Общество

Был ли Мухтар Магауин диссидентом?

Виктор Майлин

18.01.2025

Обзор казахской прессы

2025 год только наступил, а Казахстан уже потерял двух известных деятелей казахской науки и культуры. 9 января ушел из жизни и был погребен в США Мухтар Магауин — доктор филологических наук, народный писатель и историк, выдающийся исследователь фольклорного наследия казахов. Спустя буквально два дня ушел из жизни Мекемтас Мырзахметов, доктор наук, литературовед, специализировавшийся на изучения наследия Абая. По этим поводам выразил свое соболезнование глава государства Касым-Жомарт Токаев.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Грани бытия в казахских подкастах

Откровения аксакалов политики и спорта

Побег из сырьевой экономики

В нашем обзоре речь главным образом будет касаться Мухтара Магауина. Потому что, так или иначе, эта персона и сам его уход из жизни окутаны определенным политическим флером.

Имя Мухтара Магауина известно давно, он состоялся как представитель творческого и научного мира еще при существовании СССР. Не померкло, а скорее прибавилось известности и даже славы в начавшейся эпохе суверенного развития Казахстана. Он долгое время возглавлял литературный журнал «Жулдыз». Обосновывал теорию казахов, а значит и государства Казахстан, как наследников великих кочевых империй от самого Чингисхана до Казахского ханства. С ним работал такой знаток казахской истории, казахского фольклора и традиционной музыки как Таласбек Асемкулов (он ушел из жизни в 2014 году, супруг известного эксперта по номадологии Зиры Наурызбаевой). Одним словом, выдающаяся личность, один из авторитетнейших представителей культуры казахского народа.   

Так вот, сейчас, особенно после кончины, его позиционируют почти как оппозиционного деятеля, который вошел в духовный конфликт с режимом Нурсултана Назарбаева и был вынужден эмигрировать в Европу и уже оттуда в Америку. В одном из своих прошлогодних интервью он не постеснялся в выражениях и, наряду с Нурсултаном Назарбаевым и действующей властью, задел многих своих коллег. Как давно ушедших (например, Сабит Муканов), так и сравнительно недавно, как Фаризу Унгарсынову, Шерхана Муртазу, Абиша Кекильбаева. Не пощадил и ныне живущего Мухтара Шаханова (который писал против Чингисхана целые поэмы). А те, кто еще был жив, отвечали классику казахской литературы. Причем те, кто в ответ критиковал Мухтара Магауина, тоже являются классиками казахской литературы — например, Дулат Исабеков.

Причем, народный писатель РК Дулат Исабеков в свежем интервью в русскоязычной «Казахстанской правде» признал, что пикировался с Мухтаром Магауиным, но признает его талант и заслуги. Более того, он вспомнил своих коллег, которые были в гостях у Магауина в Праге и рассказывали, как тот тоскует по Родине.

Между тем, в своих казахскоязычных интервью, практически недавно, усопший твердо заявлял, что он никогда не вернется на Родину, ибо не хочет жить в русском (читай, русскоязычном!) Казахстане. И, так уж получилось, выполнил свою, по сути дела, политическую клятву. Вот такие нешуточные страсти.

Между тем, тот же Дулат Исабеков при жизни своего оппонента ехидно замечал, мол, зачем из себя строить диссидента, не было никаких угроз для того, чтобы так поставить самого себя на некий постамент, ибо он просто уехал к своему сыну. Который, в свою очередь, был шефом казахской редакции «Радио Свобода», соответственно, является обладателем грин-карты (т.е. полноценным гражданином США). Как известно, не только Едиге Магауин имеет гражданство США. Разумеется, не все, кто работал на «Радио Свобода» становились гражданами США, а лишь те, кто был руководителем и приближенным к руководству. Остальные казахи, которые там работали, в большинстве своем, в силу квот или каких-то иных причин, возвращались домой. Несколько лет тому назад был очень шумный скандал, когда одна девушка, работавшая в Праге, вынесла, что называется, мусор из избы, то бишь, из данной редакции… Точно такая же история была и во времена, когда редакцией командовал Мерхат Шарипжанов.  

Философ против исламского проповедника

Таким образом, коллизии вокруг смерти Мухтара Магауина явно будут иметь долгий резонанс. Ибо состоялся определенный прецедент, когда представитель культурной элиты казахов заранее объявляет, что не вернется на Родину, и, соответственно, когда он умирает, его прах остается на чужбине… Вряд ли такое будет теперь повсеместным, все-таки Мухтар Магауин совершенно редкий и писатель, и исследователь —таких людей обычно не сотни штук. Если такое случилось бы с не менее известными в Казахстане и, отчасти в мире, людьми, вроде Акежана Кажегельдина, Мухтара Аблязова (как известно: все люди смертны, а старость «убивает» всех…) — резонанс в казахском обществе вряд ли был бы таким. А в связи с Мухтаром Магауиным – есть. И долго не утихнет. 

Теперь перейдем непосредственно к тем реакциям, которые имели место в казахских СМИ.

Каким бы великим деятелем культуры казахов ни был герой нашего обзора, есть казахи, у которых его позиция «невозвращенца», тот факт, что его сын похоронил отца в Америке, вызвала довольно острую реакцию. На литературно-культурологическом портале Abay.kz выступил философ-публицист Абдрашит Бакир-улы, в полемичной статье под названием: «Мұхтар Мағауин кімге талақ айтып кетті?» — «Кому Мухтар Магауин сказал «развод»?». В самом заголовке заключена тонкая игра слов. «Талақ» — это слово из исламской юриспруденции, когда муж и жена разводятся, произносится трижды данное слово. Кто же его применил? А применил Мұхаметжан Тазабек, некогда известный участник айтысов. Так вот, философ, разобравший «по кусочкам» пост, с которым Мұхаметжан Тазабек выступил в социальной сети Facebook, разнес каждую строчку, написанную айтыскером. Указав тому на ненадлежащее употребление слова «талақ», которое автор применил в значении, что умерший объявил «развод» всему народу, отказав ему в том, чтобы жить с ними на одной земле и, в конце и концов, рано или поздно, лечь в нее. На что философ, отвечая ему через интернет-газету, пишет: только дурак может применять его в данном контексте — ибо его говорят не народу, а только женщине, с которой разводится муж. И далее в том же духе. Надо сказать, его критика щепетильна, хотя, в общем и целом, по делу. Но надо заметить и иное — ведь сам по себе текст очень любопытен со всех точек зрения. И даже с точки зрения того, кем на самом деле является Мұхаметжан Тазабек. А ведь этот участник айтысов является известнейшим последователем вахаббитского масхаба.

То есть, в Старом Казахстане Мұхаметжан Тазабек был очень дружен с такими видными персонами, как Кайрат Сатыбалды и его клеврет Бекболат Тлеухан, и быстро стал едва ли не проповедником ислама. Вот такие переплетенья происходят на фоне очень скромных, судя по фотографиям, похорон классика казахской литературы в США. Именно это, возможно, бросилось в глаза многим казахам и родственникам, в том числе и Бакытжану Бамишулы, казахскому поэту и журналисту родом из Монголии.

Он опубликовал статью «Едіге (Мағауин) Елге келмей ме?» — «Едиге (Магауин) не вернется в Народ?» на сайте информагентства Minber.kz. Едиге, как нетрудно догадаться — это сын Мухтара Магауина. Нетрудно догадаться и о том, что, скорее всего, он не вернется. Но в остальном данная краткая статья по-настоящему цельная и более понятная, логически выстроенная чем у Мұхаметжана Тазабека. Автор четко ставит вопросы: он приводит слова Акберена Ельгезека, казахского поэта, смысл которых сводится к тому, что, кроме как казахам, Магауин никому не нужен (намек на блажь хоронить его на чужбине): «Птица, состарившаяся в моем небе, не оставит ни одного пера на чужой земле, а орел, выросший в моем небе, не оставит ни одной кости на грязной земле».

Одним словом, автор данного материала сильно огорчен теми, «кто проклинает усопшего, пренебрегшего Родиной, сетует, что так получилось, будто нет государства, граждан, патриотов (если они есть!) которые это допустили. Не станет ли данный пример заразительным? Почему мы не делаем национальную трагедию из отъезда Мухтара Магауина из страны, мы сожалеем, что его останки не были возвращены в страну, на его родину! Это был большой вызов нашему национальному самосознанию, как сказал бы сам наш покойный Мукан! Если бы наша национальная безопасность была зрелой, мы бы не оставили этого человека в Америке! Это было еще одно испытание для национального самосознания».

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Публикации автора

Параллельные миры: технологичный депутат и эхо средневековья

Писателей много, мыслителей — единицы

Был ли Мухтар Магауин диссидентом?

Борьба нанайских мальчиков

Время быстрого роста закончилось — Расул Рысмамбетов

Грани бытия в казахских подкастах

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 04.02.2025

Еще десять рынков модернизируют до конца года в Алматы

НОВОСТИ | 04.02.2025

Отцу умершей призерки пришлось судиться в Семее

НОВОСТИ | 04.02.2025

Какие участки дорог станут платными в Казахстане

НОВОСТИ | 04.02.2025

Мошенница украла 67 млн тенге у жителей Косшы

НОВОСТИ | 04.02.2025

Отчет по авиакатастрофе под Актау опубликуют в ближайшие дни

НОВОСТИ | 04.02.2025

461 млн тенге похитили при строительстве котельной в Сарани