Аналитика

В этот день. Виды террора — от повстанцев до диктаторов

Мурат Халилов

11.04.2025

Теракты могут происходить даже там, где это казалось немыслимым

Сегодня мы поговорим о грустном и даже трагическом. Да, терроризм уже давно перестал был чем-то из ряда вон выходящим, и практический каждый день календаря может преподнести воспоминания по этой теме из давней или современной истории. Так получилось и с 11 апреля. Можно подумать, что некоторые события притянуты к теме, однако мы постарались не только изложить факты, но и дать пищу для размышлений.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В этот день. Кровавый расцвет Малого Октября

В этот день. Битвы престолов — от Эдуарда IV до Горбачева

В этот день. Великое разочарование и мечта о суверенитете

Начнем с того, что до сих пор является поводом для напряжения в греко-турецких отношениях — 11 апреля 1822 года произошла печально знаменитая Хиосская резня. Этой кровавой развязке предшествовало много других событий, но мы постараемся коротко. Остров Хиос долгие десятилетия считался неким анклавом, который особо не возражал против турецкого протектората. Более того, он был под личной опекой супруги султана, хотя мусульман (как и католиков) здесь проживало всего по две тысячи человек — остальные 115 тысяч были православными греками. Островитяне занимались выращиванием мастики и торговлей.

Но в начале весны 1822-го Хиос все же был вовлечен в антиосманское восстание, которое бушевало уже около года — здесь высадилась группа повстанцев-псариотов (борцы за независимость Греции с острова Псара) с оружием и расправилась с немногочисленным турецким гарнизоном. Немало обитателей Хиоса поддержало революцию, но большинство все-таки предпочло остаться в стороне. Однако при проведении своеобразной «операции возмездия» никто не стал разбираться. Когда в конце марта турецкая флотилия приблизилась к острову, псариоты поспешили ретироваться, а среди хиосцев началась паника. Многие из них выходили встречать турок, но их зачастую убивали на месте. Началась самая настоящая резня. По приказу турецкого паши убивали детей до трех лет, мальчиков старше 12 лет, мужчин и женщин старше 40 лет. До 25 тысяч были убиты, около 45 тысяч проданы в рабство и около 23 тысяч бежали с острова, образовав хиосскую диаспору. Оставшиеся жители были обращены в ислам. После этого остров потерял свое хозяйственное значение, а население на сегодняшний день не превышает половину того, что было 200 лет назад.

Перенесемся в ХХ век. 11 апреля 1979 года был свергнут угандийский диктатор Иди Амин. Почему он оказался в нашей сегодняшней подборке? Потому, что Амин был президентом-террористом, причем не особо отрицая это обвинение. Сначала, в 1966-м, он вместе с премьер-министром Оботе сверг законного главу государства (короля-президента Мутеса II) и стал главнокомандующим вооруженными силами, а через пять лет, понимая, что может угодить в тюрьму за казнокрадство, устроил переворот и сам пришел к власти. Сразу после этого Амин начал массовую пропаганду «реформ», с внедрением в угандийское общество идей экстремистского национализма, трайбализма, расизма и сексизма. Практически сразу были созданы ставшие печально знаменитыми «эскадроны смерти», первыми жертвами которых стали 70 офицеров, выступивших по другую сторону переворота.

Вообще, имя Иди Амина стало нарицательным. Это было нечто! Репрессии быстро стали настолько массовыми, что солдаты не успевали рыть могилы, сбрасывая изуродованные пытками трупы в Нил. Нередко он лично расправлялся с «врагами народа», и даже долгое время хранил у себя в холодильнике голову одного из офицеров. Расправившись с военными, президент-террорист переключился на ненавистную им интеллигенцию, а потом стал устраивать этнические чистки. Более того, Амин начал агрессивную политику по отношению к соседним странам — в первую очередь, к Танзании. Убивали даже случайных людей — чтобы потом родственники выкупили тело (и такой подход для пополнения бюджета был «узаконен» отдельным декретом Амина). Продолжать не будем — там были и более страшные дела, лишь подытожим: как-то не жалко его. Тем более, что он прожил еще почти 15 лет и умер в Саудовской Аравии.

11 апреля 2002 года на тунисском острове Джерба перед синагогой Эль-Гриба террористом-смертником был взорван заминированный автомобиль для перевозки газовых баллонов. Тогда погиб 21 человек, среди них 14 туристов из Германии и два гражданина Франции. Ответственность за теракт взяла на себя международная террористическая организация «Аль-Каида», которая в то время, скажем так, стала специализироваться на иностранцах — туристах, сотрудниках зарубежных компаний и международных организаций, журналистах.

11 апреля 2007 года в Алжире прогремело два взрыва, от которых на месте погибли 17 человек, более ста получили ранения. Первый взрыв, от которого погибли девять человек и 82 получили ранения, произошел у здания правительства страны. Вторая бомба сработала в одном из полицейских участков на востоке столицы, от нее погибли восемь человек и пятьдесят были ранены. В городе, по сообщениям очевидцев, началась паника, так как взрывы были слышны во всех районах столицы. Отметим, что на то время в стране уже в течение 15 лет действовал режим чрезвычайного положения, который был введен после победы на выборах исламистов и отмены итогов голосования.

Действительно, теракты в определенных странах настолько перестают удивлять, что мы уже пролистываем новые сообщения в информационных лентах, хотя счет там порой идет на десятки жизней — жизней тех, кто был кому-то сыном или отцом, дочерью или матерью. Но некоторые теракты заставляют о себе говорить потому, что это произошло где-то ближе к нам или… Или там, где это казалось попросту невозможным. Следующий случай как раз из разряда таких, хотя надо понимать, что в современном мире никто не застрахован от любых неожиданностей.

Итак, в вечерний час пик 11 апреля 2011 года в Минском метрополитене, на станции «Октябрьская» (одной из самых перегруженных) прогремел мощный взрыв. Его жертвами оказались 15 человек (12 погибли на месте и еще трое скончались в больнице) и около двухсот получили различные ранения. Бомба была заложена под скамейку на станции, которая является самой перегруженной (переходная на двух ветках). Само взрывное устройство было самодельным мощностью до 10 килограммов в тротиловом эквиваленте и начинено рубленой арматурой, гвоздями и металлическими шариками диаметром около полутора сантиметров. Чекисты сразу заявили, что оно «было уникальным и не имело аналогов в мире».

Буквально через два дня власти и сам президент Лукашенко заявили, что преступление раскрыто. Злоумышленниками были названы два жителя Витебска — 25-летние Дмитрий Коновалов, якобы устроивший взрыв, и Владислав Ковалев. Доказательствами стали фото и видеозаписи с камер наблюдений подземки, а также — признательные показания парней. На суде им также были вменены другие взрывы в Витебске и Минске (в 2008-м, на День независимости Беларуси), мотивом названо «желание дестабилизировать ситуацию в стране и сменить Лукашенко», а также получение удовольствия от страданий людей. Приговор — расстрел — был оглашен уже в ноябре, а в марте 2012-го, форсируя все сроки, приведен в исполнение.

Однако официальная версия до сих пор, мягко говоря, вызывает сомнения. Мама Ковалева долгое время, несмотря на преследования КГБ, заявляла о невиновности сына и пытках, применявшихся к подозреваемым. Кроме того, эксперты заявляли, что видео из метро было смонтировано. Некоторые зарубежные наблюдатели и бывшие сотрудники белорусских органов заявили, что теракт был устроен местными спецслужбами под руководством сына президента Виктора Лукашенко. Дело в том, что в декабре 2010-го в Беларуси прошли очередные выборы президента, которые вызвали очередное возмущение оппозиции (тогда ее остатки еще находились в стране), а в апреле-мае намечались акции протеста. Более того, заявлялось, что упомянутые и «повешенные» на Коновалова и Ковалева прежние взрывы также были делом рук спецслужб, после которых в стране стал ужесточаться режим местной вертикали власти, убраны неугодные генералы и так далее. Но все это только версии. Впрочем, официальный вердикт следствия и приговор — это тоже версия. В любом случае, можно сказать, что жертвами взрыва на станции «Октябрьская» стало не 15, а 17 человек.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Топ-тема