Общество

За пределами казахстанской ойкумены

Виктор Майлин

31.03.2025

Обзор казахской прессы

Что тревожит депутата?

Мы уже отмечали, что депутаты мажилиса текущего созыва — достаточно цитируемые политики Нового Казахстана. Вишенкой на торте их публичности становятся довольно обширные интервью. На исходе прошлой недели подобный материал приготовил журналист Даурен Сейтжанулы, ведущий YouTube-канала Adal Adam. Гостем его студии стал прославленный поэт-импровизатор, звезда айтысов, в данный момент депутат мажилиса Ринат Заитов, на которого Даурен Сейтжанулы обрушил целый вагон вопросов: «Дикий Арманмен сөйлестім. Саид Бурятскийдің бауырлары Қазақстанда емін-еркін жүр – Ринат Зайытов» — «С Диким Арманом однажды разговаривал. Братья (в смысле последователи – Ред.) Саида Бурятского свободно перемещаются в Казахстане». 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

О чем говорят депутаты мажилиса

Смертельная статистика: мажилисмен привел пугающие цифры

Аннигиляция литературы: слова, застрявшие в прошлом

Собеседники подробно обсудили идеологию страны и вопросы совершенствования общества с учетом общечеловеческих ценностей. Депутат мажилиса Ринат Заитов рассказал о тренерах-психологах, так называемых «коучах», заменивших традиционных народных авторитетов, которые к тому же поредели так, что впору говорить об исчезновении такого института в казахстанском обществе… Радикальные религиозные течения, по мнению депутата, попали в Казахстан давно и во многом из России. Точнее, с Северного Кавказа, когда там, например, вовсю действовали такие деятели-экстремисты, как Саид Бурятский. 

Интервьюер также задал вопрос про небезызвестного Дикого Армана, с которым якобы общался, как утверждает молва, Ринат Заитов. На что тот спокойно рассказал следующую историю. В бытность свою директором театра он выезжал на гастроли в составе группы, творческого коллектива в 70 человек в Турцию. И когда неожиданно встал вопрос об аренде LED-панели, ему посоветовали связаться с Джумагельдиевым, как с человеком, который может помочь. На другом конце провода сказали: нет проблем, решим вопрос. Как признается Ринат Заитов, в тот момент ему понравилось такое отношение — при том, что сама надобность в той панели отпала… Поэтому он против, чтобы тех людей, о которых в связи с Диким Арманом напомнил ведущий, в чем-либо обвиняли — это такие известные на всю республику исполнители-импровизаторы, как Айнур Турсумбаева, Балгынбек Имаш. Им тоже когда-то помог пресловутый Дикий Арман с выступлениями за рубежом (видимо, тоже в Турции). В общем, Ринат Заитов сделал вывод, что это как раз такие случаи, когда необходимо отделять мух от котлет. 

А по-настоящему депутата мажилиса тревожит пропаганда идеологии ЛГБТ, часто направленная на совсем юные поколения. По этому поводу он сам и его коллеги из других депутатских фракций не раз и не два выступали в стенах парламента. И, по его мнению, вся эта зараза, безусловно, вносится в Казахстан из-за рубежа. Допустим, стоит любому депутату проявить инициативу по этой теме, как тут же перед ним появляется журналист «Азаттык» с микрофоном наперевес, и начинается «песня» о попрании «демократических ценностей». Поэтому парламентарий не видит на пути борьбы с подлой и непрекращающейся агитацией ЛГБТ-идей легких побед.  

Далее собеседники затронули такие актуальные темы, как недобросовестные и непрозрачные благотворительные фонды, табуированные темы в айтысе и неувядающий трайбализм. Также Ринат Заитов рассказал о том, что за два с небольшим года работы в парламенте он устал от просьб многих знакомых и родственников. Оказывается, в их среде он, похоже, прослыл черствым и неотзывчивым человеком, поскольку не может, да и попросту не в силах, как-то помочь по принципиальным моментам: с устройством на работу, с обеспечением кого-то квартирой в столице и тому подобном. 

В интервью был еще один любопытный момент. Он касался мнения интервьюируемого по недавнему назначению главы государства. Речь о Берике Уали, бывшем пресс-секретаре Токаева, ныне ставшим свежеиспеченным акимом Абайской области. Депутат достаточно тепло отозвался о назначенце, отметив, что перед новым акимом огромный фронт работы, ибо Абайская область очень проблемная, там изношена вся инфраструктура и прежде всего энергетическая, элементарно не хватает электроэнергии. В целом его оценка Берика Уали высокая, хотя существуют разные мнения. Допустим, в феврале, когда произошло назначение, YouTube-канал ARA MEDIA буквально камня на камне не оставил от этого кадрового решения, сведя все к празднованию круглой юбилейной даты, посвященной Абаю Кунанбаеву, которая выпадает на текущий год… Об этом грядущем торжестве упомянул и Ринат Заитов. Но он предсказывает, что, поработай Берик Уали на новом административном посту более трех лет, стоит ожидать позитивных изменений и результатов…     

Степная идиллия

Есть немало казахских YouTube-каналов, специализирующихся в жанре «трэвел», то есть, попросту говоря, делающих репортажи о путешествиях. Однако канал «Жалғыз жолаушы», который ведет Санат Iлияс, обладает особой аурой. Он колесит по всей Евразии и показывает, как в разных странах, от Китая до Юго-Восточной Азии, включая Индию, Пакистан, Иран и так далее, живут казахи. Особая тема — бытование казахов в России, в приграничных с Казахстаном областях. Свежий видеоматериал повествует об ауле Керей в Алтайском крае РФ. В населенном пункте проживает несколько сотен людей, в основном, казахи, есть татарские семьи и смешанные между собой — казахско-татарские. Причем местные татары прекрасно изъясняются на казахском языке. 

Пожилой, но еще очень крепкий Гиниятулла-ага, татарин, женатый на казашке, прекрасно изъясняется на казахском языке и является, по всей видимости, одним из уважаемых аксакалов аула. Коренной житель аула Керей, где живут представители соответствующего рода, а также аргыны и найманы. Поскольку Санат Iлияс попал в аул Керей во время мусульманского поста Рамадан, он вечером участвовал в ауызашар. 

Семьи аула Керей по очереди весь месяц принимают держащих пост на традиционное разговение после вечерней молитвы. Трапеза довольно обильная и очень знакомая казахстанцам — вареное мясо, баурсаки, домашняя сметана, крутой чай с молоком, сладости. Молодежи не видно – за несколькими низкими круглыми столами, на маленьких «казахских» табуретах сидят женщины среднего и пожилого возраста, на кошме либо одеялах — в основном мужчины. В начале сюжета один мужчина предпенсионного возраста буднично говорит, что несколько молодых парней находятся на «майдане». То есть, воюют на украинском фронте. Невольно вспомнишь, что слово «майдан» есть у украинцев тоже… 

В какие-то мгновения забываешь, что наблюдаешь быт и жизнь россиян, российских казахов. По погодным условиям, устройству хозяйственных построек для овец, коров, лошадей кажется, что камера показывает казахское подворье где-нибудь в Павлодарской или Восточно-Казахстанской областях. Но как только показывают жилые дома снаружи, внутри, понимаешь – это все-таки не Казахстан. Сельчане живут в длинных, напоминающих бараки, одноэтажных домах. Они крепкие, из разноцветного кирпича, и, как объясняют сами жители, каждый такой дом разделен на две семьи. Постройки еще советского периода, однако выглядят вполне крепко. Практически нет новых, отдельно стоящих домов, как в сегодняшних селах и аулах Республики Казахстан. Внутри все добротно, но мебель еще советская. В ауле всего три улицы: Абая, Амангельды и Молодежная. 

Система канализации, подача воды — у всех в домах. В ауле утром и ближе к вечеру приезжает молоковоз и некоторые хозяйки за «живые» деньги сдают молоко. 

В местной школе-девятилетке вместо когда-то ста детей сегодня учатся тридцать. В классе на стенах размещены тексты на казахском языке. Школа опрятная, но парты, шкафы — все явно еще родом из советской эпохи. 

От сюжета веет домашним теплом, аул Керей живет своей размеренной жизнью, и почему-то кажется, что эта жизнь не теплится, а именно течет…

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема