Алматы

28.07.2021

ТерпиЛайф

«Терпила» – на криминальном жаргоне он же – «потерпевший», на языке юриспруденции, тот, кто «потерпел в результате каких-либо действий или по стечению обстоятельств». Словом, «потерпевшая сторона». Или «страна»? Или «страница истории», которая еще не перевернута? В жизни всего человечества, как и в жизни отдельного «терпилы» в условиях пандемии. А что поделать, если «лайф из лайф» и не всегда – «лайф из кайф»?


Как нас пытались уверить, именно нас – постсоветских. Тех, кто воспитывался в жесткой поведенческой установке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Тех самых, кого с приходом новых рыночных отношений поучали как маленьких детей: не надо бояться жить в кредит, так живут все цивилизованные страны, поскольку верят, что «завтра будет лучше, чем вчера, и мы это знаем сегодня». И вот оно – это самое «сегодня», и вот «лайф из лайф» и – терпи, потому как «терпила» – каждый из нас.

И если «лайф из – далеко не кайф», так что же она есть на самом деле? «Жизнь есть жизнь» – «Лайф из лайф». Да, всё так, но как именно в значении – «Жизнь как Жизнь»? Как именно она ощущается в условиях окончательного понимания, что наша жизнь уже никогда не будет прежней. А какой?

Античные мыслители определяли, что движут человека по жизни только следующие три мотивации: страх (за свою безопасность и прогнозирование новых угроз); голод (потребление пищи хотя бы для поддержания физиологических процессов в организме); любовь (опоэтизированное половое влечение, а по сути, рефлекс размножения). Итак, вся наша жизнь – страх, голод, любовь? И это те условия, в которых мы окажемся в результате новомодного «обнуления» всего и вся, включая политику, экономику, культуру и прочая? Или это некое социопсихологическое осмысление того самого «обнуления», при котором все вновь должны оказаться на «нулевом цикле» построения общественной жизни в новых условиях? Но для этого вновь потребуется ответить на вопросы «терпилы»: Жизнь как Жизнь – моя, что из себя представляет, если она…

…жизнь, как…театральный монолог: «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир. «Макбет»). И не это ли можно будет услышать от тех, кто безуспешно пытался встроиться в новые капиталистические отношения, оставаясь при этом постсоветским осколком?

Жизнь, как попытка философского осмысления: «Жизнь, как мысли, приходящие в течение дня» (Р.У.Эмерсон). Не те ли обрывки текстов, ранее читанных и, казалось бы, осмысленных, как и фрагменты диалогов из фильмов, почему-то запавшие в память. Которые и заполняли наш внутренний мир и которые были отринуты и подвергнуты строжайшей ревизии в угоду новых либеральных ценностей, что и привело к статус-кво: «Стою один среди равнины голой//А журавлей уносит ветер вдаль//Я полон дум о юности веселой//Но ничего в прошедшем мне не жаль» (С.Есенин).

Жизнь, как система знаков, которые вне ее значения не имеют: «Весь мир насилья мы разрушим//До основанья, а затем//Мы наш, мы новый мир построим//Кто был ничем – тот станет всем». «Разрушим – построим» – нет рифмы, а потому, что первоначально было – «разроем» и «построим» – вот и получилось созвучие. Но оно не было созвучно большевистской эпохе с ее «обнулением» всего и вся. Что, собственно, может ждать и нас, если не скажем, как Савва Игнатьевич из «Покровских ворот»: «Живут не для радости, а для порядка». В нашем случае «для миропорядка». Нового. Который еще предстоит осмыслить.

Ведь если повнимательнее вглядеться в сегодняшние погодные аномалии (и это личное оценочное мнение), то они вызваны так называемым «перегревом планеты». А что вы хотите от нашей общей Матушки-Земли, если она так неравномерно населена. Мало того, отдельные участки земной поверхности – перенаселены энергетически. Развитые страны потребляют энергию в разы больше, чем все остальные. Которые не имеют возможности предоставить своему населению комфортные условия для проживания, равные европейским или тем более американским. Вдумайтесь: один интернет-заказ пиццы, сжигает электроэнергии достаточной для закипания 1 литра воды. А теперь представьте, сколько энергии сгорает в результате ответа на один (!) вопрос в поисковой системе. И все это при том, что криптовалюта с ее майнингом требует чудовищных энергетических затрат. Стоит ли потом удивляться, что планета нагрета так, что ей требуется время от времени «климатический душ» в виде ливней, штормов, наводнений и прочих катаклизмов, на фоне аномальной жары.

Также «не для радости, а для порядка» стоит обратить особое внимание и на «социальную физиологию», на ее достижения в области продления человеческой жизни. Но геронтологи и физиологи утверждают, что человеческий организм сделан «с гарантией» на 35 лет. Возраст выше этого лимита – это завоевания прогресса в области медицины и вакцинации в детском возрасте. В согласии же с природой, жизненный сценарий довольно незамысловат: к указанной возрастной отметке индивид должен увидеть своих внуков, и чувством исполненного долга… Рассуждая с цинично-природной откровенностью, следует отметить, что женский месячный цикл, начинаясь лет в 10, дает возможность «понести» 20-25 беременностей, и чувством исполненной любви…

Теперь уже по всему видно, что мы «тратим бонусы», которые начислены человечеству прогрессом в развитии индустриального общества. Которому в свое время требовались все новые и новые рабочие руки, чтобы совершить промышленный рывок в капиталистическое завтра. Но капитализм, это не только производство, но и расширение рынков сбыта, без этого утрачивается смысл продвижения капитала, а это его первозданная суть. И вот закономерный итог: роботизация достигла такого уровня, что от рабочих рук стали требоваться только пальцы (штучно) для управления через компьютер целыми заводами. А для всех остальных, прежде требовавших достойных зарплат, улучшения условий труда и законных пенсий, вот для всех них, так уж совпало, для них как-то вдруг случилась пандемия с фатальным лейблом «65+без гарантии». Что поделать, «обнуление» подразумевает если не совсем уже «нулевой цикл» на планете, то по крайней мере, сброс «энергетического балласта». Да, все это на уровне кощунственного цинизма, но социальные сети являют собой яркую демонстрацию процесса атомизации общества под лозунгом ницшеанской откровенности: «Падающего – толкни» с временной поправкой – «вчера», поскольку сегодня он продолжает быть источником «перегрева терпения».

Того самого терпения, которое заканчивается и перерождается в выносливость. А поскольку нам – постсоветским – этого качества не занимать, то этот отрезок пути «к нулю», может быть неоправданно продлен. А для этого нам всем, кто использовал весь срок «гарантии Х+», каждому из нас, просто необходимо терпеть себя… молодым. И помнить себя молодым, как в стихах Юнны Мориц, и терпеть себя же – сегодняшнего «терпилу»…

Хорошо — быть молодым,

За любовь к себе сражаться,

Перед зеркалом седым

Независимо держаться,

Жить отважно — черново,

Обо всем мечтать свирепо,

Не бояться ничего —

Даже выглядеть нелепо!

Хорошо — всего хотеть,

Брать свое — и не украдкой,

Гордой гривой шелестеть,

Гордой славиться повадкой,

То и это затевать,

Порывая с тем и этим,

Вечно повод подавать

Раздувалам жарких сплетен!

Как прекрасно — жить да жить,

Не боясь машины встречной,

Всем на свете дорожить,

Кроме жизни скоротечной!

Хорошо — ходить конем,

Власть держать над полным залом,

Не дрожать над каждым днем —

Вот уж этого навалом!

Хорошо — быть молодым!

Просто лучше не бывает!

Спирт, бессонница и дым —

Всё идеи навевает!

Наши юные тела

Закаляет исступленье!

Вот и кончилось, ля-ля,

Музыкальное вступленье, –

Но пронзительный мотив

Начинается! Вниманье!

Спят, друг друга обхватив,

Молодые — как в нирване.

И в невежестве своем

Молодые человеки —

Ни бум-бум о берегах,

О серебряных лугах,

Где седые человеки

Спать обнимутся вдвоем,

А один уснет навеки.

…Хорошо — быть молодым!..

И что тут поделать, если именно мы восприняли всей душой и стараемся неукоснительно следовать мудрости китайской пословицы: «Ловкость жизни состоит в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже». А пока…

#ТерпиЛайф…



Ельдес Сейткемел

Редакция


Елтай Давленов

Нур-Султан


Полат Джамалов

Президент московского фонда «Казахская диаспора»


Серік Ерғали

Нур-Султан


Марат Исабаев

Алматинская область