Первым делом нужно отметить довольно слабые собственные социально-экономические ресурсы Астаны. В частности, К. Токаев сообщил, что в Астане производится продуктов питания в 4 раза меньше, чем в Алматы, и в 2 раза меньше, чем в Шымкенте. Кроме того, К. Токаев сказал, что «сегодня мы не можем назвать Астану «зеленым» городом». В 2022 году Астана вошла в пятерку городов с самым загрязненным в мире воздухом. В этой связи многозначительным выглядит данное заявление К. Токаева: «Много говорится о пешеходных улицах, но по факту нет ни одной такой улицы. Самый простой пример – территория EXPO. Визуально красивая зона, но безжизненная. При правильном подходе её можно было давно трансформировать в динамичную зону притяжения горожан».
Некоторые эксперты полагают, что у Астаны практически нет перспектив расширения из-за дефицита питьевой воды. К слову, К. Токаев на совещании заметил, что в маловодные периоды времени Астана может остаться без воды. К. Токаев также отметил отсутствие необходимой инфраструктуры для развития Астаны. В результате чего в Астану мало приходит иностранных инвестиций – всего лишь меньше 4% от всех иностранных вложений капитала в Казахстан. В то время как в Астане расположены более 70 посольств и 16 международных организаций, но их потенциал, как посетовал К. Токаев, для привлечения инвестиций не используется.
Разумеется, К. Токаев ратовал за принятие новой стратегии модернизации и развития Астаны до уровня «инновационного города будущего». Но, представляется, что на это уйдет слишком много средств, которые сегодня в сложной геоэкономической и геополитической ситуации лучше использовать на более рациональные цели, нежели на поддержание «столичного лоска» Астаны. В данном случае примером «нерациональности» может служить тот же проект LRT, который сам К. Токаев признал провальным, но поручил его закончить, ибо убытки от отказа от этого проекта будут еще больше.
Среди всего прочего необходимо отметить риски для безопасности столицы ввиду ее географического расположения. Нахождение Астаны вблизи российской границы содержит в себе ряд больших рисков и угроз, учитывая сегодняшний агрессивный характер деятельности правящего режима России. Вдобавок много раз высокопоставленные российские политические деятели высказывали претензии на северный Казахстан, делали недоброжелательные заявления по нашей стране. В этом свете нахождение столицы нашего государства в Астане является весьма рисковым предприятием.
И самое главное, Астана – это по большому счету детище Н. Назарбаева. А Токаеву нужно освобождаться от политического наследия Назарбаева, чтобы не остаться в его тени. Деятельность Н. Назарбаева местами очень токсична и ассоциируется в народном восприятии в основном со всепроникающей коррупцией на основе непотизма, клановости и хищнического беспредела. Всё это наследие воочию видно в той же Астане, например, в лице проекта LRT, уже ставшего в информационном пространстве символом казахстанской коррупции. Конечно, следует помнить, что Алматинская область – «родной» край для назарбаевского клана. Но в этом регионе превалируют людские ресурсы клана противников Назарбаева из числа сородичей и последователей А. Сарсенбаева, З. Нуркадилова и других покойных политических деятелей Казахстана.
К тому же сам К. Токаев родом и ментальностью из этих краев, Алматы – его родной город. Как ни крути, но К. Токаев по своему культурному облику, как коренной алмаатинец, отличается от проназарбаевской элиты, относящейся больше к сельской культуре. Поэтому К. Токаев в Алматы найдет больше сторонников, нежели в Астане. Тем более, что северные элиты, вероятно, крепко связаны разными «узами» с назарбаевским кланом, особенно в экономической сфере. Да и северная политическая элита в большинстве своем является порождением Н. Назарбаева – это он, по сути, создал эти элитные группы, наделил их экономическими ресурсами и властью. Тем самым переезд К. Токаева в Алматы попросту оторвет его от потенциальных «конфликтов» с проназарбаевской северной элитой. Если, конечно, К. Токаев оставит северных элитариев вариться в собственном застойном соку – под присмотром людей из своей команды.
Отдельные аналитики еще 3 года назад отмечали, что возвращение столицы в Алматы может привести «к завершению политической эпохи Назарбаева». Напомним, что К. Токаев практически с самого начала своего президентства уделяет большое внимание развитию Алматы, часто посещая этот город, и проводя там разные совещания по вопросам модернизации, благоустройства города. К. Токаев отдельно отмечал, что следует развивать статус Алматы, как «города-сада». К. Токаев на личном контроле держит вопросы экологической безопасности Алматы, в том числе по реконструкции ТЭЦ-2, модернизации ТЭЦ-3, газификации частного сектора, переходу транспорта на экологически чистые виды топлива, управлению отходами и т.п.
К. Токаев за это время сделал много разных заявлений, приятных для ушей алмаатинцев, словно, пытаясь заработать среди них политическую поддержку на будущее, чтобы главной президентской администрации в числе прочего было безопасно находиться в Алматы. Возможно, к этому ряду относится и то, что в ноябре прошлого года К. Токаев наградил ряд видных жителей Алматы. Да и сегодня он временами уделяет им довольно значительное благостное «материальное» внимание. Следовательно, очевидно, что алматинская интеллигенция «на ура» воспримет возвращение столицы в Алматы, что играет значительную роль в деле укрепления власти К. Токаева. Ведь алмаатинцы лидируют в процессе научно-аналитического и пропагандистского обеспечения государственной власти, включая сотрудничество по этим аспектам с think tanks ведущих мировых держав, которые в свою очередь сотрудничают с центрами принятия решений своих стран.
Очень важно для статуса столицы Казахстана, что г. Алматы многими иностранными бизнесменами, дипломатами рассматривается как более предпочтительный в климатическом и культурном плане, нежели Астана. Не случайно большинство иностранных туристов приезжают именно в Алматы. В этом смысле примечательно, что региональный центр ООН в Центральной Азии и Афганистане К. Токаев предложил разместить в Алматы. Также немаловажно, что г. Алматы по своим социально-культурным нормам и ценностям более ближе к Центральной Азии, чем Астана, которая больше тяготеет к российской социально-культурной действительности.
В настоящее время Казахстан активно развивает различные связи с остальными странами Центральной Азии. Без кооперации со странами данного региона Казахстан вряд ли сможет успешно развиваться. Благо через Центральную Азию идут важные торгово-транзитные маршруты глобального значения. Без Кыргызстана и Таджикистана мы не сможем решить проблему развивающегося дефицита пресной воды. Есть и другие проблемы, которые Казахстан сможет решить только в кооперации с другими центральноазиатскими странами. Да и сам город Алматы ментально более ближе народам Центральной Азии, нежели Астана.
В предыдущие «назарбаевские» годы нередко говорили об угрозах нахождения Алматы вблизи Китая. Однако К. Токаев установил доверительные отношения с китайской элитой – прежде всего с лидером КНР Си Цзиньпином. Ведь К. Токаев неплохо знает китайский язык, китайскую культуру. Показательно, что в ноябре 2022 года в Алматы К. Токаев запустил завод по производству автомобилей марок Changan, Chery, Haval, который был представлен как результат договоренности президента Казахстана с председателем КНР Си Цзиньпином. Бейджин заинтересован в поддержании стабильности в Центральной Азии. Во-первых, Китай, поддерживая стабильность в нашем регионе, так стремится нейтрализовать возможные угрозы безопасности с нашей территории для Синьцзяна. Во-вторых, через Центральную Азию пролегает на сегодня главный для Китая железнодорожный торговый маршрут в Европу. (После начала войны в Украине китайский транзит в Европу через территорию России стал проблематичным.)
Во многом поэтому Си Цзиньпин в середине сентября 2022 года заявил, что Китай будет «поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности». В этом плане перенос столицы в Алматы может стать одной из составных частей развития экономического сотрудничества с КНР. Так, мы могли бы получить новейшие китайские технологии в области металлургической промышленности, нефтехимии, IT, сельскохозяйственных удобрений и т.д. Таким образом, мы, учитывая развивающееся взаимопонимание К. Токаева с Си Цзиньпином, сможем рассчитывать на активное сотрудничество с КНР в деле технологической диверсификации нашей экономики, снижения её зависимости от сырьевых поставок.
Фото Максима Золотухина