- Некоторые эксперты считают, что С. Бердымухамедов и Аркадаг в последнее время придерживаются пророссийской ориентации, рассчитывая на Москву в плане обеспечения своей безопасности, получения льготного продовольствия и так далее. Умид, так ли на самом деле обстоят дела, или не все так просто в этом вопросе?
- Если учесть первый официальный визит Сердара Бердымухамедова в качестве нового главы государства в Российскую Федерацию, то можно сделать предположение о пророссийской направленности Ашхабада. В данном случае Путин как «старший брат», как покровитель диктаторов для стран с авторитарными режимами. Многие политические активисты, выступающие против нынешнего режима в Туркменистане, даже считают Бердымухамедова марионеткой Путина. Поэтому многие думают, что конец правления Путина будет также концом правления Бердымухамедовых.
- Прошло уже более полугода с начала президентской каденции С. Бердымухамедова. Умид, стал ли он самостоятельным правителем Туркменистана, или в стране до сих пор всем заправляет его отец?
- Говорить об этом несложно, даже если принять во внимание точку зрения политических и гражданских активистов, большинство из которых не считает Сердара полноправным и независимым правителем Туркменистана. И я того же мнения. Я думаю, что страной до сих пор правит Бердымухамедов-старший. Вы знаете, мы, туркмены, слушаемся и уважаем своих родителей, особенно отцов. Я не сомневаюсь, что Сердар станет реформатором по своей воле. Кардинальных изменений в законодательство страны он пока не внес, а во внешней политике Туркменистана реформ не произошло. Наоборот, он издал указ, запрещающий женщинам пользоваться услугами косметологов, и попросил Анкару отменить безвизовый режим для граждан Туркменистана. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Сердар не является полноправным президентом Туркменистана и башизм, как мы его называем, будет продолжаться.
- В этой связи, Умид, можно ли считать успешной модель транзита власти Аркадага, состоялась ли она, сможет ли его сын стать очередным «отцом» туркменской нации?
- Как я уже отмечал, страной управляет Гурбангулы Бердымухамедов. Сможет ли его сын стать самостоятельным главой государства, сказать очень сложно. Если учесть протестные акции туркмен за рубежом, и надеяться, что протестные настроения переместятся вглубь страны, то сценарий будущего Туркменистана может и изменится в лучшую сторону, но все зависит от туркменского народа. Честно говоря, народ устал от этого отцовства, башизма и аркадизма. Туркменам нужен президент и ничего больше. Туркмены, уехавшие на заработки за границу, как говорится, открыли глаза. Им не нужен новый ди-джей, писатель, рэмбо, автогонщик и т. д. Народу нужен лидер, который бы заботился о народе. Поэтому появление Сердара, как нового «отца народа», маловероятно. Опять же, это зависит от воли народа, но мне кажется, что народ устал терпеть политику ханства.
- Отдельные аналитики полагают, что вскоре после смерти, либо недееспособности Аркадага Сердар потеряет власть во время межплеменной войны, поскольку у него нет своей сильной команды соратников. Вы согласны с этим мнением?
- Это тоже возможный сценарий. Потому что во время его правления и из-за его политики катастрофический спад экономики страны сказался на авторитете страны в мире. Так как, если раньше Туркменистан считался страной бесплатного энергоснабжения, то сейчас экономический спад коснулся всех и вся. Есть информация, что многие правоохранители даже стали ненавидеть правящую власть.
- Сейчас многие туркменские кланы недовольны Бердымухамедовыми, особенно из-за того, что Аркадаг ликвидировал, или арестовал их лидеров. Умид, как думаете, возможна ли реализация в Туркменистане дворцового переворота, либо революции, которые будут организованы авторитетными туркменскими элитариями?
- Я считаю, что возможность дворцового переворота существует всегда. Даже приход к власти Бердымухамедова-старшего некоторые аналитики называют дворцовым переворотом за закрытыми дверями. Но осуществить революцию кем бы то ни было, с мобилизацией значительной части населения, мне все же кажется маловероятным. Потому что большая часть населения политически неграмотна, плюс межплеменная разобщенность среди туркмен. Эти критерии вполне могут спровоцировать гражданскую войну, а не объединение и революцию против диктатуры. Меньше всего мне хотелось бы быть пессимистом в этом вопросе, но называть вещи своими именами - моя слабость, а может быть, и мое преимущество, хотя по этой причине мне пришлось покинуть родину (Примечание интервьюера: У. Халлыев в Туркменистане был журналистом туркменской «Радио свобода» - «Азатлык». За свою работу, то есть за предельно честное отображение ситуации в Туркменистане, он подвергался преследованиям туркменских властей. В итоге он уехал за рубеж, и после некоторого времени получил политическое убежище в одной из стран Европы.).
- Умид, рахмет за интересное интервью!
Фото из открытых источников