Доживем до весны
В составе действующего парламента, особенно в мажилисе, сегодня немало депутатов, которые активно проявляют себя в соцсетях, на телевизионных и YouTube-каналах. Причем это специалисты разных возрастных категорий: начиная от ветеранов казахской журналистики, вроде газетчиков Казыбека Исы и Ермурата Бапи, до тележурналиста Нартая Аралбайулы сотоварищи. Эта когорта парламентариев-журналистов весьма заметна благодаря современным информационным технологиям.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Языковой барьер или узкий кругозор?
Благотворительность с подвохом
Нелегко быть женщиной в Казахстане. А мужчиной?
Упомянутый Нартай Аралбайулы (Сарсенгалиев) ведет в эфире республиканского «Седьмого канала» практически одноименную передачу — «Жетiншi студия» («Седьмая студия»). В качестве ведущего и пользуясь связями в парламенте, он регулярно собирает в студии своих коллег из обеих палат и начинает какой-нибудь «разбор полетов». Затем эти выпуски можно посмотреть на YouTube — у «Седьмого канала» там свой официальный аккаунт.
На днях вышла очередная программа под названием «Қазақстанға автокөлік әкелу тәртібі өзгерді | 27% салық 48%-ға дейін өсті | Автокөлік бағасы өсе ме?» — «Вновь изменился порядок расчетов за ввоз авто в Казахстан/ Цена налога поднялась с 27% до 48%/ Стоит ли ожидать, что цена автомобилей в целом увеличится?»
Поднимались различные проблемные вопросы, связанные с ввозом в Казахстан авто, разговор длился почти целый час. И он был важен, поскольку автолюбители в Казахстане — это достаточно большой сегмент населения. В беседе участвовали мажилисмен Наурыз Сайлаубай, представитель Минфина РК Жандос Секенов, представитель министерства промышленности и строительства Шыңғыс Сүйінбаев и автоблогер Оңғар Алпысбайұлы.
Депутат Наурыз Сайлаубай уверен, что после всех консультаций и предложений проблемные вопросы непременно нужно поднимать в стенах законодательного органа — уже весной следующего года.
Что несет Трамп Казахстану?
Кроме «журналистского корпуса», в нынешнем составе мажилиса имеются политологи и аналитики, попробовавшие себя в иные времена и на государственной службе. В частности, строившие свою карьеру в министерстве культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, когда его возглавлял ныне покойный политик Алтынбек Сарсенбаев.
Речь идет о таких депутатах, как Айдос Сарым и Ерлан Саиров, которые сначала работали в упомянутом министерстве, а в промежутке до начала своей парламентской деятельности всегда были медийными фигурами и желанными спикерами для казахстанских СМИ, независимо от языка вещания. Таковыми они остаются и сейчас.
В недавнем обзоре мы рассказывали об интервью Айдоса Сарыма на Abay Live. Теперь же достаточно любопытные вещи на YouTube-канале «Cұрауы бар» – «Есть вопрос» рассказал его коллега Ерлан Саиров. Ведущая Жансулу Жиенкул пригласила его на беседу, озаглавленную «Әкімдер джиппен жүрмесін. Қарызға батқан халықты қалай құтқарамыз?» — «Акимы должны прекратить передвигаться на джипах. Как спасать народ, залезший в долги?»
По сути, получасовое интервью было посвящено ответу на вопрос, что изменится в мире, в том числе и в Казахстане, после того как США наконец возглавит Дональд Трамп.
По мнению Ерлана Саирова, это приведет к большим переменам в мировой экономике. План Трампа — заняться протекционистской политикой прежде всего внутри своей страны. То есть, сделать Америку вновь мастерской всего мира, забрав этот статус, а также открытые там Штатами предприятия, у Китая.
Казахстан тесно связан с Китаем, начнет его лихорадить, будет плохо и нам.
К тому же Трамп стремится опустить мировую цену за баррель нефти до 40 долларов. Казахстану, если цена на нефть упадет ниже 70 долларов, это грозит могучим экономическим кризисом.
Жансулу Жиенкул, очевидно, понимая тревогу зрителей, в той или иной вариации повторяет вопрос, что делать, каковы шансы Казахстана выстоять в предстоящей буре мирового грядущего эконмического кризиса? На что Ерлан Саиров отвечает: уже сейчас должна начаться незамедлительная работа по диверсификации производства. По словам депутата, на это уйдет, по самым скромным прикидкам, весь остаток 2020-х годов.
И только после 2030 года, видимо, станет ясно, получился ли побег из сырьевой экономики. И Казахстан достаточно бледно выглядит со всеми своими богатейшими и еще не истощенными до конца богатствами в виде полезных ископаемых в сравнении с соседями по региону, которые имеют хоть какие-то наметки в плане будущего развития.
Казахстан же не воспользовался в свое время высокими ценами на нефть и не выстроил свое обрабатывающее производство, поэтому до сих пор вынужден продавать сырье.
Фото из открытых источников