Известный кинорежиссер и писатель громко заявил о том, что покидает Казахстан. Свое заявление он сделал в виде пространного эссе в соцсетях, что вновь всколыхнуло волну интереса к этому деятелю в Казнете и среди общественных деятелей.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Турсунову стало «трудно дышать» в Казахстане. Снова…
Гадильбек Шалахметов: Не дайте памяти заснуть…
Оскал перестройки. Как Горбачев зачистил Кунаева
Если пересказать суть заявления Турсунова вкратце, то причиной его решения об отъезде стало якобы плачевное состояние отечественной культуры, бесперспективность ее развития. Также Ермек Каримжанович заявил и о политических гонениях на себя. По его словам, министерство культуры запретило прокат его фильма «Бесмойнак» и неоднократно препятствовало проведению культурных мероприятий, которые он пытался организовать. Также Турсунов сообщил, что ведомство якобы было против того, чтобы прощание с Муратом Ауэзовым состоялось в театре имени его отца — Мухтара Ауэзова. Плюс многое другое.
Вообще, его пространный пост-эссе начинается с перечисления опыта сотрудничества с разными министрами культуры страны. Проще говоря — Турсунов прошелся по всем главам Минкульта, назначенным после Арыстанбека Мухамедиулы.
«Я и раньше говорил, что в нашей стране к вопросам культуры относятся наплевательски, но назначение (Актоты) Раимкуловой на должность министра было явным перебором. Этот человек имеет к культуре такое же отношение, как я, к примеру, к вопросам животноводства. На тот момент, благодаря близости к членам Семьи — она у них то ли музыку детям преподавала, то ли учила их нотной грамоте, тут я не берусь утверждать. Как бы то ни было, однажды Актоты встала с нужной ноги и ее назначили министром. Она тут же засучила рукава и принялась за работу, применив тактику выжженной земли. Первым делом обманом заставила написать заявления «по собственному» тогдашних руководителей «Казахфильма», а на их место посадила своих людей. Одновременно назначила руководить госцентром нацкино известную в мутных кругах Сарсенову Г. — тоже приближенную к святому Семейству. Таким образом эти две дамочки активно занялись «кином» и довольно скоро на Сарсенову было заведено уголовное дело. Там подтвердилось и хищение, и служебный подлог, и целый букет прочего криминала. Однако, Сарсенова — человек, как говорится, «с возможностями». Ей удалось аккуратно все погасить, «развести» и дело замяли. Срок заменили штрафом. Короче, цирк-шапито. ОПГ районного масштаба. Даже пересказывать неохота. Обычный казахский трагифарс», — написал Турсунов.
По личности кинопродюсера Гульнары Сарсеновой, возглавлявшей ГЦПНК (Центр кино), Турсунов прошелся особенно язвительно. Не секрет, что одно время в ГЦПНК подвергли огласку историю с фильмом «Бесмойнак», на который Турсунов, по разным сведениям, затребовал полмиллиарда тенге. При том, что эта картина отнюдь не сложнопостановочная, а банальная история трех аульных стариков и красная цена такому проекту — максимум 100-150 миллионов тенге с захлестом. Однако Турсунов историю с «Бесмойнаком» считает политическими гонениями. По его словам, нынешний министр культуры Аида Балаева усмотрела в фильме оскорбление президента и покушение на государственный строй и «в решительном тоне потребовала вырезать некоторые сцены и перемонтировать отдельные куски».
«А после против меня была организована информационная кампания. В сети стали появляться всякие страшилки о том, какой я нехороший, какой я вор, коррупционер и бездарь.
Снимаю никому не нужное кино. Пишу никому ненужные книжки. Да и вообще уже десять лет лишних живу... Писали, что на мои картины потрачены миллиарды. Хотя в реальности общий бюджет всех моих фильмов меньше одного «Томириса» в два раза. И в четыре - «Казахского ханства». Я уж не говорю про эпопею с ельбасы», — написал Турсунов.
Плюс к этому он рассказал, что власти сорвали концерт Еркеша Шакеева, который планировался 31 мая в честь памяти жертв политических репрессий. Что перед его авторскими вечерами к нему в гримерку стали заходить люди с требованием «шутить помягче» и прочее. Напоследок он вновь напомнил стране об упадке культуры, приведя в качестве примера предстоящие гастроли одиозной российской артистки Ольги Бузовой в Казахстане (как прокомментировали пользователи Facebook конкретно эту претензию, певица будет выступать в одном из казино, не хочешь — не ходи).
«Я всего лишь хочу сказать, что в этой стране становится просто опасно жить. Фактически уже нечем дышать. Мы уже не можем достойно похоронить своих духовных лидеров без тупых скандалов и разборок. Мы не можем с ними проститься без унижений и просьб. Более того, нам уже запрещают вспоминать наших отцов, положивших жизни за нашу нынешнюю якобы независимость. Наверняка аруахи создателей партии Алаш шлют нам проклятия с того света.
Впрочем, они, наверное, видят, что это не мы, а товарищи при власти все время выдумывают какие-то немыслимые причины, лишь бы отменить, запретить, закрыть...», — посетовал Ермек Каримжанович.
В заключение он заявил, что пока не знает, где будет жить и работать и продолжит ли творческую деятельность. Однако слова «продолжение следует» намекают на то, что его разоблачительные публикации в соцсетях, скорее всего, будут появляться и дальше.
Многие сочувственно отнеслись к словам Турсунова. Поддержала его журналист и медиа-менеджер Самал Ибраева.
«Режиссера Ермека Турсунова упрекают за то, что он снял фильм на бюджетные средства. Но давайте будем честны: бюджет — это не деньги какого-то чиновника, не наследство его отца. Это наши с вами налоги. Деньги народа. Получение господдержки не делает человека обязанным молчать, угождать или поклоняться «кому надо».
Это не сделка с совестью. Если бы эти деньги были действительно украдены или потрачены не по назначению — давно бы уже было уголовное дело. Но этого не случилось. Даже Антикор официально это опроверг… Так почему сегодня режиссера пытаются морально распять за то, что он воспользовался правом, доступным многим в творческой среде?
Мы все видели, как отменяли его творческие вечера… Я не хочу политизировать эту ситуацию и с уважением отношусь к решению Ермека покинуть страну. Но не могу молчать, когда провластные блогеры пытаются его очернить».
Однако многие припомнили Турсунову и его сомнительные дела. В частности, организованную им травлю режиссера Ахата Ибраева, который в 2017 году выиграл выборы председателя Союза кинематографистов РК. Многолетний оппонент Турсунова, кинокритик Карим Кадырбаев довольно едко отреагировал на пост режиссера, уличив его в передергивании фактов.
«Оказывается, машина репрессий жестко выдавливала гения со всех площадок. Интересно, а чего же я его физиономию тогда, как минимум, три раза в год на перекрестках родного Алматы наблюдал? Оказывается, бюджет всех его фильмов меньше, чем бюджет «Томирис» и «Казахского ханства». А то, что мы взяли 500 миллионов государственных денег на фильм про любовь трех стариков в ауле — «вы не понимаете, это другое».
Черт знает (формулировка смягчена — прим. авт.), возможно, по сюжету, там была прописана батальная сцена, требующая огромной массовки и работы десятков каскадеров, но как будто бы взяться ей там неоткуда. Когда-то Ермек Турсунов снимал классное кино. «Шал» лично я считаю одним из лучших фильмов за всю недолгую историю казахстанского кино. Потом он стал снимать немного менее классные фильмы. Потом — откровенную, сделанную на коленке ерунду вроде «Кенже». А потом решил, что казахстанское общество нуждается не столько в хорошем кино, сколько в поучениях на тему того, как ему, казахстанскому обществу, быть более моральным.
И именно этим Ермек Турсунов и занят последние несколько лет — учит людей морали и нравственности», — написал Кадырбаев.
А на посыл Самал Ибраевой довольно резко отреагировал политолог Марат Шибутов в своем Telegram-канале «Казахстан и все-все-все»:
«Ладно, она забыла, в какие кабинеты Ермек Турсунов заходил и постоянно выбивал деньги на свои фильмы, которые никто особо не хотел смотреть. Сколько у него было государственной поддержки и какие гонорары он получал.
Ладно, она забыла, как Ермек Турсунов писал жалобы Алику Шпекбаеву в Антикоррупционную службу на Ахата Ибраева и Гульнару Сарсенову, что они тратили деньги на фильмы не так как надо. Тогда он почему-то считал, что давление на них — это все правильно и нужно.
…Как Турсунов скандалил с Баян Есентаевой по поводу ее фильмов, которые люди смотрели, в отличие от турсуновских, и как его продюсер угрожал расправиться с кинокритиками, которые писали о Турсунове.
…Пока Турсунову давали деньги на фильмы, никакой критики власти у него не случалось. А как только даже косвенно спросили, а как были потрачены деньги, он сразу же начал кричать о преследованиях. Это же стандартная схема — у нас все, кого обвиняли в коррупции, сразу начинали строить из себя великих правдолюбцев и оппозиционеров, и этой схеме уже 27 лет».
Учитывая противоречивость фигуры Ермека Турсунова, который за годы своей творческой активности обзавелся и очевидными поклонниками, и ярыми оппонентами, а также его обещание продолжить свои разоблачения, впору вспомнить каламбур (в отношении режиссера более чем уместный) — «пора запастись попкорном». Судя по всему, медиа-скандал будет многосерийным.
Фото из открытых источников