Интервью

Умид Халлыев: «Есть информация, что многие правоохранители стали ненавидеть правящую власть»

Талгат Мамырайымов

10.10.2022

Туркменский диссидент Умид Халлыев, проживающий в Европе, в интервью для Сheck-point.kz размышляет о настоящем и будущем туркменского транзита власти.

- Некоторые эксперты считают, что С. Бердымухамедов и Аркадаг в последнее время придерживаются пророссийской ориентации, рассчитывая на Москву в плане обеспечения своей безопасности, получения льготного продовольствия и так далее. Умид, так ли на самом деле обстоят дела, или не все так просто в этом вопросе?

- Если учесть первый официальный визит Сердара Бердымухамедова в качестве нового главы государства в Российскую Федерацию, то можно сделать предположение о пророссийской направленности Ашхабада. В данном случае Путин как «старший брат», как покровитель диктаторов для стран с авторитарными режимами. Многие политические активисты, выступающие против нынешнего режима в Туркменистане, даже считают Бердымухамедова марионеткой Путина. Поэтому многие думают, что конец правления Путина будет также концом правления Бердымухамедовых.

- Прошло уже более полугода с начала президентской каденции С. Бердымухамедова. Умид, стал ли он самостоятельным правителем Туркменистана, или в стране до сих пор всем заправляет его отец?

- Говорить об этом несложно, даже если принять во внимание точку зрения политических и гражданских активистов, большинство из которых не считает Сердара полноправным и независимым правителем Туркменистана. И я того же мнения. Я думаю, что страной до сих пор правит Бердымухамедов-старший. Вы знаете, мы, туркмены, слушаемся и уважаем своих родителей, особенно отцов. Я не сомневаюсь, что Сердар станет реформатором по своей воле. Кардинальных изменений в законодательство страны он пока не внес, а во внешней политике Туркменистана реформ не произошло. Наоборот, он издал указ, запрещающий женщинам пользоваться услугами косметологов, и попросил Анкару отменить безвизовый режим для граждан Туркменистана. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Сердар не является полноправным президентом Туркменистана и башизм, как мы его называем, будет продолжаться.

- В этой связи, Умид, можно ли считать успешной модель транзита власти Аркадага, состоялась ли она, сможет ли его сын стать очередным «отцом» туркменской нации?

- Как я уже отмечал, страной управляет Гурбангулы Бердымухамедов. Сможет ли его сын стать самостоятельным главой государства, сказать очень сложно. Если учесть протестные акции туркмен за рубежом, и надеяться, что протестные настроения переместятся вглубь страны, то сценарий будущего Туркменистана может и изменится в лучшую сторону, но все зависит от туркменского народа. Честно говоря, народ устал от этого отцовства, башизма и аркадизма. Туркменам нужен президент и ничего больше. Туркмены, уехавшие на заработки за границу, как говорится, открыли глаза. Им не нужен новый ди-джей, писатель, рэмбо, автогонщик и т. д. Народу нужен лидер, который бы заботился о народе. Поэтому появление Сердара, как нового «отца народа», маловероятно. Опять же, это зависит от воли народа, но мне кажется, что народ устал терпеть политику ханства.

- Отдельные аналитики полагают, что вскоре после смерти, либо недееспособности Аркадага Сердар потеряет власть во время межплеменной войны, поскольку у него нет своей сильной команды соратников. Вы согласны с этим мнением?

- Это тоже возможный сценарий. Потому что во время его правления и из-за его политики катастрофический спад экономики страны сказался на авторитете страны в мире. Так как, если раньше Туркменистан считался страной бесплатного энергоснабжения, то сейчас экономический спад коснулся всех и вся. Есть информация, что многие правоохранители даже стали ненавидеть правящую власть.

- Сейчас многие туркменские кланы недовольны Бердымухамедовыми, особенно из-за того, что Аркадаг ликвидировал, или арестовал их лидеров. Умид, как думаете, возможна ли реализация в Туркменистане дворцового переворота, либо революции, которые будут организованы авторитетными туркменскими элитариями?

- Я считаю, что возможность дворцового переворота существует всегда. Даже приход к власти Бердымухамедова-старшего некоторые аналитики называют дворцовым переворотом за закрытыми дверями. Но осуществить революцию кем бы то ни было, с мобилизацией значительной части населения, мне все же кажется маловероятным. Потому что большая часть населения политически неграмотна, плюс межплеменная разобщенность среди туркмен. Эти критерии вполне могут спровоцировать гражданскую войну, а не объединение и революцию против диктатуры. Меньше всего мне хотелось бы быть пессимистом в этом вопросе, но называть вещи своими именами - моя слабость, а может быть, и мое преимущество, хотя по этой причине мне пришлось покинуть родину (Примечание интервьюера: У. Халлыев в Туркменистане был журналистом туркменской «Радио свобода» - «Азатлык». За свою работу, то есть за предельно честное отображение ситуации в Туркменистане, он подвергался преследованиям туркменских властей. В итоге он уехал за рубеж, и после некоторого времени получил политическое убежище в одной из стран Европы.).

- Умид, рахмет за интересное интервью!

Фото из открытых источников



Талгат Мамырайымов

Публикации автора

Отклонения как норма

Идеологическая основа постсоветского тоталитаризма

Иран на пороге больших перемен

Новый мировой порядок или чрезмерные амбиции?

Индия — новая «фабрика мира»?

Третья мировая война на пороге?

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.07.2024

В этот день. Свобода, независимость и… рабство

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Безопасность детей в летние каникулы: забота о будущем

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

Коррупция в Казахстане: акиматы бьют рекорды

ОБЩЕСТВО | 25.07.2024

От гардероба до могилы — что волнует общество

ОБЩЕСТВО | 24.07.2024

Сестра убийцы Ленина, дочь Махно — ссыльные истории Тараза

АНАЛИТИКА | 24.07.2024

Правовое государство: инициатива снизу