В дни празднования Международного дня театра самое время взглянуть на то, как живут независимые театры в Казахстане. Надо сказать, что в последнее время именно они все чаще диктуют творческую повестку на сценическом пространстве республики.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Разговор о главном. Шведская семья на казахстанских подмостках
Симптоматичный успех. Советская пьеса покорила современников
Рассказ служанки. Театральная терапия
Конечно, лидерство на поприще независимых театров продолжает удерживать Алматы. В этом году почти четверть века, как в авангарде этого процесса двигается театр «АРТиШОК». Тут и говорить особо нечего, ведь это название слышал, пожалуй, каждый алматинец, даже тот, который ни разу не ходил в театр. Их принцип: никогда не снижать творческой активности, и тогда потенциальные спонсоры и жертвователи сами к тебе потянутся. Этот принцип взяли на вооружение многие театры, хотя путь в конечном итоге у каждого свой.
– Когда инвестор видит, что театр работает, фонтанирует новыми творческими идеями, которые находят отклик у зрителей, то у них у самих появляется заинтересованность поучаствовать финансово в интересном проекте, — рассказывает директор театра «АРТиШОК» Анастасия Тарасова. — Ценность и достижение театра в том, что мы не зависим финансово от какого-то одного спонсора или партнера, мы в принципе ни от кого не зависим — только от самих себя. И поэтому не важно, дадут нам денег или нет — театр от этого не закроется. Он может закрыться по десятку других причин, но точно не из-за финансов.
Этот принцип позволил театру привлечь средства на проект большой сцены, которой «АРТиШОК» обзавелся два с половиной года назад. Это, надо сказать, почти беспрецедентный случай — особенно если учесть, что большая сцена расположилась в самом сердце исторического центра Алматы — в парке 28-ми гвардейцев-панфиловцев.
— На глаз бюджет проекта большой сцены мы определили где-то в 20 миллионов тенге, из которых 10 — на ремонт, два — на строительство зала, восемь — на техническое оснащение, — рассказала Анастасия Тарасова об опыте строительства большой сцены. — Но уже в процессе работы смета возросла до 28 миллионов — мы немного прогадали с ценами на оборудование, нужно было провести новую проводку, менять батареи, заливать полы. 4 миллиона 200 тысяч тенге нам удалось собрать при помощи краудфандинга на специальной интернет платформе. 1 млн 700 тыс из них — это были сборы зрителей — самые разные суммы от скромных до внушительных, полмиллиона дает частный меценат, а еще два миллиона — одна кинопрокатная компания. А спонсоры потихоньку начали подключаться, уже увидев серьезность наших намерений.
Конечно, определенной форы добавляет то, что у «АРТиШОКа» много лет была своя площадка, малая сцена в подвале, некогда подаренная им спонсором. Это позволило им сколотить определенную «подушку безопасности». И это серьезная экономия средств — как ни крути, а на аренду уходит большее количество заработанных независимыми театрами денег.
Однозначным открытием последних лет на ниве независимых театров, конечно, является театр «2акт», созданный релокантами Виталием и Юлией Шенгиреевыми. Если у «АРТиШОКа» до недавних пор было реноме гражданского, социального и даже общественно-политического театра, «2аct» старается держаться общественно-политической нейтральности за исключением лишь одной постановки «Здесь — Алматы», докудрамы о судьбах релокантов. А так здесь репертуарный выбор от современной драмы до классики.
Независимое пространство «Арт-убежище BUNKER» привлекает зрителей за счет своей локации — это первый театр в настоящем бомбоубежище. Локация во многом оставляет отпечаток и на репертуаре, выбираемом руководством театра. Здесь основной упор идет на «новую драму», на разговор со зрителем о сложных процессах, происходящих в современном мире. Есть место и классике —«Мертвые души», «Игроки» — но и ее приходится «переиначивать» в связи с форматом театра.
Выживать театру помогают собственные актерско-режиссерские курсы, которые пользуются востребованностью у людей, желающих «прокачать» свои возможности.
Весьма популярны и востребованы курсы и у основательницы театра «АРТиШОК», а ныне руководительницы собственного театра «БАТА» Вероники Насальской. Сам театр аттестует себя «пространством художественного минимализма», он предпочитает использовать лаконичные средства для создания сложных образных спектаклей. Одна из популярнейших постановок — театральный стендап по мотивам романа «Евгений Онегин» PUSHKIN Stand-up, а также весьма обсуждаема постановка «Холивар. Фронтовой концерт».
Почти все частные театры придерживаются одинаковой ценовой политики и берут от 5 до 10 тысяч тенге за билет. Дешевле нельзя, ибо тогда предприятие станет убыточным, дороже — тоже, ибо покупательская способность населения сегодня более дорогой билет просто не потянет. Поэтому сейчас единственный путь для руководителей и актеров этих театров — быть яркими, самобытными и конкурентноспособными, чтобы зритель, у которого есть лишняя «пятерка» в кармане пошли бы именно к ним.
Частный театр «Жас Сахна», по сути, личный благотворительный проект бизнесвумен Жанны Омаровой, который она основала в память о своем отце — народном артисте республики Байтене Омарове. Пожалуй, это единственный независимый театр Алматы, да и всего Казахстана, который продолжает классические традиции. Год назад театр обзавелся большой сценой и теперь постановки играются с размахом спектаклей в больших академических театрах.
Если перечислять другие проекты, то, конечно, стоит отметить и театральное пространство «La BOHEME», которой предоставляет сцену всем желающим творческим коллективам и сольным артистам. Театр Interius Разии Хасановой, делающий спектакли на феминистическую тему. «Тотальный театр», объединяющий в своих спектаклях жанры, стили, формы путем экспериментов и импровизации.
Отдельно стоит сказать и о театре «ŞAM», пожалуй, первом крупном независимом театральном пространстве на казахском языке.
По словам основателей, основная цель театра «Şam» — создать общую художественную площадку, где все казахстанские актеры театра будут объединяться и делиться разными идеями.
Осенью 2022 года «Şам» представил на сцене свою первую постановку на сцене драматического театра имени Мухтара Ауэзова — спектакль «№37», в основу которого легла история вымышленного теракта.
Впрочем, если раньше независимые театры были почти исключительно алматинской историей, то теперь заметно «оживились» и столица, и регионы. Астана раньше славилась исключительно большими формами в крупных государственных театрах, но в последнее время и там открылась несколько интересных независимых площадок. Театр «СИНТЕЗ» работает по принципу зонтика — объединяет всех неравнодушных и желающих заниматься театром под своей крышей , часто организует гастроли алматинских независимых театров на своей территории.
А вот, например, театр «Наскальный кит» из Караганды стал настоящей достопримечательностью города. Здесь не только ставят спектакли, но и проводят арт-мастер-классы, кинопоказы, дискуссии. Пожалуй, каждый алматинский независимый театр так или иначе имел с ними дело, когда организовывал гастроли в Караганду.
Постепенно подобные площадки появляются и в других городах. Пока они не очень раскручены. Но стоит отметить что раньше многих, кто желал открыть независимый театр, пугал призрак безденежья, поэтому часто дальше идеи дело не заходило. Сейчас же, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Позитивный опыт передается довольно-таки активно, да и арт-менеджменту уделяется гораздо больше внимания чем раньше. И здесь, конечно, огромная заслуга соцсетей, значение которых на заре развития независимых театров в Казахстане было гораздо меньшим, чем сейчас. Сегодня же это основной инструмент раскрутки независимых театральных площадок. И весьма успешный. Однако сегодня в этом потоке информации нужно очень и очень постараться, чтобы о тебе хотя бы заговорили. Остальное уже приложится.
Фото из открытых источников