Интервью

Казахстанских абитуриентов знают на международном уровне

Нурлан Исмагулов

29.11.2024

Граждане Казахстана давно привыкли, что за качество надо платить. И чем выше качество, тем выше ставка. Каково же было наше удивление, что эта аксиома не работает в случае школ НИШ. Здесь можно получить среднее образования уровня Европы, Британии и США совершенно бесплатно

Эту уникальную возможность всем казахстанским детям без исключения дарят два источника — государственный грант «Өркен», а также образовательный фонд НУ и НИШ. Фонд работает по принципу эндаумента — то есть, аккумулирует вложения от меценатов и приумножает этот базовый капитал путем инвестиций в высокодоходные ценные бумаги. На эти средства финансируются научные и технические проекты как в Назарбаев Университете (NU), так и в НИШ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Половина детей в Казахстане хотят учиться в НИШ — Ермек Пайзов

Позволь смиренно преклонить колени…

Комфортная школа: прорыв в образовании или путь с препятствиями?

О новых моделях обучения в среднем образовании нам рассказала Акнур Байбатырова, заместитель директора по развитию НИШ ФМН города Алматы.

— Несмотря на то, что о работе НИШ достаточно много информации, большинство казахстанских родителей считает, будто обучение в подобных школах носит некий закрытый (элитарный) характер.

— Да, в обществе такие мифы существуют повсеместно. У нас люди не понимают, как можно проводить конкурсный отбор честно и прозрачно. На самом деле, каждый год, чтобы поступить в НИШ, родители подают очень много заявок, и на основе конкурса выявляются лучшие.

Школы не участвуют в разработке тестов, никто из сотрудников их не видит. Тесты привозят строго конфиденциально, кабинеты опечатываются, весь процесс тестирования снимается на видео. Все сотрудники НИШ в день тестов сдают телефоны, так что никакого слива информации не может быть.

Что касается контингента учащихся, есть статистика, из которой видно, что поступают к нам и учатся очень много сельских ребят. Их родители работают в разных сферах. Через НИШ проходит очень много разных судеб. Мифы о том, что в НИШ учатся дети олигархов, или что можно все развести деньгами — это неправда.

— Как разглядеть потенциал у школьников? Насколько важен этап профориентации для успешной карьеры в будущем?

— Вспоминается кейс, который был в Америке. Одна мама была разочарована тем, что школы ее дочь не брали на учебу. Они говорили — у нее нет никакой сосредоточенности, она не понимает элементарные вещи и так далее. И вот мама пришла в очередную школу. Секретарь этой школы обратила внимание на девочку. И после того, как мама поговорила с руководством школы, эта секретарь подошла к ней и сказала: «Все это время я наблюдала за вашим ребенком, и когда она слышала музыку нашего концерта в актовом зале, она дергала ногой в такт. Пожалуйста, обратите на это внимание, возможно, ее призвание находится не здесь».

И это реальная история — девочка впоследствии стала популярной балериной в США после того, как ее отдали в творческую академию, а не в простую школу.

Эта история говорит о том, что важно своевременно выявить потенциал ребенка. И это очень больной вопрос в Казахстане. Во многих школах, с которыми я контактировала, нет понимания, что профориентацией должны заниматься все — от директора школы, его замов, до классного руководителя, учителей и школьных психологов.

Я недавно была на международной конференции про профориентации. Меня поразило, насколько за рубежом поставлена эта система. Там исходят из принципа, что на одного профориентатора должно быть 300 учащихся. У нас в обычных школах на одного профориентатора приходится тысяча учеников. Да и то, во многих школах эта единица существует лишь на бумаге. Эту задачу вешают на какого-нибудь завуча или методиста, у которых есть своя работа. Понятно, что профориентацией они в должной мере заниматься не будут.

В этом деле важно проводить профессиональную диагностику. Существует много тестов, как платных, так и бесплатных. Да, дети могут с неохотой проходить такие тесты, особенно те, где по сто-двести вопросов. Но эти тесты разрабатывались учеными, психологами, и они дают хоть какое-то первичное представление, в каких сферах может быть успешен ребенок.

Помимо профдиагностики в НИШ с учениками седьмых-восьмых классов проводятся встречи с экспертами. У нас даже есть специальный проект, в рамках которого перед ребятами выступает какой-нибудь специалист, инженер или эксперт по атомной промышленности, или журналист и так далее. Так у детей складывается понимание, кто чем занимается, какие профессии есть.

В НИШ есть еще один проект, который мне нравится — «Десять дней на работе у родителя». Допустим, ребенок знает, что папа финансист в каком-то банке. А что это за банк, чем занимается финансист? И в ходе этого проекта ребенок десять дней должен провести с кем-то из родителей на работе, выявить ее суть и перечислить навыки, которые для этого необходимы.

Словом, в школе должно проводиться много мероприятий, направленных на профориентацию.

— Насколько уровень подготовки наших школьников конкурентоспособен в современном мире? Внедрение каких современных технологий и систем подготовки кадров могут дать толчок для развития образовательной модели в целом?

— Проблема в том, что у нас производство отдельно, а наука и образование — отдельно. Есть программы, которые практикуются в университетах Америки, где прямо прописано — условно, один месяц вы обучаетесь в вузе, во второй месяц мы отправляем вас на практику, неважно, на фабрику, на производство.

У нас же по образовательному стандарту в вузах больше дается теории, а практические занятия давным-давно не обновлялись. Поэтому, когда у нас выпускники устраиваются на работу, там им говорят — забудь обо всем, чему тебя учили в вузе. Но в этом не стоит винить только университеты или всю систему высшего образования. Это еще и вопрос, почему даже крупные компании не хотят идти навстречу вузам. Можно же разработать программу, в которой все это совместить. Да, есть нефтяные компании, которые принимают студентов на практику, но таких кейсов мало.

Нам нужно понимать, кого мы учим. Сейчас у нас обучается альфа-поколение. Это ребята, которые ничего не будут учить, если не знают, зачем им это нужно. Наше поколение, поколение наших родителей были покорными и делали все, что нужно — шли в школу, учили интегралы и дифференциалы. Нынешнему поколению нужно знать, где все эти интегралы и дифференциалы применять.

Поэтому сейчас вводят, и это не может не радовать, Project-based Learning, когда на примере какого-то успешного кейса на уроке разбираешь, что нужно для этого сделать. Во-первых, это развивает софт-скиллы, что очень важно. Из десяти навыков, которые, по прогнозам экспертов, понадобятся в будущем, семь как раз относятся к софт-скиллам — это командная работа, эмпатия, любопытство, креативное мышление, аналитическое и так далее.

Во-вторых, благодаря этому альфа-поколение будет понимать, для чего им нужны те или иные знания, а не ориентироваться на мемы, мнения в обществе и так далее.

Что же касается первой части вопроса о конкурентоспособности наших школьников, абитуриентов, то могу привести свой пример. На международном уровне, на конференциях, куда я ездила, казахстанских абитуриентов очень хорошо знают и отмечают прежде всего их академический бэкграунд — то есть, базовые знания, математические способности.

В этом есть и заслуга НИШ. Причем, не в том смысле, что подразумевается в нашем обществе — будто выпускники Назарбаев Интеллектуальных школ, отучившись за счет государства, покидают страну. На самом деле таких среди наших выпускников набирается от силы процента три.

Нет, речь идет о нашей образовательной программе, которая разработана совместно с Кембриджским институтом. Более 60 ведущих вузов мира полностью признают эту программу — оценка весьма высокая, а для Казахстана и вообще постсоветского пространства ситуация вообще-то уникальная. Прецедентов разработки образовательной программы, признанной широким международным сообществом, до появления НИШ не было.

Плюс, возвращаясь к началу нашего разговора, система оценивания в НИШ тоже особенная, экзамены проверяют совместно с представителями Кембриджа, что стало причиной признания сертификатов НИШ ведущими вузами мира.

Словом, заявление, что НИШ открыли миру Казахстан, преувеличением не будет.

Фото из открытых источников


Нурлан Исмагулов

Публикации автора

«Ремонт» всемирного правительства — о чем говорил Токаев в Дохе

Казахстанских абитуриентов знают на международном уровне

Как улучшают жизнь в казахстанских аулах: статистика

Как улучшают жизнь в казахстанских аулах: опыт регионов

Сингапур Центральной Азии

Районы нового города

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 10.12.2024

Казахстанцы бьют рекорды в потреблении сосисок

НОВОСТИ | 10.12.2024

Продажи жилья выросли почти на четверть в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

В ДУМК напомнили верующим о правилах намаза

НОВОСТИ | 10.12.2024

Пять трансграничных хабов появятся в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Нацбанк данных в сфере экологии создан в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Стратегическая объездная дорога открыта на юге Кыргызстана