа техническая неисправность.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане