Аналитика

27 июля: одна из роковых дат в истории человечества

К. Оркин

27.07.2025

Булочка с котлетой влетела в мировую историю не просто по полной программе, а, можно сказать, по расширенной

Дата не только особая, но в этом году ещё и круглая, юбилейная. 27 июля 1900 года повар одной из забегаловок в Нью Хэйвене (США) Луи Лессинг, можно сказать, попал. Буйный клиент не собирался ждать, пока ему пожарят стейк. Курица не годилась, рыба тоже, клиент хотел говядины прямо сейчас. Лессинг нашел выход. Он обжарил на гриле фарш, полил соусом и поместил между двумя круглыми булочками, засунув туда еще лист салата. Так, ровно 125 лет тому назад, родился «гамбургер». Претендентов на изобретение этого чуда, как и версий происхождения самого слова — множество. Луи Лессинга официально признала библиотека конгресса США. Поэтому и мы углубляться не будем. Фастфуд ожидала блестящая, и не только, в общем сложная историческая судьба. Кстати, далекая от завершения.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Lenina 36: союз телеканала «Спас» и хейтеров из РК 

Шестое июля, которое изменило все

В этот день. Квиддич в песках Казахстана

Путь говяжьего ноу-хау, победно начавшись, едва не оборвался через шесть лет, потому что знаменитый американский писатель Эптон Синклер в очередном романе описал мясоперерабатывающий завод без прикрас. Американцы натурально стали побаиваться котлет из говядины. Дальше хуже — Первая мировая война. В США у многих все, связанное с Германией, начало вызывать негативные чувства. А тут этимологически — «котлета из Гамбурга». Рестораторы срочно переименовывают ее в «бургер», но это практически не помогает.

Выход нашелся. Помогла, как иногда случается, «политика открытых дверей», гласности. В 1921 году была открыта бургерная, где котлетки готовили и снаряжали специально на глазах у клиентов. Никакой антисанитарии, подозрительного вида ингредиентов и прочего. Цена 5 центов, на наши деньги, с учетом изменения масштаба валюты США, — примерно 470 тенге. Вот тогда все, что называется, заверте… 

То есть, появились подражатели. Сам товар в бесчисленных вариациях, включая даже вегетарианские, теперь можно встретить буквально по всему миру. Да-да, в Северной Корее он тоже есть. «Самтаесун» — название заведения, самого гамбургера — «фарш с хлебом», иностранные слова в КНДР не приветствуются. У нас в данный момент самая крупная сеть аналогичных заведений называется «I’M». Хотя, как говорится, еще не вечер. Возможен возврат к оригинальному названию популярнейших в мире ресторанчиков быстрой еды. 

Но хватит, собственно, о котлетах и булочках, давайте о политике, экономике, социологии и философии, связанной с гамбургером. Мы же с вами серьезные люди. За смыслами следим. 

Во-первых, гамбургер — это символ американской культуры. А поскольку она, так или иначе, и в непосредственном своем виде, и в многообразных изводах присутствует везде (вот в КНДР даже), то он один из символов всей современной культуры. Захочешь с этим поспорить, но охолонешься, глядя на разнообразие в наших палестинах сетевых кафе и просто забегаловок, где этот продукт представлен, и где всегда есть молодой народ. В этом смысле популярность гамбургеров, кока-колы, голливудских франшиз DC и Marvel говорит об очень и очень многом. Мир давно уже «попал», хотя все большему количеству людей это перестает нравиться. Перестает-то перестает, только не без солидной доли лукавства: хотим, чтобы гамбургеры, кола, фильмы-комиксы и прочие радости американского типа были, но при этом они были как бы не американского типа. Но противоречия, как мы знаем из истории, и из собственного житейского опыта, мало кого волнуют. Например, в антиамериканских странах существует «кола», но обязательно вкупе с каким-нибудь местным словом в виде дополнения. Или даже не «кола», но все равно лимонад именно этого сорта.

Во-вторых, из-за своей мировой популярности гамбургер, а конкретно Биг-Мак, стал экономическим маркером, индексом Биг-Мака, методом оценки валют разных стран по паритету покупательной способности. Если цена гамбургера в той или иной стране ниже, чем она должна быть по этому самому паритету, значит, ее валюта недооценена на мировом рынке. Выше — переоценена. Причем, и в том, и другом случае индекс Биг-Мака позволяет приблизительно оценить, насколько. Мог ли даже подумать решительный повар из Нью-Хэйвена, какая сложная судьба уготована его кулинарной импровизации? Более того, существует еще «индекс Бургера», позволяющий отслеживать динамику покупательской способности потребителей. Чем менее доступен стандартный бургер, тем хуже экономические дела в стране.

В-третьих, гамбургер, опять-таки из-за своей мировой популярности, стал отрицательным символом у антиглобалистов, веганов, фриганов (отрицателей товарно-денежных отношений и жажды потребления в целом) и так далее, и так далее, этой публике несть числа. Да и коровы, из мяса которых изготовляется фарш, а из него гамбургеры, виноваты, пусть не они одни, в глобальном потеплении, потому что испускают из себя метан, или, по-научному, CH4. К тому же часть бургеров готовят на грилях, каждый из которых выбрасывает твердых частиц больше, чем грузовик, как установили калифорнийские учёные. Про ЗОЖ даже не будем. Все и так всё знают про фастфуд и гамбургер, главный его символ. 

Короче говоря, булочка с котлетой влетела в мировую историю не просто по полной программе, а, можно сказать, по расширенной. Оказав самого разного рода влияние на человечество. О чем и говорил заголовок.

Да, этот текст был написан на ноутбуке в одном из заведений на симпатичном отрезке улицы Тимирязева вблизи Атакента. Где подают… догадайтесь с трех раз, что именно. 27 июля можно. Раз в год можно. И даже раз в месяц. И даже… Короче говоря, главное не частить с этими гамбургерами и колой. И вообще, как по мне, на идеальное мировое устройство лучше смотреть в кино, читать в утопических книжках.

Фото из открытых источников


К. Оркин

Топ-тема