Мы опять о праздниках. Ведь именно сегодня начинается официальная встреча Наурыза. Не только наши прямые предки, но и многие народы мира связывали этот период года с преобразованиями, обновлениями и новыми открытиями. Поэтому в сегодняшней подборке мы представим события, которые в разные годы произошли 14 марта, но на этот раз сделаем акцент именно на Казахстане.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Тюльпаны, завтраки и отказ от мобильников
В этот день. От вспышки в космосе до большой войны
Итак, сегодня Наурыз начинает шагать по стране и миру. Каждый последующий день имеет свое название и предназначение, неся в себе особый смысл. 14 марта — это Көрісу күні, который также носит более широкое и очень доброе название — Амал мейрамы. Вообще, этому празднику можно и нужно было бы посвятить отдельный материал, но мы лишь остановимся на том, что он имеет многотысячелетние корни. У него как природно-климатические, когда Весна сменяет Зиму, так и чисто человеческие основания. Люди после продолжительной зимовки встречаются с сородичами и соседями из близлежащих аулов и радуются этому. Это, конечно, может звучать немного банально, но именно эта банальность лежит в основе Көрісу — это День приветствия и встречи друг с другом, за которой следуют радостные объятия.
Особое внимание (впрочем, как и всегда) уделялось аксакалам. К ним, конечно, всегда уважение и почет, но на Амал — особенно. Скажем так, обряд «Көрісу» начинается именно со старейшин, у которых просят благословения (бата). К слову, сам Наурыз (21–23 марта) испокон веков считался молодежным, когда старшее, да и среднее поколение было представлено лишь в качестве гостей и наблюдателей. Но об этом в другой раз. Что касается Амал мейрамы, то в своем первозданном виде он сохранился в западных регионах Казахстана, а также в некоторых областях России (там, где компактно проживают казахи), но за последние годы этот праздник распространился по всей стране. Точнее — возродился. И это просто замечательно, с чем вас всех и поздравляем!
Но перейдем к событиям, многие из которых прямо или косвенно связаны с вековыми традициями, когда было принято начинать дела именно в дни Наурыза. Итак, 14 марта 1921 года город Верный был переименован в Алма-Ату. Некоторые историки и краеведы могут возразить: мол, это было месяцем раньше — 5 февраля. Но тогда было только принято решение, а 14 марта состоялось подписание Декрета ЦИК Туркестанской республики о переименовании. Член облревкома А. Лепа в качестве обоснования этой резолюции заявил: «В ознаменование исторических для Семиречья начинаний освобождения мусульманской бедноты переименовать город Верный в город Алма-Ата по названию местности, в которой находится».
Мы сейчас не станем говорить о том, какое название города более правильное — «Алма-Ата» или «Алматы», а тем более, провоцировать споры на заданную тему. Однако заметим, как бы ни ласкал слух первый вариант, он является в корне неверным, и историческим в полной мере его называть трудно. Более того, изначально в него даже не вкладывалось понятие «Яблоко-Дед», как сейчас некоторые ошибочно думают. Тогда, в годы красного террора, большевики особо не вдавались в фонетику и этимологию «новой ономастики», а консультации с коренным населением даже не проводились. В общем, это даже недоразумением трудно было назвать. Но, в любом случае, название города на казахском языке всегда (в том числе до появления Верного, как такового) было одним и тем же — Алматы.
К слову, через пять лет, в рамках борьбы с пережитками прошлого, Наурыз попал под запрет, хотя религиозным праздником (как Рождество Христово) не был. В конце 1920-х в Казахстан (тогда КазАССР в составе РСФСР) приезжает Голощекин и разворачивает «Малый Октябрь». Параллельно велась и идеологическая борьба — нередко даже с положительным эффектом. Так, 14 марта 1930 года родилась газета «Ұлан». Первоначально она печаталась в виде вложения (или внутренней газеты) на 5-6 страницах в «Жас Алаше» и была предназначена для детей и их родителей.
Главный посыл издания в ту пору: призыв к получению начального и неполного среднего образования. Вскоре она была переименована в газету «Пионер» и издавалась отдельно. С 1937 по 1941 годы опять получила новое название («Октябрь балалары»), а во время Великой Отечественной не издавалась. После войны и вплоть до 1989 года газета выходила под названием «Қазақстан пионері», а сейчас выходит под первоначальным именем — «Ұлан». Остается добавить, что становлению газеты способствовали такие известные писатели и общественные деятели, как Сакен Сейфуллин и Беимбет Майлин, Ильяс Жансугуров и Габит Мусрепов, Мухтар Ауэзов и многие другие.
А вот 31 год назад, 14 марта 1994-го, был образован теперь уже знаменитый Казахский государственный юридический институт. Через пару лет он стал университетом, а в 2000-м, путем слияния с Институтом государства и права, был преобразован в Казахскую государственную юридическую академию. Осенью 2001 года вуз был вновь реорганизован в Казахский гуманитарно-юридический университет. Однако все это время, вплоть до сегодняшнего дня, он непременно ассоциируется с Нарикбаевым, а числом выпускников, ставших известными государственными деятелями и прославленными юристами современности, КазГЮУ может посоревноваться с юрфаком КазНУ (бывшего КазГУ).
Но немного отойдем от юриспруденции и вернемся к культурному наследию. В его изучении имя Серикбола Кондыбаева (Кондыбая) имеет особое значение. Его называют «Солнечным героем казахской мифологии» — лучше, наверное, не скажешь. Несмотря на то, что он прожил всего 36 лет (чуть больше, чем Шынгыс Уалиханов, и немногим меньше, чем знаменитый этнограф Эдегей Масанов), Серикбол Кондыбай внес неоценимый вклад в формирование исторического сознания казахского народа, в том числе в решение недоступных его предшественникам проблем.
Это были непростые в идеологическом плане 70-е годы ХХ века, когда, с одной стороны, мир узнал о «Золотом человеке» и Олжас Сулейменов написал запрещенную вскоре книгу «АЗиЯ», а с другой — усилилось давление Центра на национальную науку, но все это время можно было считать неким пробуждением национально-культурного самосознания. Серикбол Кондыбай оставил после себя собрание сочинений в 16 томах, в том числе книги «Эстетика ландшафтов Мангистау», «Есен-казак», «Мангистаунама», а также переведенный на русский язык четырехтомник «Мифология древних казахов», «Гиперборея: история эпохи сновидений» и «Казахская степь и германские божества». Последние девять лет жизни Серикбол провел в селе Шетпе, но, несмотря на удаленность от ученой среды, оставил большое наследие. Мы должны ценить это. И ценим. Ровно 20 лет назад, 14 марта 2005 года впервые прошли «Кондыбаевские чтения», и они точно были приурочены к Амал мейрамы, к изучению и дальнейшему возрождению которого Солнечный герой имеет непосредственное отношение.
Заметим, что в разные годы в этот день, как и в целом в дни декады Наурыза (14–24 марта), прошло много событий, связанных с возрождением и изучением историко-культурного наследия нашего народа — обо всем не расскажешь. Но завершим сегодняшнюю подборку тем, что заглянем в завтрашний день. В прямом смысле завтрашний, но с экскурсом в современную историю и с напоминанием о том, с чего начали. 15 марта 1991 года вышел указ президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы», в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. Фактически возродился он спустя более 60 лет (в конце 1980-х) благодаря тогдашнему министру культуры Узбекали Джанибекову, а ровно 34 года назад официально вошел в праздничный календарь.
Фото из открытых источников