С 2015 года в Казахстане действует закон об общественных советах. Зачем нужны такие советы и что это дает? Об этом — разговор с членом Общественной палаты при мажилисе, политологом Буриханом Нурмухамедовым.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Любителям хайпа: что именно сказал Токаев о декларировании
— Бурихан Жолбарисович, общественные советы в стране действуют давно, но иногда они словно пропадают, потом активизируются. В этом году заметно оживилась Общественная палата при мажилисе, в которую входите и вы. Чем это можно объяснить?
— Ну, я думаю, что в рамках общей тенденции после принятия закона об общественных советах действует и Общественная палата при мажилисе. Общественная палата, прежде всего, — экспертная площадка с элементами определенного представительства различных социальных групп и депутатского корпуса самого мажилиса и региональных маслихатов. И это позволяет, с одной стороны, многим экспертам и специалистам принимать косвенное участие в законодательном процессе, вносить свои предложения и идеи по животрепещущим вопросам непосредственно в мажилис, и, с другой стороны, депутатам нижней палаты парламента получать более широкую экспертно-аналитическую поддержку при работе с законопроектами, быть в курсе всех процессов, происходящих в стране, вникать в проблемы, которые существуют в обществе. Обсуждение животрепещущих вопросов актуализируют необходимость при разработке законопроектов учитывать те проблемы, о которых говорят члены Общественной палаты.
Что касается «оживления» ОП, то позволю себе не согласиться с этим. С момента формирования нынешнего состава палаты с 2023 года работа всегда была весьма насыщенной и продуктивной — ежемесячно проводились заседания палаты (в том числе выездные в регионах) на определенную тему, обсуждались находящиеся в работе мажилиса законопроекты, члены палаты вносили свои предложения, в том числе используя созданные новые модули работы с проектами законов.
Мостик между властью и обществом
— Это вы сказали именно о том, чем занимается Общественная палата при мажилисе. А в 2025 году будет ровно 10 лет, как принят закон об общественных советах. Этот закон не устарел, может, он нуждается в изменениях?
— Знаете, не могу согласиться. Мне кажется, он достаточно полно охватывает деятельность общественных советов и соответствует духу времени. Общественные советы, строго говоря, выполняют несколько функций, или играют несколько ролей, если хотите. С одной стороны, это некие консультативно-совещательные органы при акимах различного уровня, руководителях министерств и ведомств и в целом госучреждений. А с другой — общественные советы представляют граждан нашей страны на том или ином уровне. И именно эта представительская функция позволяет общественным советам выражать мнения различных социальных групп населения и информировать об этом. Понятно, что общественные советы становятся своеобразным механизмом обратной связи.
— Хорошо, что вы об этом заговорили. Можно ли сказать о том, что общественные советы — своего рода мостик между властью и обществом?
— Да, так можно говорить. Понятно, что первоочередным и наиболее эффективным механизмом обратной связи выступают встречи акимов с населением, посредством которых можно понять настроения людей. Так, аким области должен раз в квартал встретиться с гражданами каждого района и города области, у акима города и района в квартал должна быть встреча с населением кажого населенного пункта или района города, а аким сельского округа должен в квартал проводить встречу с жителями каждого села. Но на таких встречах не всегда услышишь точное определение проблем или вопросов, которые необходимо решить. И вот здесь как раз определенную роль играют общественные советы, которые выступают экспертами, поскольку их мнения зачастую — результат экспертизы общественных процессов. Члены общественных советов резюмируют, опираясь на жизненный опыт, профессиональные знания в той или иной области, где они являются специалистами. Задача состоит в том, чтобы не превращать общественные советы в бюрократическую машину, а превратить их в живой механизм взаимодействия с государственным аппаратом, подконтрольным обществу. А этому в немалой степени может поспособствовать цифровизация работы госорганов, прозрачность и гласность. В таком случае любой гражданин мог бы зайти на сайт и посмотреть предложения членов общественных советов, проследить, как они реализуются.
— Подконтрольным обществу… Но ведь в определенной степени ротация общественных советов решает эту проблему?
— Да, конечно, ротация необходима для более широкого участия граждан в управлении. Но главное — нужно, чтобы в общественных советах присутствовали люди с активной гражданской позицией, профессионалы. У нас же бывает, что стараются таких людей не допускать в общественные советы, что в конечном итоге негативно сказывается на работе самих общественных советов. Теряются динамика, оперативность и представительность.
Обсуждение — основа всему
— За последнее время власти предприняли несколько шагов, которые, вероятно, сделаны не без помощи общественных советов. Это и указ главы государства о наказании политических служащих, и заявление премьер-министра о том, что работу акимов начнут оценивать по росту благосостояния граждан. Так ли это?
— Я думаю, что, в том числе, при принятии таких решений учитывались и рекомендации общественных советов.
— Бурихан Жолбарисович, а все-таки как работают члены общественных советов? Вот, например, в Общественной палате? Вы встречаетесь непосредственно с председателем мажилиса?
— Председателем ОП при мажилисе является депутат Айдос Сарым и, согласно положения, он председательствует на заседаниях палаты. Работа ОП синхронизирована с сессией мажилиса, поэтому с участием председателя мажилиса проводятся первое заседание, на котором обсуждается и принимается план работы на предстоящий период, и заключительное заседание, на котором подводятся итоги работы. Кроме этого, в практику вошли встречи председателя мажилиса с членами ОП по отдельности. Например, недавно Ерлан Кошанов встречался с экономистом Айдарханом Кусаиновым, у которого, я думаю, было немало дельных предложений по законопроектам.
— А о чем идет разговор во время встреч?
— Сразу скажу, что отдельно с Ерланом Жакановичем я не встречался. А во время заседаний мы высказываем свои предложения по различным проблемам. Он слушает нас и, видимо, делает выводы. Не могу не отметить, что такие встречи — своего рода взаимно обогащают нас. Председатель мажилиса показывает понимание ситуации, которую мы обсуждаем, а мы знакомимся с его точкой зрения.
Работа Общественной палаты идет согласно плану на всю сессию, который, в свою очередь соотносится с программой, имеющейся у мажилиса. Мы можем вносить предложения по тому или иному законопроекту и участвовать в рабочих группах.
— А в разработке какого законопроекта вы хотели бы непосредственно участвовать?
— Мне бы хотелось принять участие в рабочей группе по разработке закона о местном самоуправлении. Есть свои наработки в этом плане, и хотелось бы внести конкретные предложения.
— Насколько учитывается то, что предлагается членами Общественной палаты?
— Работа в Общественной палате построена таким образом, что практически ни одно предложение не остается без внимания. То есть, оно обязательно рассматривается и может быть принято. В случае даже непринятия все равно будет ответ, почему не принято. И надо сказать, что за прошлые сессии было много предложений, получивших одобрение. А в конце сессии мы получили ответ по всем предложениям.
Правильный шаг
— Бурихан Жолбарысович, так что такое Общественная палата?
— Общественная палата, как мне кажется, не место для громких заявлений, позерства и т.д. Здесь конкретная работа по конкретным законопроектам. И больше ценятся четко сформулированные, детально обозначенные предложения. Например, у нас были различные мнения по Налоговому кодексу, нередко противоположные. Но для нас главное — донести эти позиции до депутатов мажилиса, потому что это они принимают законы и они должны услышать разные хорошо обоснованные предложения. Все это в конечном итоге направлено на улучшение норм закона.
— В связи с этим не могу не спросить, как вы оцениваете освобождение от всеобщего декларирования нескольких категорий населения, в частности, пенсионеров, студентов, домохозяек? В социальных сетях, к примеру, высказывалось мнение, что это сделано ради родственников министров, акимов.
— Я поддерживаю такое решение. Всеобщее декларирование более восьми миллионов граждан – простых тружеников (не чиновников, не руководителей, не бизнесменов и т.д.) — это весьма и весьма громоздкое мероприятие, нужны огромные ресурсы — людские, материальные, временные и т.д. То есть, администрирование этого процесса несет огромные издержки. Для начала надо вспомнить, что в Казахстане многие процессы компьютеризованы, и проконтролировать налоговые поступления, доходы граждан не представляет никакого труда посредством цифровых технологий. С другой стороны, нужно понимать, что важно сохранять стабильность в обществе. Всеобщее декларирование — шаг вроде и необходимый, но он мог бы повлиять на создание социальной напряженности, поэтому считаю правильным то, что определенные категории населения освободили от этого.
Вопрос состоит в том, чтобы не давать ходу теневым, серым схемам ухода от налогов. Вот эта задача сейчас и решается путем большего контроля со стороны фискальных органов, прокуратуры и, повторю, большей гласности в данном вопросе.
Фото из открытых источников