Принцип «Divide et impera» («Разделяй и властвуй») в качестве одного из механизмов укрепления государственной власти применяется до сих пор. Но не всегда разделение, скажем так, срабатывало, хотя довольно часто приносило и положительные последствия для геополитики в целом. Впрочем, мы сегодня не только о государствах и политике как таковой — просто подготовили для вас подборку событий из разных исторических периодов, произошедших 28 марта, которые так или иначе связаны с разделением. Ну, или воссоединением.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Великое разочарование и мечта о суверенитете
В этот день. Наурызнама: начало
В этот день. Тюльпаны, завтраки и отказ от мобильников
Начнем с разделения, которое в значительной степени повлияло на мировые процессы, хотя на тот момент оно касалось лишь одного, пусть и большого государства. Это случилось более 1660 лет назад — в 364 году от Рождества Христова (хотя самого Григорианского календаря тогда еще не существовало). В этот день, 28 марта, произошло разделение Великой Римской империи на Западную и Восточную. Вообще, в эпоху домината разделения империи происходили уже постоянно. Например, в 293-м, когда император Диоклетиан разделил государство аж на четыре части — для двух августов и двух цезарей, но потом, в 324-м, оно вновь объединилось, чтобы в 353 году распасться снова. Новое разделение состоялось в 364 году, после смерти императора Иовиана. При этом официально единство державы не нарушалось, но император Валентиниан I стал править западной частью империи, а восточную отдал своему брату Валенту.
Так получилось, что ровно через 155 лет после этого была поставлена точка в так называемой Акакианской схизме — длившемся 35 лет расколе между Римской и Константинопольской церквями. Там случился настоящий политический детектив, связанный с конфликтом Акакия с новым александрийским патриархом Иоанном I, который, в свою очередь, стал жертвой борьбы за александрийскую кафедру и был вынужден бежать в Рим, ища защиты у Великого понтифика. 28 марта 519 года патриарх на престоле Святой Софии поставил свою подпись под formula Hormisdae и в присутствии легатов вычеркнул из диптиха имена Акакия и его преемников, а также императоров Зенона и Анастасия. Церковный раскол между Римом и Константинополем был преодолен, однако не все согласились с таким решением — даже случились народные волнения с применением насилия. Как итог, на Востоке произошло конфессиональное разделение и возникновение параллельных патриарших кафедр.
Были расколы, которые приводили к кровопролитным войнам, причем, не только по типу гражданской, но и между, вроде бы, единоверцами. Это в полной мере относится к Войне Алой и Белой Розы — затяжному конфликту между английскими династиями. Вообще-то, правильнее было бы называть этот конфликт войнами (во множественном числе), так как стычки происходили с определенными перерывами. Мы же сейчас об одной битве — сравнительно небольшой, но ставшей некой разминкой перед грандиозным сражением. Речь идет о битве при Феррибридже. Если коротко, то Эдуард IV, провозгласив себя королем, собрал значительную армию и повел ее на север в Йоркшире, к лагерю Ланкастеров. По сути, это была «разведка боем», целью которой, кроме прочего, стала стратегическая переправа через реку Эйр. Ценой немалых потерь это удалось, однако на следующее утро (как раз 28 марта) ланкастерцы под предводительством легендарного лорда Клиффорда предприняли неожиданную контратаку. А вот 29 марта произошло сражение при Таутоне — самое из кровопролитных не только в ходе Войны Алой и Белой розы, но и считающееся крупнейшим среди всех состоявшихся на территории Британских островов. Но это уже другая история. В любом случае, в итоге Эдуард IV вернулся победителем в Лондон и в конце июня возложил на себя корону.
Следующее событие можно было рассматривать через призму последних событий в Северной Америке и, в целом, в геополитике, но, наверное, не стоит — это немного другое. Дело в том, что 28 марта 1845 года Мексика разорвала дипломатические отношение с Соединенными Штатами. Причиной этому стала аннексия Техаса. Если вы не в курсе, то с 1836 года Техас был суверенной республикой, образовавшейся в ходе борьбы за независимость с Мексикой. В нее, кстати, входили территории, которые сейчас являются частями штатов Колорадо, Канзас, Нью-Мексико, Техас, Вайоминг, Юта и Оклахома. Примечательно, что техасцы изначально хотели присоединиться к США, но власти Штатов этому противились, в том числе понимая, что это приведет к войне с Мексикой. В принципе, это и произошло в итоге, но уже после исполнения всех формальностей, необходимых для того, чтобы Техас стал 28-м штатом.
Сегодня мы уже упоминали Константинополь, и сделаем еще раз, можно сказать (с историко-ономастической точки зрения), в последний. 28 марта 1930 года Константинополь был переименован в Стамбул. В этот день правительство Ататюрка официально изменило название города Константинополь на Стамбул. Это было неким завершающим аккордом в целой плеяде переименований, которую начал еще Энвер-паша в 1916-м. Согласно его указу за последующие 14 лет были изменены названия более 12 тысяч населенных пунктов. После Первой мировой войны произошла турецкая война за независимость, и Стамбул стал частью Турецкой Республики. В 1923-м столицей сделали Анкару, которая, кстати, также была официально переименована 28 марта 1930-го — до этого было принято называть ее Ангора или Анкира (на греческий лад).
Механизм «Разделяй и властвуй» применялся и на протяжении всей истории СССР, а под ее конец предпринимались экстренные попытки для его, Союза, сохранения в привычном для тоталитарного режима виде. Так, 28 марта 1990 года открылся III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. Тогда в Москву по приказу Михаила Горбачева были введены войска, чтобы «оградить» консервативных депутатов от «морального террора» демонстрантов. Но, несмотря на запрет, в тот же день состоялась массовая демонстрация в поддержку Бориса Ельцина — в то время народного депутата, но одного из основных претендентов на должность председателя Верховного совета РСФСР, то есть, главы республики.
А закончим мы темой, далекой от политики, но сравнительно более близкой к нашим дням. Хотя новое поколение, может быть, этого уже не помнит. Но, надеемся, оно знает или хотя бы слышало о Филе Коллинзе — британском певце, выдающемся барабанщике, авторе хитов, актере, да еще и продюсере. Известность он получил как участник рок-группы Genesis, созданной в далеком 1967-м. Причем, первоначально в группе он был барабанщиком, а в 1976-м неожиданно для многих (и для себя в том числе) стал вокалистом. Первый альбом с Коллинзом по популярности и продажам превзошел все вместе взятые. Но мы немного отвлеклись. Так вот, 28 марта 1997 года Genesis остался без Фила — тот начал собственную сольную карьеру. Впрочем, Коллинз начал выступать отдельно от группы еще в 1980-е, но не в ущерб ей, при этом записывая довольно удачные диски. Точнее, очень ударные.
Вообще, Фил Коллинз является одним из трех музыкантов за всю историю (вместе с Полом Маккартни и Майклом Джексоном), чьи альбомы были проданы по всему миру тиражом более ста миллионов экземпляров — и как соло-исполнителя, и (отдельно) как участника музыкального коллектива. Причем за всю свою карьеру Genesis лишь однажды сумели взобраться на вершину чарта Billboard Hot 100, а Коллинзу удалось сделать это семь раз. Согласитесь, не так часто солист, уйдя из группы, превосходит ее. Впрочем, Фил остался в довольно тесных отношениях с Genesis, а лет двадцать назад даже принял участие в прощальном концертном туре группы.
Фото из открытых источников