Алматы 26.03.2021 25018

Масляная рожа Мартина Идена


Да, именно так – без кавычек, Масляная Рожа именно самого Мартина Идена. И нет в этом никакой натяжки, особенно если не видеть, не ощущать, как это маска просто натягивается в виртуальном пространстве. На кого? Вот давайте вглядимся и прежде всего вчитаемся по-новому.

В романе Джека Лондона «Мартин Иден», мое поколение, как и многие предшествующие, получило некое назидание: лишь тот проживает именно свою жизнь, кто сам пишет ее страницу за страницей. Для чего необходимо быть по-настоящему свободным и ответственным человеком, не пропускать описание скучных и темных для понимания мест, а писать строку за строкой в книге своей судьбы. Поскольку каждый новый чистый лист должен быть заполнен точным и честным изложением событий, как бы ты к ним лично не относился. Что и делал Мартин Иден, еще до того, как стал профессиональным писателем.

А ему много чего пришлось делать, и все это вновь пережить, отдавая бумаге самое сокровенное. И как он был моряком, и как бродяжничал, и как работал в прачечной и много чего еще. Также как был он и разносчиком газет, совсем еще мальчишкой. Вместе с другими пацанами, ждал он, когда откроются ворота типографии. Ватага не по годам дерзкой и огрубевшей уличной ребятни скрашивала томительное ожидание довольно жесткими драками. Мартин Иден отчего-то сразу не приглянулся парнишке по прозвищу «Масляная Рожа», который был и постарше, да и покрепче его. И они выходили «один не один» с постоянством заправских бойцов, решая каждый свои задачи. Главная из которых была – не сдаться, отстаивая свободу выбора цели: сломить и не сломаться. Так продолжалось какое-то время в детстве, но закончилось только в юности, когда повзрослевшие противники наконец-то поставили точку в финальной схватке. О которой вспомнит годами позже Мартин Иден: «Я все-таки побил тебя, Масляная Рожа!» И с этими словами продолжит упорно писать и рассылать свои рассказы по издательствам и журналам. И будет вспоминать тот поединок с враждебным стечением обстоятельств, при котором можно сломаться окончательно, если утрачиваешь порыв сломить. И прежде всего - себя. В своем проявлении слабости и неверия в правильности однажды сделанного выбора стать тем, кто решился идти наперекор судьбе, желающей уверить тебя, что текст каждой жизни, уже написан и утвержден, да и растиражирован многократно, начинаясь со слов «если бы».

Да, вот если бы… не знать при этом судьбы Джека Лондона, который прожил жизнь Мартина Идена в реальности, словно написав автобиографию. И следуя пути своего литературного персонажа, также добровольно сломался, тихо спиваясь, при деньгах, славе и депрессии разочарования. Но если всемирно известный писатель, рассчитал на клочке бумаги смертельную передозировку опиатами, то герой его романа прочитал стихотворение, любимого ими обоими Суинберна. После чего вылез из каюты через иллюминатор прямо в океан, поминая напоследок, что это «ключ ко всему». К чему именно – об этом скажем ниже – давайте вглядимся…

И прежде всего, в ту Масляную Рожу, которую вроде бы побил Мартин Иден. Вот только при внимательном рассмотрении и с учетом нынешних обстоятельств восприятия литературных образов, то они теперь выглядят далеко не линейно и одномерно. Дело в том, что даже кличка «Масляная Рожа», имеет в английском языке два значения: «Oil Face», где «Oil» - это и «масло» и «нефть». Так что этот персонаж лицом не только блестяще «отсвечивал», но и ликом тёмен был (насколько? Об этом умолчим из соображений политкорректности). И оставим догадки трудностям перевода, ведь нам важнее собирательный образ агрессивного противостояния на пути главного героя к обретению себя. Как персонифицированного воплощения идеи «self-made man», человека, который сам себя сделал по образу и подобию своей же мечты. Освобожденной от всех условностей, навязанных обществом и государством. Это герой, сражающийся до конца, прежде всего за свою личную свободу выбора: смирение или борьба – любыми способами, но до окончательного результата. Как пример, зачастую приводят лягушку, брошенную в сметану: она не сдается, сучит конечностями, в итоге – взбивает масло и тем освобождается для жизни. А нефть, тоже для примера, как «масло земли», сама выходит на поверхность, образуя нефтяные озера или нефтяные пески. Но в своем «освобождении», она является частью этой земли, именно ей принадлежащей.

Так что перед нами, по сути, как не материализация явления новой Масляной Рожи, как модифицированного обличия Мартина Идена. Который, да, шел напролом, бился до конца со своими противниками, не жалел сил для реализации своей мечты – полному освобождению от насилия Левиафана-государства. И вот те, кто являет собой вершину либертарианства, те, кто считает себя реальным воплощением литературного героя, совершают перерождение в Масляную Рожу. Вглядитесь в Марка Фейсбучного или в Юкоса Ходорковского да и в «маску» Илона Маска – все едино: Мартин Иден в своем единоличном стремлении к успеху – стал «Oil Face».

И неважно, где он «разлит» - в информационном поле или по бензобакам и батареям. А может и в «масляный Бидон» маразматического хамства, которое переполняет Байдена и выплескивается на трап самолета, чтобы самому же на нем поскользнуться и едва не скатиться вниз

Герой романа, Мартин Иден, мощно выдохнул напоследок, чтобы опуститься на дно «как статуя», как памятник самому себе, но прежде, уверил себя в том, что нашел «ключ ко всему», прочтя из Суинберна:

Устав от вечных упований,

Устав от радостных пиров,

Не зная страхов и желаний,

Благословляем мы богов,

За то, что сердце в человеке

Не вечно будет трепетать,

За то, что все вольются реки

Когда-нибудь в морскую гладь.

Мартин Иден хотел раствориться в глади вечного бытия, поскольку все реки жизни текут именно к этому единому океану. Масляная Рожа в своих новых ипостасях хочет растворить все и вся в глобальном океане виртуальности, в котором нового Левиафана назовут уже «Массовая Рожа», объединенного искусственного интеллекта.


Ельдес Сейткемел