Именно в таких ситуациях, должно быть, познается сущность человека, его умение адаптироваться в новой реальности, противостоять недугу, оказывать помощь, порою рискуя жизнью.
В период пандемии многие казахстанцы впервые узнали о волонтерском движении - о добровольцах, которые помогали врачам, доставляли еду и медикаменты старикам, раздавали маски, вместе с полицейскими патрулировали улицы во время карантина.
Невиданный доселе размах приобрела благотворительность. Наверное, практически каждый из нас внес свою лепту в помощь нуждающимся. Казахстанцы продемонстрировали чуткость и отзывчивость, готовность протянуть руку ближнему.
…Иногда благотворительностью занимаются люди, которые, казалось бы, сами остро нуждаются в помощи. Именно таким человеком является Мадияр Самуратов: будучи незрячим, он помогает детям с ДЦП.
Мадияр родом из Аркалыка. Занимался боксом, завоевал звание кандидата в мастера спорта. Окончил школу, мечтал стать таможенником, учился. Крутой вираж в его судьбе произошел в 2005 году. Однажды он стал свидетелем избиения девушки группой парней. Мадияр бросился на помощь. И наверняка одолел бы негодяев, но один из противников нанес ему удар ломом по голове…
В 2009 году он переехал в Нур-Султан.
«Мне позвонили из Общества слепых и предложили обучиться курсам массажа у китайских специалистов. Курсы были бесплатные. Потом обучался в Китае в 2010 году, после обучался в Астане у незрячего массажиста мануальной терапии. После этого стал потихоньку работать в салонах», - рассказал Мадияр.
Сейчас у него собственный кабинет. Точнее, это его квартира, переоборудованная под массажный кабинет. На жилье Мадияр заработал собственным трудом. Ежедневно он принимает около десяти клиентов. Среди них есть пенсионеры и дети с ДЦП, которым он делает массаж бесплатно.
«Я решил хоть как-то помочь таким детям. Говорю: «Вырастешь, станешь большой, потом отдашь деньги!» - шутит он. - Ко мне ходит мальчик Юра с трех лет, сейчас ему уже шесть. Когда в первый раз обратился, вообще не ходил. Сейчас делает самостоятельные шаги. Деньги с таких детей я брать не могу. Ко мне разных детей привозят. Удивляет бессердечие некоторых медиков и коллег. Многие ничем не брезгуют, лишь бы денег заработать», - говорит Мадияр Самуратов.
Другой пример. Белла Закариянова - основатель столичного дома моды Sa Belle. Профессиональное образование получила в Европейском институте моды в Милане. Среди ее постоянных клиентов - звезды шоу-бизнеса и просто модники.
«В 2015 году я пригласила к участию в столичном проекте ведущего консультанта Елисейского дворца графиню Мари де Тилли. На модном тренинге мы учились правильно подбирать одежду, создавать имидж, сочетать цвета в стилях. Мари де Тилли предложила кардинально поменять образ разных женщин в рамках нашего проекта «Преображение». Я объявила кастинг в социальных сетях. Откликнулась девушка, которую звали Жанна. Она приехала к нам на инвалидной коляске. Жанна хотела просто заказать у нас брюки. До этого девушка обращалась в разные ателье, но везде получила отказ», - вспоминает дизайнер.
Создавать одежду для людей с ограниченными возможностями нелегко, признается она.
«Механизм создания одежды для людей с инвалидностью непростой. Но для меня просьба Жанны стала своего рода вызовом. Мы пригласили ее участвовать в проекте «Преображение», а еще подарили три наряда на разные случаи жизни. Девушка была очень растрогана, потому что даже не мечтала получить дизайнерскую одежду. И когда я увидела слезы счастья Жанны, то поняла, что сделала как дизайнер новый шаг вперед. Стало ясно, что смогу создавать адаптированную одежду для людей с инвалидностью», - говорит Белла Закариянова.
Следом за этим модельер создала коллекцию для детей с особенностями развития.
«В начале весны ко мне обратились родители общественного объединения Spina Bifida. Они попросили меня поддержать детишек и помочь им выступить на инклюзивном фестивале. Не задумываясь, я ответила да. Хотя и, правда, было сложно. Заметила, что некоторые детки были закрытыми во время примерок. Ведь очень много времени они проводят в больницах, на процедурах, не посещая, как правило, общественные места. К каждому я искала особый подход. В день дефиле к ним пришли мои знакомые стилисты, визажисты. Вся наша команда была очень счастлива от того, что дети на подиуме почувствовали себя настоящими звездами. Костюмы и платья для дефиле мы сшили таким образом, чтобы ребята могли их снимать и надевать без помощи родителей. В результате одежда получилась и современной, и удобной. Каждая мама во время примерок присылала мне фотографии, я отмечала детали. Потом они очень удивлялись: откуда я узнала, что у девочки любимый цвет фиолетовый? А один мальчик не мог нарадоваться тому, что мы сшили костюм, в котором были вставки со стилизованным военным принтом. А он мечтает стать военным. Радость детей всегда передается родителям. Самое главное, что такие показы окрыляют тех, кто в них участвует, и помогает обратить внимание общества на проблемы людей с ограниченными возможностями», - говорит дизайнер.
В этом году дизайнер раздала 100 костюмов для школьниц и студенток из малообеспеченных семей. Во время пандемии она также не оставила без помощи нуждающихся, раздав в общей сложности 5 тысяч защитных масок многоразового использования.
По мнению председателя правления ОФ «Тайбурыл» Олжаса Худайбергенова, в Казахстане довольно хорошо развита культура благотворительности.
«У нас большинство граждан так или иначе занимаются этим благим делом. Другой вопрос, что у нас в культуре заложена скромность. В то же время в тех же США благотворительность, как правило, осуществляется через различные организации, то есть все это делается публично. У казахов издавна существует культура благотворительности, но она носит, скорее, хаотичный характер. У нас вообще высокий процентаж благотворительности в сравнении с другими странами», - сказал на недавней лекции для студентов О.Худайбергенов.
В свою очередь, по словам председателя филиала ОО «Общество турков Казахстана «Ахыска» Аскера Пириева, благотворительность в Казахстане имеет свои особенности.
«У каждой страны есть своя культура, самобытность, нравы, история становления. В Казахстане народ очень силен духом. Было много случаев, когда страна и народ сами смогли решить свои проблемы, не прибегая к просьбе о помощи от других стран. Причем в большинстве своем благотворительность оказывается анонимно, ведь у нас не принято об этом говорить», - подчеркнул он.
Между тем, по словам профессора кафедры политологии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Натальи Калашниковой, участие граждан в благотворительности напрямую зависит от уровня жизни.
«В настоящее время более 170-ти государств из 200, зарегистрированных в рамках ООН, предметно, эффективно занимаются благотворительной деятельностью. Среди них есть и Казахстан. Ведущее место в рейтинге занимают Австралия и Новая Зеландия. Уровень жизни в эти странах по десятибалльной шкале соответствует 7,3 баллам. 69% австралийцев и новозеландцев занимаются благотворительной деятельностью. В Северной Америке - США и Канаде 62% населения занимаются благотворительностью, в Западной и Южной Европе - 53%, Западной Азии, на Ближнем Востоке - 34%. В Казахстане этот показатель равен 15%», - сообщила Калашникова.
При этом, ученый подчеркнула, что сегодня мировая благотворительность, в том числе и в Казахстане, «существенно развивается».