2020 год запомнится миру не только как пик крупнейшей за 100 лет пандемии, но и как время для смелых экспериментов в экономической политике. Что уж говорить, казахстанские власти пока плетутся в хвосте общемирового антикризисного движения.
В Казахстане сильно подорожали продукты питания. Мука за год стала дороже на 23%, крупы на 33%, картофель на 26%, масла на 15%, яйца на 13,9%, а мясные продукты на 13,5%. Причина - рост курса доллара и мировых цен. Также повлияло нарушение цепочек поставок в условиях режима ЧП и закрытие границ. Наблюдался повышенный спрос на отдельные виды продуктов питания, которые население использовало для повышения иммунитета. Зафиксирован в этот период и закуп продуктов впрок.
Люди вынуждены ограничивать себя в покупке необходимых для здоровья продуктах. А в период пандемии, это вообще может привести к печальным последствиям.
Касым-Жомарт Токаев отмечал: "Мы столкнулись с фактами, когда недобросовестные люди решили воспользоваться непростой ситуацией и нажиться на населении, занимаются спекуляцией".
Казахстанцы в соцсетях и на форумах постоянно пишут о подорожании продуктов.
Асель Балтышева, г. Костанай: "Я каждый раз в ужасе от цен в магазинах. Все подорожало в 3 раза, а зарплата осталась на прежнем уровне. Теперь не знаешь, хватит ли до конца месяца денег на продукты. А помимо этого, коммуналку необходимо платить, которая тоже растет, одеваться. О достойном отдыхе я вообще молчу". Сфера развлечений и предметы роскоши становятся аутсайдерами в списке покупательского спроса. По оценке экспертов, опасения относительно второй волны пандемии сделали казахстанцев более внимательными в вопросах заботы о здоровье. Изменение покупательских привычек прогнозируют и международные эксперты по анализу глобальных рынков. Перезагрузка проявляется в четырех основных направлениях: меняется привычная корзина покупок, возник тренд на приобретение товаров, необходимых в быту, шопинг становится более рациональным, а поиск выгодных предложений, интерес к скидкам и бонусам приобретают глобальные масштабы.
Происходят изменения на рынке продуктов питания. Не так давно Фонд Международного информационного совета по продовольствию провел потребительское исследование о влиянии COVID-19 на покупку продуктов питания, пищевых привычек и взглядов на безопасность пищевых продуктов. Результаты исследований говорят о том, что более трети опрошенных потребителей, а это 36%, покупают больше продуктов в упаковке, чем обычно. С тех пор как пандемия начала оказывать влияние на потребителей, более трети населения убеждены в безопасности упакованных пищевых продуктов.
Айнур Талпина продавец: «Народ нищает. Если раньше хорошо разбирали сладости, газированные напитки. Сейчас люди покупают лишь самое необходимое - хлеб, молоко, крупы, муку".
В то время как во многих странах Европы в период пандемии цены на недвижимость падают, в Казахстане (особенно вторичный рынок) постоянно растут. Официальная статистика говорит о том, что цены на недвижимость в Казахстане в среднем повысились на 0,7%, однако при более глубоком анализе можно заметить увеличение стоимости нового жилья на 6,5%, а вторичный рынок показал всплеск на 6,5-7,3%.
В ноябре на заседании Мажилиса парламента министр финансов сообщил, что Казахстан возьмет два займа на сумму более 1,5 миллиарда евро для борьбы с коронавирусом. Первый заем на 908,6 млн. евро предусмотрен соглашением между Казахстаном и Азиатским банком развития.
Второе соглашение с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций подписано на сумму 661,8 млн евро. Средства будут направлены на финансирование дефицита бюджета 2021 года и поддержку мер правительства по борьбе с последствиями пандемии и восстановлению экономики.
Но большинство казахстанцев восприняли эту новость скептически.
Меиржан, экономист: "Будет много людей, которым реально будет нечего есть. С другой стороны, пандемия дала старт новому мировому порядку - изменились власть, бизнес, люди.
Из-за повышенной неопределенности, социального дистанцирования, скромного внешнего спроса и ослабленной инвестиционной активности процесс экономического восстановления будет длительным".
В своем экономическом прогнозе AERC на будущий год рисует не самые пессимистичные перспективы, но позитивными их назвать нельзя.
Рост экономики на 4,1% по сравнению с 2020 годом (по их же прогнозу, в этом году экономика потеряет 3,6% ВВП - и это худший показатель с 1995 года.
Инфляция будет на уровне 6,1%, дефицит текущего счета сократится до 6 млрд долларов (в этом году - 9,7 млрд долларов со знаком «минус»), в 2021 году при предпосылке нарастания геополитической нестабильности и цене на нефть марки BRENT $47 за баррель курс USD/KZT, согласно прогнозу AERC, составит 432,8 единицы.
Коронавирус положил бизнес на лопатки. К тому же, пандемия совпала с резким снижением курса тенге, поэтому бизнес испытал двойной удар. Печально, что с ситуацией справятся далеко не все. И как следствие, будет большое число безработных.