Первым делом нужно отметить, что многие казахстанцы средства массовой информации рассматривают, условно говоря, как некую стенгазету «казармы», которая информирует ее жителей о распоряжениях и деятельности власти. Это ярко проявилось в «слухах» о переносе столицы в Туркестан, «появившихся» 2 года назад, о которых сейчас пишут СМИ. На самом деле это были не «слухи сверху», а моя статья для одного ресурса, в которой я 1-го октября 2020 года, не указывая своего имени, в редакционной рубрике предположил, что Н. Назарбаев по ряду соображений, возможно, перенесет столицу в Туркестан. Повторюсь, это было аналитическое предположение.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
О возможном возвращении столицы в Алматы
Но оно было воспринято в нашем обществе как «слух», «информация» из высших кругов Астаны. Тем более, что эту мою статью тогда перепечатал кыргызский сайт knews.kg, и эту перепечатку прочитали несколько сотен тысяч человек. Благо ссылку на нее дали несколько казахстанских интернет-ресурсов. Затем пошли озвучки моей статьи в Ютубе, другие материалы на данную тему. В итоге «поползли слухи» по Казахстану, на которые и отреагировал Н. Назарбаев. Недавно на check-point.kz я указал на гипотетическую возможность возвращения столицы в Алматы. К слову, эту мою статью большинство читателей так же буквально восприняли, как чуть ли не размышления об этом Акорды. Хотя в статье черным по белому написано о предположении автора.
Другими словами, иногда бывает так, что один человек, не имеющий абсолютно никакого отношения к власти, масс-медийной и экспертной элите, может сильно менять информационную повестку страны. То есть информационное пространство нашей страны – это не стенгазета казармы, и не следует буквально воспринимать публикации СМИ. Необходимо вдумчиво читать материалы, стараться понять, что хочет сказать их автор. К сожалению, культура анализа текстов, информации очень слабо развита в нашем обществе – прежде всего из-за многолетнего диктата цензуры, подавления способности иначе говорить и мыслить, чем это разрешено властью, социальными нормами. Поэтому и к данной статье следует относиться как к аналитическому предположению, постановке вопроса.
Итак, к настоящему моменту сложился ряд предпосылок для переноса столицы, которые теоретически могут рассматриваться в казахстанской властной элите. Прежде всего следует отметить, что содержание и дальнейшее развитие Астаны влетает в копеечку, делая ее неким «белым слоном» для казахстанского бюджета, доставшимся нам в наследство от Н. Назарбаева. Как известно, составленный в конце прошлого года бюджет Астаны на 3 года аккумулировал свыше 1,65 трлн тенге, из которых более 740 млрд приходится на этот год. (При этом в текущем году доходы от экономической жизнедеятельности Астаны могут составить лишь 553 млрд тенге.) В то время как эти средства, возможно, могли бы использовать на более стратегические задачи, которые затем с лихвой окупятся. Напомним, что белый слон – это английская идиома, обозначающая дорогостоящее имущество, которое хозяева вынуждены содержать, не получая взамен от него никакой пользы.
Как полагают эксперты, вместо того, чтобы строить новую столицу, нужно было направить эти средства на развитие инновационной промышленности. И сейчас бы мы имели высокоразвитую экономику с развитыми крупными городами. В этом смысле перенос столицы в Астану и ее возведение выглядят своеобразными символами глубоких ошибок и просчетов политики Н. Назарбаева, которые придется «расхлебывать», видимо, не одному поколению казахстанцев. Строительство Астаны стало настоящей «золотой жилой» для строительного бизнеса, поскольку, как считают некоторые эксперты, на возведение столицы уже потратили более 100 млрд долларов государственных средств. По одним только данным Комитета по статистике, с 1998 по апрель 2016 годов госинвестиции в Астану составили около 49,137 млрд долларов. И это согласно официальным данным, не учитывающим предыдущие непрозрачные потоки разных средств на возведение Астаны.
Иначе говоря, тупо отправили деньги на возведение помпезных бесполезных зданий, а не каких-то эффективных производственных комплексов, заводов. Так у нас появились мощные строительные холдинги, крышуемые «крутыми» людьми в стране. Гигантские стройки в Астане, других крупных городах Казахстана, по-видимому, также позволяли осваивать большие неучтенные средства от сырьевых доходов. Не случайно в свое время строительный рынок заполонили фирмы-однодневки. Отдельные аналитики полагают, что фирмы-однодневки создавались, вероятно, в основном для отмывания «остаточных» средств (после гигантов) разных «тендеров». В итоге мы докатились до того, что Астана стала для бюджета Казахстана неким белым слоном, обременительным грузом, который ряд лет выкачивает из экономики страны самые лакомые куски.
Вдобавок за эти годы Астана так и не стала главным донором бюджета – ее перечисления от доходов более чем в 5 раз меньше, чем донорские вливания в республиканский бюджет как из Атырауской области, так и из г. Алматы. Среди прочего в Астане производится продуктов питания в 4 раза меньше, чем в Алматы, и в 2 раза меньше, чем в Шымкенте. Кроме того, в 2022 году Астана вошла в пятерку городов с самым загрязненным в мире воздухом. Недавно сообщалось, что в Астане развивается дефицит питьевой воды. Учитывая возводящиеся жилые комплексы в столице, для покрытия дефицита воды, обеспечения центральным отоплением и электроэнергией новых зданий в Астане требуется строительство ряда соответствующих объектов. На всё это, разумеется, нужны большие средства. Поэтому на этом этапе большие расходы на дальнейшее строительство Астаны выглядят неоправданными и пагубными для всей нашей экономики. Тем самым перенос столицы в Туркестан, может быть, и рассматривается Акордой в качестве одного из вариантов.
К тому же в стране сейчас, по всей видимости, есть определенные экономические проблемы. Раз в прошлом году был принят 3-летний бюджет с существенным дефицитом, который будет покрываться отчислениями из Нацфонда. В целом трансферты в бюджет из Нацфонда на 2023-2025 годы будут равняться: 2,2 трлн тенге в 2023 году, 2 трлн тенге в 2024 году, 1,9 трлн тенге в 2025 году. В этом году дефицит нашего бюджета может достичь 4,3 трлн тенге. В начале года премьер-министр А. Смаилов заявил: «В текущем году дефицит бюджета составит 2,7% к ВВП, или 3,2 трлн тенге. С учетом необходимости погашения ранее привлеченных займов потребность в заимствовании составит 5,7 трлн тенге. Это колоссальная сумма». В общем казахстанский бюджет на 2023-2025 годы приняли с дефицитом 2,5-2,7% ВВП. В одном только январе текущего года в бюджет страны перечислили 235 млрд тенге из Нацфонда. Причем в прошлом году Нацфонд показал отрицательный инвестиционный доход. В декабре 2022 года в республиканский бюджет из Нацфонда перечислили 450 миллиардов тенге.
Таким образом, в свете сказанного перенос столицы в Туркестан выглядит как вполне реалистичный сценарий. По Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы, Казахстан стремится стать лидером в Центральной Азии. Чтобы не быть голословным приведу выдержку из Концепции: «На фоне усиления межгосударственной конкуренции за политическое и экономическое влияние, международные рынки и инвестиционные потоки Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии». Наверное, такие же цели сохранились и у действующей казахстанской власти.
Недаром в последнее время расширилось разностороннее сотрудничество Казахстана с другими странами ЦА, в том числе посредством создания приграничных логистических центров торговли. В этом смысле перенос столицы в Туркестан становится неким вспомогательным инструментом по развитию лидерских позиций Казахстана в регионе. Ведь Туркестан является одной из духовных святынь региона, также сочетая в себе все этнические центральноазиатские культуры. И самое главное – Туркестан много лет был столицей Казахского ханства. Словом, для наших властей развитие Туркестана является стратегической задачей. Одни масштабы строительства в Туркестане говорят сами за себя - на несколько млрд долларов. Тем самым не исключено, что масштабные инвестиции в развитие Туркестана в конечном итоге могут привести к тому, что этот город в будущем станет новой столицей Казахстана. Однако пока рано ставить последнюю точку в данном вопросе, ибо перенос столицы не является занимательной игрой…
Фото из открытых источников