Культура

Наше забытое кино. Почему кинематограф 1990-х не востребован современниками

Константин Козлов

25.08.2023

С конца 2000-х и до сегодняшнего момента казахстанский кинематограф прошел непростой путь возрождения. Уже сменилось целое поколение, регулярно смотрящее наше кино. Сменились и жанры – если в начале этого самого подъема в чести были криминальные драмы, то теперь лидирующие позиции прочно заняли комедии. В этом угаре оказались забыты картины 1990-х годов – времени крайне интересного для нашего кинематографа.

Если спросить современного зрителя казахстанского кино какие фильмы 1990-х годов он помнит, он едва ли назовет хотя бы пять картин того периода. Что неудивительно – по телевидению (если не считать специального киноканала «Ел Арна») эти фильмы не показываются. А о кинотеатрах повторного сеанса, авторских кинотеатрах, где показывались бы лучшие картины того времени, мы можем только мечтать. В лучшем случае раз-другой в год такую щедрость проявят новомодные арт-центры, куда придут в лучшем случае киноманы. Понятное дело, это недостаточно для того, чтобы народ знал историю своего кино. А она гораздо объемнее и интереснее того, что мы видим на киноэкранах в последнее время.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Вера в кино

От Бората до Арнольда

90-е считаются противоречивым периодом в истории отечественного кино. С одной стороны – это время расцвета так называемой «казахской новой волны». С другой – это период кризиса и безденежья, когда доснять фильм было сложнейшей миссией. Тем интереснее сегодня вспомнить эти ленты, ставшие классикой нашего кино.

Можно подразделить картины на несколько направлений. Например, публицистика. Как только было снято табу на тему Желтоксана, так сразу же начали снимать художественные фильмы на эту тему. Первым проектом стала «Бегущая мишень» Талгата Теменова. История о том, как встретились два одиноких человека — студент Санжар, скрывающийся от представителей власти после студенческих волнений, и баба Зина, которая его приютила в доме, где живет с 1937 года. Фильм оказался одним из последних кинохитов советского Казахстана и первым заметным фильмом эпохи независимости. Бабу Зину в этом фильме сыграла легенда советского кино Нонна Мордюкова. Многие киноведы считают эту роль одной из сильнейших в ее поздней фильмографии.

Ну и, конечно, многострадальный «Аллажар» Калдыбая Абенова. Этот фильм пытается художественными методами точно воссоздать ход событий во время волнений. В основу фильма положена судьба Кайрата Рыскулбекова. Его персонажа, названного в фильме Азатом, играет Акан Сатаев – тогда начинающий актер, а ныне один из популярных современных кинорежиссеров.

Были, конечно, и авторские артхаусные фильмы. «Голубиный звонарь» и «Последние каникулы» Амира Каракулова. Но, наверное, самым интересным фильмом в этом направлении стала «Кардиограмма» Дарежана Омирбаева. Особым авторским стилем режиссера в фильме поднята языковая проблема. Главный герой фильма Жасулан, несмотря на детский возраст, страдает от проблем с сердцем. Родители обеспокоены будущим ребенка и настроены заняться лечением, чтобы не допустить развитие недуга. В итоге мальчика помещают в санаторий на 4 недели. Маленький пациент из глубинки совершенно не знает русский язык, тогда как в данном месте на нем говорит большинство. Незнание русского языка практически изолировало его от всего окружения санатория. Зритель наблюдает за страницей из жизни 12-летнего скромного мальчика, для которого этот период, как ни странно, приносит немало пользы. Впервые главный герой задумывается о прекрасном и чувствует себя взрослым, поскольку рядом нет родителей.

Особое направление кинематографа 90-х – ретро-фильмы о непростом прошлом Казахстана в середине ХХ века. Ярким примером этого направления можно считать фильм «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова. Ретро-драма о послевоенном городке в Южном Казахстане собрала массу наград на кинофестивалях. История юного аккордеониста, не по своей воле оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Это переживания мальчика: очарование и разочарования, первая любовь и столкновения с суровой реальностью. Место действия — послевоенный рудничный поселок в Южном Казахстане, где взрослые живут своей нелегкой жизнью. Двумя годами тюрьмы заплатил отец юного героя за то, что пригласил в гости голодных японских военнопленных. Но несмотря на огорчения и постоянные драки, у маленького Ескина есть одно замечательное преимущество — он умеет играть на аккордеоне!

Почти единственный пример приключенческого кино представляет собой фильм Абая Карпыкова «Тот, кто нежнее» (1996).

Первый и пока единственный казахстанский вестерн с созвездием отечественных и российских актеров – Бопеша Жандаева, Фархата Абдраимова, Болота Бейшеналиева, Аристарха Ливанова, Ксении Качалиной и многих других артистов – рассказывает о поисках клада. Все сокровища мира — это зубы Дракона, рассыпанные по земле. На поиски одного из них отправляются герои фильма — молодые, красивые, влюбленные. Эти же сокровища ищут и два враждующих клана мафии. Но герои, пройдя все испытания, находят клад и, разумеется, любовь.

Сегодня трудно себе такое представить, но были времена, когда комедии в казахстанском кино были большой редкостью. Пожалуй единственное, что приходит на память, вспоминая 1990-е, лента уже упоминавшегося Сатыбалды Нарымбетова «Омпа» с Александром Панкратовым-Черным, Досханом Жолжаксыновым и Саги Ашимовым в главных ролях. История о приключениях двух приятелей-летчиков, ставших владельцами старенького «воздушного такси». Слово «омпа» означает везение во время игры в кости. Два друга летчика Даур и Талалай, оказавшиеся не у дел, занимаются частными аваиперевозками, основали фирму «Салям алейкум». Даур – казах родом из Саратова, Александр Толокушпа, по прозвищу Талалай — русский, но родом из Костаная. Занимаясь авиаперевозками, друзья попадают в разные комические ситуации, не теряя оптимизме и надежды.

Какой жанр действительно был любим народом в те, непростые времена – это мелодрама. Успех двух мелодрам, выдержавших испытание временем – тому подтверждение. Первый фильм — это «Станция любви» Талгата Теменова. В основе сюжета — классический треугольник: в Гульназ влюбляются двое одноклассников — Орал и Женис. Гульназ отдает предпочтение искреннему и романтичному Оралу. Молодые люди счастливы. Но настойчивый и самолюбивый Женис не хочет уступать сопернику. Лента принесла известность начинающей тогда актрисе Баян Мухитденовой (позднее Есентаевой, ныне Алагузовой), а также исполнителям влюбленных в нее соперников Бопеша Жандаева и Кубанычбека Адылова. Любовь народа позволила спустя четверть века снять и сиквел картины, также неплохо прошедший в кинопрокате. Главные актеры фильма вновь вернулись к своим ролям, а сына Гульназ и Жениса сыграл тогда только начинавший успешную карьеру Аскар Ильясов.

Ну и, конечно, же «Фара» - кинопрощание целого поколения с советским детством. Картина рассказывает историю двух друзей – Фары и Боба, один из которых погибает, спасая жизнь другому. Оставшийся в живых – Фара – проносит чувство благодарности к другу через всю жизнь, именно воспоминания о нем помогают герою выходить из многочисленных непростых ситуаций.

Мнения экспертов

Карим Кадырбаев, кинокритик:

– Не могу сказать, что период 90-х выделяется чем-то особым. Этот период знаменуется уже не зарождением, но утверждением и в каком-то смысле расцветом «Новой волны» и первыми робкими попытками играть в мейнстрим. Это с одной стороны вроде как сказка, а с другой стороны –история про первых казахстанских бизнесменов. Плюс приключенческие истории вроде «Тот, кто нежнее». Надо вспомнить, что 90-е это еще и зарождение отечественных сериалов. Смотря сегодня «Перекресток» и «Саранчу» видно множество огрехов, чувствуется некая «кустарщина», но эти проекты были смотрибельны, любимы народом и воспитали много квалифицированных кадров для нашего кино.

Дана Амирбекова, киновед:

— 1990-е — это лучшие годы казахского кинематографа. Интересно, что во времена экономических и социальных кризисов в истории мирового кино происходили важные положительные сдвиги в киноискусстве! Например, в 1950-е годы в кино постфашистской Италии расцвел итальянский неореализм, в 1960-е во Франции появилась знаменитая «новая волна», а в тяжелые для американцев 1970-е - новый Голливуд. Для нас же, для постсоветского пространства, и для Казахстана в том числе, самыми сложными годами жизни были лихие и голодные 1990-е. Именно в 1990-е годы появляются лучшие фильмы казахской новой волны и те выдающиеся режиссеры, которые смогли запечатлеть это кризисное время - Дарежан Омирбаев, Серик Апрымов, Ардак Амиркулов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Талгат Теменов и другие. Такие фильмы как «Кайрат», «Кардиограмма», «Киллер» Дарежана Омирбаева, «Конечная остановка», «Аксуат» Серика Апрымова, «1997 или записки Рустема с рисунками» Ардака Амиркулова, «Фара», «Влюбленная рыбка» Абая Карпыкова и др. являются подлинным художественным отражением эпохи распада советского общества, социального хаоса, сложных, кризисных, криминальных и 1990-х. Наверное, чем труднее времена, тем ярче и честнее получается всякое искреннее искусство. В том числе и кинематограф. В 1990-е годы несмотря на то, что снималось не так много картин, как, например, сейчас, и киностудия «Казахфильм» находилась в плачевном состоянии, с уверенностью можно назвать лучшими годами с точки зрения художественного качества и социокультурного осмысления реальности через Кино!

Возможно, пришел период по-новому взглянуть на эти картины. Но чтобы молодое поколение сказало свое слово по поводу них, нужно их хотя бы показать. С этим пока проблемы.

Фото: Константин Козлов


Константин Козлов

Публикации автора

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

И нужен нам берег турецкий!

Читаем сами. В Казахстане бум формата театральных ридингов

Алматы, который мы не знали

Тектурмас. Хадж по-советски

Верненские магнаты: жизнь и судьба

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 12.07.2024

Ценности за гранью: чего добиваются представители ЛГБТ-сообщества

АНАЛИТИКА | 12.07.2024

В этот день. Юлий Цезарь и другие именинники

СПОРТ | 11.07.2024

Парадоксы гимнастики в РК: чем хуже условия, тем лучше результат

ПОЛИТИКА | 11.07.2024

Не сезон: чем занимаются политические партии Казахстана?

АНАЛИТИКА | 11.07.2024

Осторожно, дезинформация!

КУЛЬТУРА | 10.07.2024

Время взрослеть: артистов призвали к ответственности